1.в каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно? 1) торты; 2) донельзя; 3) столяр; 4) корысть. 2. в каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1)на пете был городской праздный костюм, из которого он за лето сильно вырос. 2)многие смотрели на это вольнодумство власича как на невинное и безобидное чудачество. 3)от церкви открывался вид и на все село, и на красавицу реку, и на неоглядные поля, занявшие весь горизонт. 4)крашеный пол блестел. 3. в каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1)«юзё!» — вскрикнула она, обхватила руками его шею, прильнула к его лицу своим зардевшимся холодным лицом и засмеялась и заплакала. 2)ее голос красиво вибрировал на верхних нотах. 3)приезжавшие из далеких стран люди смотрели на бывшую роскошь когда-то царившей здесь княжеской власти 4)смотрю в окно, на дождливую улицу. 4. способ образования слова бездушный 1)суффиксальный 2)бессуффиксный 3) приставочный 4) приставочно-суффиксальный 5. определи , какие средства выразительности использовал автор 1) красноречивое молчание говорило о многом._________________________ 2) митрофанов усмехнулся, помешал кофе. сощурился.___________________ 3) меня дома ждал неожиданный сюрприз._____________________________ 4) там стонет человек от рабства и цепей.______________________________ эпитет синекдоха оксюморон метафора парцелляция плеоназм литота прочитайте текст и выполните заданияа6-а11. (1)…(2) под смешанными уплотненными посевами (посадками) понимают одновременное выращивание на одной площади нескольких видов культурных растений. (3) во многих случаях одно растение не мешает другому, а порой бывает полезным. (4) так, лук оказывает отпугивающее действие на морковную муху, которая повреждает корнеплоды растения. (5) следует обратить внимание и на то, что корневая система лука или салата располагается в верхней части почвенного слоя, а морковь, имея стержневую корневую систему, проникает значительно глубже. (6) …сочетание культур на одном участке дает возможность растению рационально использовать питательные вещества различных «этажей» почвы. 6. какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте? 1) чтобы рационально использовать площадь приусадебного участка, можно проводить смешанные или уплотненные посевы. 2) одним из главных условий получения дружных всходов является технически правильно выполненный процесс посева. 3) овощевод должен стремиться к правильному, агротехнически грамотному чередованию культур. 4) перед посевом семена огурцов прогревают при температуре 50 с в течение трех часов. 7. какое слово или сочетание слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста? 1) такое 3) но 2) несмотря на это 4) возможно 8. какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? 1) растение не мешает, а бывает (предл. 3) 2) лук оказывает (предл. 4) 3) повреждает корнеплоды (предл. 4) 4) следует обратить внимание (предл. 5) 9. сколько грамматических основ в пятом предложении? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 10.укажите значение слова система в предложении 5. 1) последовательный ход чего- нибудь 2) изображение чего-либо в главных чертах 3) техническое устройство, конструкция 4) нечто целое, единство 11. в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишутся две буквы н? в гости (1)ой в окова(2)ом медью сундуке из море(3)ого дуба хранилось наташино прида(4)ое. 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4 12. в каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) кат…строфа, п…скарь, хр…нение 2) прод…вец, план…тарий, ком…ндир 3) т…ропиться, прел…женипе, л…донь 4) зап…рать, торм…зить, бал…нсировать 13.в каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква е ? 1) мел крош…тся, терп…шь 2) занавеска колыш…тся, обещ…нный 3) увид…нный, море успоко…тся 4) распиш…шься, колебл…мые ветром 14. в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется е иной раз в наших местах задаются такие характеры, что как бы много лет н(1) прошло со встречи с ними, о некоторых из них н(2)когда н(3) вспомнишь без душевного трепета. 1) 1 2) 2 3) 3 4) 1, 3 15. укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении. печи еще держат тепло утренней топки ( ) и в небе ни единого дымка. 1)простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна. 2)сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая. 3)сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна. 4)простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая. 16. в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? бросив поводья(1) заводскому конюху(2) бобров похлопал(3) потемневшую от пота(4) шею лошади и вошел в дом. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1 3) 3, 4 4) 2 — Знания.site

1.в каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно? 1) торты; 2) донельзя; 3) столяр; 4) корысть. 2. в каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1)на пете был городской праздный костюм, из которого он за лето сильно вырос. 2)многие смотрели на это вольнодумство власича как на невинное и безобидное чудачество. 3)от церкви открывался вид и на все село, и на красавицу реку, и на неоглядные поля, занявшие весь горизонт. 4)крашеный пол блестел. 3. в каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1)«юзё!» — вскрикнула она, обхватила руками его шею, прильнула к его лицу своим зардевшимся холодным лицом и засмеялась и заплакала. 2)ее голос красиво вибрировал на верхних нотах. 3)приезжавшие из далеких стран люди смотрели на бывшую роскошь когда-то царившей здесь княжеской власти 4)смотрю в окно, на дождливую улицу. 4. способ образования слова бездушный 1)суффиксальный 2)бессуффиксный 3) приставочный 4) приставочно-суффиксальный 5. определи , какие средства выразительности использовал автор 1) красноречивое молчание говорило о многом._________________________ 2) митрофанов усмехнулся, помешал кофе. сощурился.___________________ 3) меня дома ждал неожиданный сюрприз._____________________________ 4) там стонет человек от рабства и цепей.______________________________ эпитет синекдоха оксюморон метафора парцелляция плеоназм литота прочитайте текст и выполните заданияа6-а11. (1)…(2) под смешанными уплотненными посевами (посадками) понимают одновременное выращивание на одной площади нескольких видов культурных растений. (3) во многих случаях одно растение не мешает другому, а порой бывает полезным. (4) так, лук оказывает отпугивающее действие на морковную муху, которая повреждает корнеплоды растения. (5) следует обратить внимание и на то, что корневая система лука или салата располагается в верхней части почвенного слоя, а морковь, имея стержневую корневую систему, проникает значительно глубже. (6) …сочетание культур на одном участке дает возможность растению рационально использовать питательные вещества различных «этажей» почвы. 6. какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте? 1) чтобы рационально использовать площадь приусадебного участка, можно проводить смешанные или уплотненные посевы. 2) одним из главных условий получения дружных всходов является технически правильно выполненный процесс посева. 3) овощевод должен стремиться к правильному, агротехнически грамотному чередованию культур. 4) перед посевом семена огурцов прогревают при температуре 50 с в течение трех часов. 7. какое слово или сочетание слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста? 1) такое 3) но 2) несмотря на это 4) возможно 8. какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? 1) растение не мешает, а бывает (предл. 3) 2) лук оказывает (предл. 4) 3) повреждает корнеплоды (предл. 4) 4) следует обратить внимание (предл. 5) 9. сколько грамматических основ в пятом предложении? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 10.укажите значение слова система в предложении 5. 1) последовательный ход чего- нибудь 2) изображение чего-либо в главных чертах 3) техническое устройство, конструкция 4) нечто целое, единство 11. в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишутся две буквы н? в гости (1)ой в окова(2)ом медью сундуке из море(3)ого дуба хранилось наташино прида(4)ое. 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4 12. в каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) кат…строфа, п…скарь, хр…нение 2) прод…вец, план…тарий, ком…ндир 3) т…ропиться, прел…женипе, л…донь 4) зап…рать, торм…зить, бал…нсировать 13.в каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква е ? 1) мел крош…тся, терп…шь 2) занавеска колыш…тся, обещ…нный 3) увид…нный, море успоко…тся 4) распиш…шься, колебл…мые ветром 14. в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется е иной раз в наших местах задаются такие характеры, что как бы много лет н(1) прошло со встречи с ними, о некоторых из них н(2)когда н(3) вспомнишь без душевного трепета. 1) 1 2) 2 3) 3 4) 1, 3 15. укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении. печи еще держат тепло утренней топки ( ) и в небе ни единого дымка. 1)простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна. 2)сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая. 3)сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна. 4)простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая. 16. в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? бросив поводья(1) заводскому конюху(2) бобров похлопал(3) потемневшую от пота(4) шею лошади и вошел в дом. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1 3) 3, 4 4) 2 — Знания.site Кофе

Приложение

Звуковые образные средства русского языка.

Один из самых поэтических приёмов – звукопись.  Гибкость и выразительность звучащей речи достигается подбором слов близкого звучания, виртуозным сочетанием звуков, , повторением одного и того же звука или сочетания звуков, употреблением слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

Среди звуковых повторов различаются:

Аллитерация

 (от латинского ad. – «к, при, со» littera – «буква»; букв. собуквие) – повторение одинаковых или сходных согласных.

Ассонанс 

(фр. Assonance – «созвучие») – повтор гласных.

К. Бальмонт называл слово самым волшебным чудом из того, что «есть ценного в человеческой жизни», «звуковым изваянием», способным отдельными своими элементами передать особое ощущение, душевное состояние. Каждый звук нашей речи, по мнению поэта, есть «малый колдующий гном», волшебство; в любом слове звук неслучаен, а преисполнен глубочайшего смысла и образности.

Поэт даже пытается наделить звук смысловой нагрузкой, закрепить за ним определённые образы: «О – звук восторга

 Торжествующее пространство есть О: Поле, Море, Простор. Всё огромное определяется через О, хотя бы и тёмное: Стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море.

Учёные-лингвисты провели многочисленные эксперименты с восприятием звуков языка и оценкой смысловой нагрузки. Так, « …звуки В,А,Р,О воспринимаются как сильные в противоположность Ю,П…, звук Х оценивается как «плохой, маленький, хилый, пассивный», а звук А, напротив, как «большой, хороший, активный», КШЖСФЩ кажутся говорящим  «шероховатыми», а О,И,М, Л,У – «гладкими» Даже такие свойства, как храбрость, печаль, доброта, обнаруживают люди, владеющие русским языком, в различных звуках родной речи:

Звуковые повторы превращаются в систему разными способами:

Упражнение 1.  

Вставьте в данные предложения слова и словосочетания из набора:

  1. Использование__________ «у» придаёт стихам в первой строфе протяжное, скорбное звучание.
  2. Разнообразные сочетания с шипящими создают________, вызывающий чувство тревожно-напряжённого ожидания.
  3. __________первого стиха, где особое значение имеют повторы «д», «т», передающие грохот взрывов, усиливает изобразительную яркость картины сражения.
  4. Настойчиво звучащая __________мелодичного «л» помогает автору передать чувство блаженного покоя, которым пронизаны чувства лирического героя, умиротворённо созерцающего окружающий мир.

     Набор: а) звуковой состав; б) ассонанс; в) аллитерация; д) звуковой образ.

Упражнение 2.

Прочитайте данные ниже предложения. Как звуковые повторы связаны со смыслом этих предложений? Раскройте художественную значимость звуковой организации.

1) Среди низко стелющихся по земле стеблей подсыхающего ковыля притаились длинные змеи.

2) Около высокой колокольни стоял дородный молодец и, ловко поигрывая палицей, спокойно смотрел на приближающихся всадников.

3) Подул ветер… (закончите самостоятельно, используя ассонанс на «у»).

4) Зачарованный шелестом листвы, я с трепещущим сердцем смотрел в крошечное окошко… (закончите самостоятельно, передав с помощью звуковых повторов шёпот человека, очарованного таинственной красотой незнакомой девушки).

Упражнение 3.

Прочитайте несколько отрывков из стихотворений. Укажите особенности их звуковой организации. Как звуковые повторы помогают автору изобразить глубину и сложность поэтической идеи?

  1. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. 2) На севере диком стоит одиноко

    Величавый возглас волн.           На голой вершине сосна.

     Близко буря. В берег бьётся         И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

    Чуждый чарам чёрный чёлн.       Одета, как ризой, она.

                 К. Бальмонт.                                                        М.Ю. Лермонтов.

3) Я живу, как кукушка в часах,               4) Галереи, сугроб на крыше

  Не завидую птицам в лесах.                     За шпалерной скребутся мыши,

   Заведут – кукую.                                       Чепраки, кружева, ковры!

   Знаешь, долю такую                                 Тяжело от парадных спален!

   Лишь врагу                                                А в камин целый лес навален,

   Пожелать я могу.                                      Словно ладан, шипит смола…

             А. Ахматова.                                                                 М. Кузьмин.

Упражнение 4.

 Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «И гроб опущен уж в могилу…». Рассмотрите фонику, опираясь на клише, данное после стихотворения

И гроб опущен уж в могилу,

И всё столпилося вокруг…

Толкутся, дышат через силу,

Спирает грудь тлетворный дух…

И над могилою раскрытой,

В возглавии, где гроб стоит,

Учёный пастор, сановитый,

Речь погребальную гласит.

Вещает бренность человечью,

Грехопаденье, кровь Христа…

И умною, пристойной речью

Толпа различно занята…

А небо так нетленно-чисто,

Так беспредельно над землёй…

И птицы реют голосисто

В воздушной бездне голубой…

Клише

Важную роль в развитии поэтической темы (имеет; играет; занимает; выполняет) звуковая организация. Аллитерация «г», «р», «б» образует звуковую волну, которая окрашивает стихотворение в погребальные тона (приведите примеры)______, ___________,___________,__________.

Скопление этих согласных создаёт ощущение (лёгкости; свежести; тяжести; толкотни; духоты; скученности). Ассонанс «и» (___________; ______________; _________________; ________ и т.д.) придаёт стихотворению интонацию (заливистого смеха, зачарованного шёпота, надрывного визга, печальной тишины). (гармоничность; неблагозвучие; рассогласованность; стройность) стиховой мелодики в первых (скольких?) _______ строфах воплощает (веру поэта в счастье; красоту мира; всеобщее неблагополучие земной жизни; зыбкость человеческой жизни), вот почему начальной точкой его поэтического пространства становится «________________» – глубокая яма, вход в страшную бездну.

Предлагаем ознакомиться:  Чашка Кофе, сеть кофеен в Новосибирске на метро Сибирская — отзывы, адрес, телефон, фото — Фламп

Совсем иной характер приобретает мелодика в _________ строфе:________«н», «б», ассонанс «е» образуют звуковую волну, связанную с образом «неба», «голубой воздушной бездны». Тесноте земного мира с его угрюмым однообразием (соответствует; Противостоит) безграничность небесных просторов, и это (сравнение; оппозиция; антитеза; метафора) отчётливо проявляется в звуковой организации стихотворения.

Тропы

Метафора

По стилистической роли в речи метафоры подразделяются на три группы: сухие, или мертвые (лист бумаги, железнодорожная ветка, стрелка часов); образные общеязыковые (заря как начало, зарождение чего-нибудь, море – большое количество чего-либо); авторские (свежие, оригинальные метафоры, которых нет в словаре; они создаются поэтами, писателями)

Можно выделить три типа переноса признака, используемых при образовании метафоры:

1) перенос наименования с одного предмета на другой, например, моя путеводная звезда (по отношению к женщине);

2) использование названия животного для характеристики человека (медведь, лиса);

3) использование признака неодушевленного предмета для характеристики человека, например, дерево (о бесчувственном человеке).

         Кроме того, нужно отметить такие особенности метафоры, как компактность и образность. В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе.

Метафора – это скрытое сравнение, в ней нет предмета, который сравнивается, а сразу дан образ: «Осень ранняя развесила флаги желтые на вязах» Слова листья нет, есть сразу образ «флаги». Бывает, что предмет и образ сливаются: «ситец неба». Метафору можно развернуть в сравнение, например, утонешь на этом корыте (т.е. в лодке, похожей на корыто).

Упражнение 1.

Сверните сравнение в метафору.

  а) По стенам около картин лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью (Гончаров) -…;

б) Из края в край, из града в град / Судьба, как вихрь людей метет (Ф.Тютчев); в) У одной волосы, как грива, до пояса, у другой какие-то бумажки на голове – …

Упражнение 2.

Найдите метафоры. Назовите «предмет» и «образ».

Повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит.

Край неба дымно гас в лучах.

Вот пробилась из-за тучи синей молнии струя.

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Упражнение 3. 

Какая метафора в данном предложении? Как она называется?

«Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады». (М. Горький)

(Это развернутая метафора.)

Метонимия

Мы имеем дело с метонимией, если называется:

  • сосуд, вместилище, вместо содержимого;
  • имя автора, вместо его произведения;
  • деталь внешности человека, его одежда или орудия действия, вместо человека;
  • часть тела человека или животного, которой производится действие вместо самого действия;
  • населенный пункт вместо его жителей;
  • признак предмета, явления вместо самого предмета, явления;
  • 7) место, где происходит (произошло) событие, вместо события;
  • имя человека вместо предмета, сооружения, названного его именем.

Упражнение 1.

На основании плана (см. выше) составьте таблицу и впишите в ее графы номера предложений, в которых используется метонимия.

  1. Все это к лицу молодости, которая легко переносит и приятные, и неприятные волнения; а мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь. (И. Гончаров)
  2. Сижу задумчив и один,

На потухающий камин

Сквозь слез гляжу… (Ф. Тютчев)

  1. В глухой дали стучит топор,

Вблизи стучит вертлявый дятел. (А. Фет)

  1. Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою… (А. Пушкин)

  1. …Зато читал Адама Смита… (А. Пушкин)
  2. «Как, Грандисон?.. а, Грандисон! Да, помню. Где же он?». «В Москве, живет у Симеона…»
  3. Снова замерло все до рассвета –

Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.

Только слышно – на улице где-то

Одинокая бродит гармонь…(Исаковский)

  1. Волка ноги кормят. (Пословица)
  2. Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина.                

Синекдоха

Мы имеем дело с синекдохой, когда

Упражнение 1.

Определи соответствие со способом образования синекдохи.

  1. В Париже росс. (А. Пушкин)
  2. Всему миру известно, как я люблю тебя.
  3. Сколько лет! Сколько зим!
  4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  5. Вашингтон и Лондон подписали соглашение.

Упражнение 2.

Распределите приведенные примеры в соответствии с видом тропа: метонимия или синекдоха.

1) Не то на серебре – на золоте едал. (А. Грибоедов)

                  2) Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин)

3) Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И. Крылов)

4) Перо его местью дышит. (А.К.  Толстой)

5) Ну что ж, садись, светило. (В. Маяковский)

6) Пуще всего береги <…> копейку. (Н. Гоголь)

                  7) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин)

                   8) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)

                   9) Но тих был наш бивак открытый. (М. Лермонтов)

                   10) Мы все глядим в Наполеоны. (А. Пушкин)

(В примерах 1, 3, 4, 7, 9 – метонимия, в 2, 5, 6, 8, 10 – синекдоха. В примере 1 наблюдается связь между предметом и материалом, из которого предмет сделан, в примере 3 – между содержимым и содержащим, в (4) – между действием и орудием этого действия, в (7) – между автором и его произведением, в (9) – между местом и людьми, находящимися на этом месте. В (2) автор употребляет часть вместо целого (флаги в значении «корабли», в (5) – родовое название вместо видового (светило вместо солнце), в (6) – видовое название вместо родового (копейка в значении «деньги»), в (8) – ед. ч. в значении мн. ч., в (10) – мн. ч. в значении ед. ч.)

Предлагаем ознакомиться:  Кофе со сгущенкой – происхождение, приготовление, рецепты

Сравнение

Сравнение может быть выражено творительным падежом существительного, формой сравнительной степени прилагательного, оборотами с сравнительными союзами, при помощи слова подобен.

Кроме того, сравнение может быть простое и развернутое:

Упражнение 1.

Укажите способ выражения сравнений в данных предложениях.

1) Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Б. Горбатов).   2) Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля. (А. Сурков).  3) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф. Тютчев).    4) Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (М. Лермонтов).   5) Ее любовь к сыну была подобна безумию. (М. Горький)

        (Сравнение выражено в примере 1 – творительным падежом; в примере 2 – формой сравнительной степени прилагательного; в примерах 3, 4 – оборотами со сравнительными союзами; в примере 5 – лексически, при помощи слова подобна).

Упражнение2.

Сравнение может быть выражено фразеологическим оборотом; сущ. в и.п. в роли именной части сказуемого или приложения; СПП с придаточным сравнения; наречиями, морфемный состав которых соответствует моделям: по-…ому, по-…ему, по-…и.

 Даны два примера. Определите, в чем различие между сравнениями в первом предложении и во втором.

1) Ее уста, как роза, рдеют. (А. Пушкин).

2) Он [стих Пушкина] нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря. (В. Белинский).

(1 – сравнение простое, предметы сравниваются по одному общему у них признаку; 2 – сравнение развернутое, построено на сопоставлении многих схожих черт.)

Упражнение 3.

В чем особенность данного сравнения?

То не кукушка в роще темной кукует рано на заре, – в Путивле плачет Ярославна одна на городской стене. («Слово о полку Игореве»).

(Сравнение построено не на сопоставлении двух явлений, а на их противопоставлении. Это сравнение отрицательное.)

Эпитет

Необходимо знать о том, что существует расширительное толкование эпитета, при котором эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол: мороз-воевода, ветер-бродяга, старик океан; гордо реет.

Упражнение 1.

Самостоятельно продолжите ряд примеров: красна девица, море синее, солнце красное…

(Речь идет о постоянных эпитетах. Они часто встречаются в народном поэтическом творчестве, переходят из одного произведения в другое. Примеры постоянных эпитетов можно продолжить: добрый молодец, поле чистое, тучи черные, зелена трава и т.д.)

Упражнение 2.

Попытайтесь восстановить цепочку подбора поэтом эпитета, обоснуйте свой выбор. Сравните с вариантом поэта.

     В Одессе пушкинской поры бывала такая непроглядная грязь, что вместо лошадей запрягали волов. Только они могли тащить экипажи и дрожки. В строфах «Путешествия Онегина» Пушкин сначала написал:

                        И в дрожках вол, рога склоня,

                        Сменяет пылкого коня.

Пылкого коня поэт зачёркивает. Он пишет по–другому.

(Сменяет гордого, лёгкого, слабого, хилого. Рядом с волом конь действительно казался хилым, – ему не под силу было тащить экипаж. Эпитет позволяет увидеть картину и одновременно авторское отношение к ней.)

Стилистические фигуры.

 Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение

Упражнение 1.                                      

 В каких из приведенных примеров встречаются риторические обращения?

1) Приятель дорогой, здорово! (И. Крылов)

2) Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса. (А. Пушкин)

3) Старик! О прежнем позабудь… (М. Лермонтов)

4) Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А. Пушкин)

5) Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно? (И. Никитин)

(Риторические обращения встречаются в примерах 2, 4, 5.)

Упражнение 2.

– Сравните два предложения. Какое из них представляет собой риторический вопрос? (Второе.)

1) Ты откуда же взялся, Андрей? (Б. Горбатов)

2) На кого не действует новизна? (А. Чехов)

Анафора 

Анафора бывает звуковой (повторение одних и тех же сочетаний звуков); морфемной (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов); лексической (повторение одних и тех же слов); синтаксической (повторение одних и тех же синтаксических конструкций); строфической (повторение одних и тех же элементов в начале строф). Пример строфической анафоры – стихотворение М. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…».)

 Упражнение 1.

Определите вид анафоры

1) Грозой снесенные мосты,

    Гроба с размытого кладбища. (А. Пушкин)

2) …Черноглазую девицу,

   Черногривого коня (М. Лермонтов)

3) Не напрасно дули ветры,

    Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)

4) Брожу ли я вдоль улиц шумных,

   Вхожу ль во многолюдный храм,

   Сижу ль меж юношей безумных,

   Я предаюсь моим мечтам. (А. Пушкин)

Упражнение 2.

        В чём особенность использования анафоры в приведённом ниже отрывке?

Мало того, что осуждена я на такую страшную участь; мало того, что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, – мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я. (Н. Гоголь)

Предлагаем ознакомиться:  РЖД не расскажет: 6 фишек «Сапсана», о которых не каждый знает

(В качестве примера дан период. Период – это сильно распространенное простое предложение или многочленное сложное предложение, характеризующееся со стороны содержания значительной полнотой и законченностью выражения мысли, единством темы, а со стороны интонации распадением на две части: повышение и понижение.

Эпифора. 

Упражнение 1

Какая стилистическая фигура использована в данных отрывках?

1)  Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь)

2) Милый друг, и в этом тихом доме

    Лихорадка бьет меня.

    Не найти мне места в тихом доме

    Возле мирного огня! (А. Блок)

         Градация 

В узком смысле градация представляет цепь анадиплосисов (подхватов): «песня о ветре, о ветре, обутом в солдатские гетры, о гетрах, идущих дорогой войны, о войнах…»; в широком смысле – всякая цепь элементов высказывания с постепенным нарастанием значимости («ни позвать, ни крикнуть, ни помочь…» М. Волошин) или убыванием ( «Все грани чувств, все грани правды в мирах, в годах, в часах…» А. Белый).

По аналогии со стилистической градацией говорят о сюжетной градации (последовательность эпизодов в сказке «О рыбаке и рыбке»), композиционной (стихотворение А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом». В художественном тексте градация указывает на то, что используется для создания напряженно – нарастающей интонации.

Упражнение 1.

Впишите в определение градации вместо точек подходящие по смыслу слова.

Градация – это … (стилистическая) фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая … (последующая) заключает в себе … (усиливающееся, реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается … (нарастание, реже ослабление) производимого ими впечатления.

Упражнение 2.

Определите тип градации в следующих примерах:

1) Пришел, увидел, победил.   (Юлий Цезарь).

2) Присягаю ленинградским ранам,

    Первым разоренным очагам:

    Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

    Ни крупицы не прощу врагам.   (О. Бергольц).

3) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой   особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (С. Аксаков).

(Примеры 1, 3 – градация восходящая, пример 2 – градация нисходящая.)

Бессоюзие и многосоюзие.

Упражнение 1.      

        Какие синтаксические фигуры использованы в данных примерах?

1) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В. Короленко).

2) Швед, русский колет, рубит, режет. (А. Пушкин).

3) Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А. Чехов).

4) Волков бояться – в лес не ходить. (Пословица).

5) Люди знали: где-то, очень далеко от них идет война. (В. Ажаев).

(Примеры 2, 4, 5 отражают явления бессоюзия, а 1, 3 – многосоюзия

            Инверсия

Инверсионными считаются в русском языке следующие сочетания:

а) определение стоит после определяемо

Сижу за решёткой в темнице сырой (сырая темница);

б) обстоятельство (наречие) стоит после главного слова:

На севере диком стоит одиноко сосна (одиноко стоит);

в) дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед главным словом:

Часов однообразный бой (однообразный бой часов);

г) сказуемое стоит перед подлежащим:

Роняет лес багряный свой убор (лес роняет).

Упражнение 1.

        Найдите инверсию в следующих предложениях:

1) Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства. (А. Коптяева). 2) Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (А. Неверов). 3)

(В первом предложении имеет место инверсия главных членов, во втором – инверсия согласованных определений, в третьем – инверсия дополнений, в четвертом – инверсия обстоятельства меры и степени.)

Упражнение 2.

 Инверсию каких членов предложения мы наблюдаем в следующих примерах?

1) Гораздо интереснее оказались морские коньки. (В. Катаев).  2) Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А. Пушкин).  3) Досадно было, боя ждали. (М. Лермонтов). 4) Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. (Ф. Гладков). 5)

Парцелляция

Упражнение 1.

Преобразуйте данные высказывания в предложения с нерасчленённой конструкцией. Сравните авторский текст   с преобразованным предложением.

  1. Вчера утром обнаружил у своего порога воз дров. Сухих, швырковых. И не могу дознаться, кто их свалил.  (В. Астафьев). 2) Всё это было уже давненько. В библиотеке Севморпути. (В. Астафьев). 3) Из города приехал фотограф! 4) И не просто так приехал, по делу – приехал фотографировать. И фотографировать не стариков и старух, не деревенский люд, алчущий быть увековеченным, а нас, учащихся овсянской школы. (В. Астафьев). 5) Не знаю, кто из писателей, кто из великих знатоков человеческих душ мог бы написать о чёрной душе Ставраки, мог бы проследить извилистый путь подлости в мозгу и сердце этого человека? Может быть, Бальзак или Достоевский? (К. Паустовский). 6) Когда следователь спросил его об этом, Ставраки ответил:

Под любой фамилией меня всё равно бы нашли. И чем раньше, тем лучше. И так слишком долго искали! (К. Паустовский). 7) Они обменялись адресами, и женщина сошла, преображённая этим вихрем любви. Потому что нет, должно быть, ни одной женщины, которая не расцвела бы, как редчайший весенний рассвет, зная, что она стала причиной внезапной любви.  8)

Оцените статью
Про кофе
Добавить комментарий

Adblock
detector