Блог Кропачевой Яны Николаевны “Дистанционное обучение” : ЕГЭ. Задание № 7. Нарушение синтаксических норм при построении различных предложений

Блог Кропачевой Яны Николаевны "Дистанционное обучение" : ЕГЭ. Задание № 7. Нарушение синтаксических норм при построении различных предложений Кофе

Анализ типичных ошибок грамматические нормы современного русского языка часть 1 – анализ – стр. 2

Давайте
внимательно прочитаем задание, в
котором излагаются требования к
сочинению на Едином государственном
экзамене по русскому языку:

Напишите
сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте
одну из проблем, поставленных автором
текста (избегайте чрезмерного
цитирования). Сформулируйте позицию
автора. Объясните, почему вы согласны
или не согласны с автором прочитанного
текста. Свой ответ аргументируйте,
опираясь на жизненный или читательский
опыт (приведите не менее трех аргументов).

Что
такое проблема?

Проблема
– это сложный теоретический или
практический вопрос, требующий решения,
исследования.

С
ложная, трудная, важная, серьезная,
глубокая, основная, главная, актуальная,
злободневная, острая, назревшая,
философская, политическая, идеологическая,
социальная, национальная, международная…
проблема

Проблема
чего:
войны,
мира, экономики, политики, идеологии,
воспитания, образования.

Постановка,
изучение, исследование, рассмотрение,
обсуждение, значение, важность,
сложность…какой-л.
проблемы.
Точка
зрения на какую-л. проблему.

Поставить,
выдвинуть, рассмотреть, изложить,
обсудить, разрешить какую-л. проблему.

Коснуться
какой-л. проблемы.

Уделить
внимание какой-л.
проблеме.

Над
какой-л.
проблемой

думать, работать.

Какая-л.
проблема
возникает,
встает, представляет интерес, заслуживает
внимания, ждет решения1.

Как
видим, сформулировать проблему текста
можно двумя основными способами:

  1. проблема
    чего
    :
    Автор затрагивает проблему «отцов»
    и «детей»; В тексте поднимается
    проблема одиночества; Текст Ю. Лотмана
    заставил меня задуматься над сложной
    проблемой восприятия художественного
    текста;

  2. формулировка
    в
    виде вопроса

    (напомню, что проблема и есть вопрос,
    требующий решения) дает больше
    возможностей для случаев, когда кратко
    сформулировать проблему текста
    невозможно: Возможно ли органичное
    сочетание в жизни человека «поэзии»
    и «прозы», духовного и материального
    начал? Этой сложной проблеме посвящен
    текст Юрия Нагибина.

Определяя
проблему, вы должны задуматься над
тем, каким образом содержание текста
касается вас, других людей, всего
человечества. Помните, что описанная
в тексте конкретная ситуация, факты
чьей-либо биографии и т.п. – это
иллюстрация, частный случай, пример
проявления какой-либо абстрактной
идеи, рассматриваемой автором. Поэтом
формулируйте проблему так, чтобы она
охватывала не только случай, рассмотренный
в тексте, но и многие подобные ситуации.

Например,
автор текста рассказывает о жизни
ученого Алексея Федоровича Лосева,
который прошел суровую жизненную
школу: был арестован, выжил в
нечеловеческих условиях лагеря,
работал на стройке Беломор-Балтийского
канала, практически потерял зрение,
— однако не утратил оптимизма и воли
к жизни, продолжал научную работу и
добился мирового признания.

Прочитав
такой текст, стоит задуматься о том,
что многим людям пришлось преодолевать
трудности. Достаточно вспомнить
биографию А.И. Солженицына, рассказавшего
всему миру правду о сталинских лагерях.
Итак, проблема данного текста может
быть сформулирована следующим образом:
Что
может помочь человеку выжить в
нечеловеческих условиях и не потерять
человеческого достоинства?

Что
значит «прокомментировать» проблему?

Глагол
комментировать означает «объяснять,
пояснять». Следовательно, здесь
требуются ваши мысли по поводу
сформулированной проблемы текста.

Подумайте
о том, насколько актуально то, о чем
пишет автор; кому и в каких ситуациях
приходится сталкиваться с подобной
проблемой; если это возможно, коснитесь
«истории вопроса», т.е. коротко
расскажите о том, как эту проблему
рассматривали, пытались решить другие
авторы, есть ли по этому вопросу иная
точка зрения, не совпадающая с авторской.

Следует
отметить, что здесь также возможны
как минимум два способа изложения
материала:

  1. от
    частных фактов (комментарий) к
    формулировке проблемы. Например:
    Развитие человеческой цивилизации
    уже давно перешагнуло тот рубеж, за
    которым осталось гармоничное
    сосуществование природы и человека.
    Сегодня, когда загрязняются вода и
    воздух, пересыхают реки, исчезают
    леса, гибнут животные, люди с тревогой
    смотрят в будущее и все чаще задумываются
    о трагических последствиях своей
    деятельности. Текст В. Пескова посвящен
    проблеме экологии и призывает каждого
    из нас осознать ответственность за
    неразумное вмешательство человека
    в жизнь природы.

  2. от
    формулировки проблемы к комментарию.
    Например: Отчего в нашей стране,
    обладающей богатыми природными
    ресурсами и огромным интеллектуальным
    потенциалом, большая часть населения
    живет бедно? Над этой сложной проблемой
    размышляет В. Тимофеев. Надо сказать,
    что затронутая автором проблема имеет
    многовековую историю. Вспомните хотя
    бы историю из «Повести временных лет»
    о том, как древние русичи приглашали
    варяжских князей на обильную и богатую
    землю, в которой не было порядка. Вот
    уже много лет не одно поколение наших
    соотечественников задается вопросом:
    «Почему наша жизнь так далека от
    совершенства?».

Как
выявить позицию автора?

Если
проблема текста – это вопрос, то позиция
автора – это ответ на вопрос, поставленный
в тексте. Таким образом, формулируя
проблему в виде вопроса, вы уже должны
точно знать, как автор на него отвечает.
Например: Рассказывая о судьбе А.Ф.
Лосева, автор убеждает нас в том, что
только ста духа и вера в добро могут
помочь человеку преодолеть все
жизненные невзгоды и воплотить свои
заветные мечты в жизнь.

Если
позиция автора публицистического
текста обычно выражена четко и ясно,
то выявление авторской позиции в
художественном тексте может потребовать
от вас бoльших усилий. Постарайтесь
ответить на следующие вопросы: Что
хотел сказать своим читателям автор,
создавая текст? Как автор оценивает
описываемую конкретную ситуацию,
поступки героев? Обратите внимание
на слова, художественные приемы,
которые выражают авторское отношение
(неодобрение, иронию, осуждение –
сочувствие, восхищение), дают
отрицательную или положительную
оценку описываемым фактам.

Например,
в отрывке из романа Н.В. Гоголя «Мертвые
души» дается описание поведения
чиновника: Положим, например, существует
канцелярия, не здесь, а в тридевятом
государстве, а в канцелярии, положим,
существует правитель канцелярии.
Прошу посмотреть на него, когда он
сидит среди своих подчинённых, – да
просто от страха и слова не выговоришь!
гордость и благородство, и уж чего не
выражает лицо его? просто бери кисть,
да и рисуй: Прометей, решительный
Прометей! Высматривает орлом, выступает
плавно, мерно. Тот же самый орёл, как
только вышел из комнаты и приближается
к кабинету своего начальника, куропаткой
такой спешит с бумагами под мышкой,
что мочи нет. В обществе и на вечеринке,
будь все небольшого чина, Прометей
так и останется Прометеем, а чуть
немного повыше его, с Прометеем
сделается такое превращение, какого
и Овидий не выдумает: муха, меньше даже
мухи, уничтожился в песчинку. «Да это
не Иван Петрович, – говоришь, глядя на
него. – Иван Петрович выше ростом, а
этот и низенький, и худенький; тот
говорит громко, басит и никогда не
смеется, а этот черт знает что: пищит
птицей и все смеется». Подходишь ближе,
глядишь – точно Иван Петрович! «Эхе-хе!»
– думаешь себе… (Н.В. Гоголь).

Авторская
ирония, нисходящая градация (Прометей,
орел, куропатка, муха, песчинка)
показывают, что автор высмеивает, с
одной стороны, высокомерие по отношение
к подчиненным, а с другой – угодливость,
чинопочитание, стремление лебезить
перед начальством. И то и другое унижает
человека, несовместимо с чувством
собственного достоинства.

Будьте
внимательны. Помните, что от вас
требуется не сформулировать позицию
автора «вообще», а показать его мнение
по выделенной и прокомментированной
вами проблеме.

Как
аргументировать свою позицию?

В
этой части работы вы должны строго
следовать правилам построения
текста-рассуждения. Цель данного типа
речи – убедить адресата в чем-либо,
укрепить или изменить его мнение. Для
этого используется логически стройная
система доказательств.

Типичное
(полное) рассуждение строится по схеме,
в которой выделяются три части:

  • тезис
    (положение, которое надо доказать);

  • аргументация
    (доказательства, доводы);

  • вывод
    (общий итог).

Например:
Есть еще люди, которые относятся к
искусству, осо­бенно к музыке, как
к развлечению. Какое это огромное
заблуждение!

«Я
сожалел бы, если бы моя музыка только
развлекала слушателей. Я стремился
сделать их лучше», – писал замеча­тельный
немецкий композитор XVIII века Гендель.

«Высекать
огонь из сердец людей» – вот к чему
стре­мился великий Бетховен.

Гений
русской музыки Чайковский мечтал том,
чтобы «приносить людям утешение».

Как
перекликаются эти слова с удивительными
по про­стоте и ясности словами
Пушкина: «И долго буду тем любе­зен
я народу, что чувства добрые я лирой
пробуждал!..»

Как
точно определил поэт высшее назначение
искусст­ва – пробуждать в людях
чувства! И это относится ко всем видам
искусства, в том числе и к музыке –
самому эмоцио­нальному искусству.

Музыка
– это большая и серьезная часть жизни,
могу­чее средство духовного
обогащения.

(По
Д. Кабалевскому)

Тезис

это главная мысль (текста или
выступления), выраженная словами,
главное утверждение оратора, которое
он старается обосновать. Чаще всего
тезис развертывается поэтапно, поэтому
может показаться, что автор выдвигает
несколько тезисов. На самом деле
рассматриваются отдельные части
(стороны) главной идеи.

Для
того чтобы выделить тезис из высказывания
большого объема, можно пользоваться
следующим алгоритмом:

  • прочитать
    текст и разделить его на структурные
    части;

  • ориентируясь
    на сильные позиции текста (подзаголовки,
    абзацы), выписать из каждой части
    предложения, выражающие главное
    суждение (часть тезиса), отделить их
    от доказательств;

  • соединить
    смысловыми союзами (если, чтобы и
    т.д.) выделенные части тезиса и
    сформулировать его целиком.

Тезис
подчиняется следующим правилам:

  • формулируется
    четко и недвусмысленно;

  • на
    протяжении всего доказательства
    сохраняется одним и тем же;

  • его
    истинность должна быть доказана
    неопровержимо;

  • доказательства
    не могут исходить из тезиса (иначе
    образуется порочный круг в
    доказательстве).

В
нашем случае тезис – это главная мысль
автора текста, которую вы стараетесь
обосновать, доказать или опровергнуть.

Аргументация
– это приведение доказательств,
объяснений, примеров для обоснования
какой-либо мысли перед слушателями
(читателями) или собеседником.

Аргументы

это доказательства, приводимые в
поддержку тезиса: факты, примеры,
утверждения, объяснения – словом,
все, что может подтвердить тезис.

Предлагаем ознакомиться:  1 вариант. 1. установите соответствие: страны-лидеры продукция. 1. россия, сша, канада. а. уголь. 2. саудовская аравия, сша, россия. б. нефть. 3. сша, япония, россия. в. природный газ. 4. китай, сша, германия. г. электроэнергия. 2. установите соответствие: направление крупнейших грузопотоков продукция. 1. россия - западная европа. а. уголь. 2. персидский залив - западная европа. б. нефть. з.австралия— япония. в. природный газ. 3. установите соответствие: страны -тип электростанций 1. канада, киргизия, бразилия. а. в основном тэс 2. франция, бельгия, литва. б. в основном гэс 3. германия, украина, япония. в. в основном аэс 4. монголия, ирландия, белоруссия. г. только тэс 4. странами-лидерами по добыче железной руды являются: 1. сша, россия, канада. 2. китай, бразилия, австралия. 3. китай, сша, россия. 4. канада, бразилия, австралия. 5. главным экспортером стали и проката в мире является: 1.сша. 2. япония. 3. россия. 4. китай. 6. установите соответствие: страны-лидеры по производству металла: 1.сша, чили, япония. а. алюминий 2. канада, австралия, россия. б. медь 3. малайзия, индонезия, таиланд. в. олово 4. сша, россия, канада. г. никель 7. установите соответствие: специализация страна 1. электроника и электротехника. а. венгрия 2. часы и станки. б. нидерланды 3. автомобили и самолеты. в. швейцария 4. автобусы. г. швеция 8. установите соответствие: продукция страна-лидер 1.суда. а. сша 2. автомобили. б. япония 3. телевизоры. в. китай 4. компьютеры. 9. первое место в мире по экспорту лесной продукции занимает: 1. россия. 2. бразилия. 3. сша. 4. канада. 10. по производству обуви среди развитых стран лидирует: 1. италия. 2. испания. 3. сша. 4. япония. 11. «зеленая революция» - это... 1. распространение в мире экологического движения. 2. борьба за восстановление лесов. 3. внедрение в растениеводство прогрессивных технологий. 4. переход животноводства на естественные корма. 12. установите соответствие: страны-лидеры культура 1. россия, польша, китай. а. рис 2. бразилия, индия, куба. б. картофель 3. китай, индия, индонезия. в. сахарный тростник 4. китай, сша, индия. г. хлопчатник тест по теме: география отраслей мирового хозяйства. 2 вариант. 1. установите соответствие: страны – лидеры продукция 1) россия, сша, канада а. уголь 2) саудовская аравия, сша, россия. б. нефть. 3) сша, япония, россия. в. природный газ. 4) китай, сша, германия. г. электроэнергия. 2. странами – лидерами по добыче железной руды являются: 1) сша, россия, канада. 2) китай, бразилия, австралия. 3) китай, сша, россия. 4) канада, бразилия, австралия. 3. главным экспортером стали и проката в мире является: 1) сша. 2) япония. 3) россия. 4) китай. 4. установите соответствие: специализация страна 1) электроника и электротехника. а. венгрия. 2) часы и станки. б. нидерланды. 3) автомобили и самолеты. в. швейцария. 4) автобусы. г. швеция. 5. установите соответствие: продукция страна – лидер 1) суда. а. сша. 2) автомобили. б. японии 3) телевизоры. в. китай. 4) компьютеры. 6. первое место в мире по экспорту лесной продукции занимает: 1) россия. 2) бразилия. 3) сша. 4) канада. 7. по производству обуви среди развитых стран лидирует: 1) италия. 2) испания. 3) сша. 4) япония. 8. «зеленая революция» – это… 1) распространение в мире экологического движения. 2) борьба за восстановление лесов. 3) внедрение в растениеводство прогрессивных технологий. 4) переход животноводства на естественные корма 9. главным импортером зерна на мировом рынке является: 1) сша. 2) япония. 3) россия. 4) китай. 10. плантационное хозяйство со специализацией на кофе, сахарном тростнике, фруктах наиболее распространено: 1) в северной африке. 2) в юго – восточной азии. 3) в северной австралии. 4) в центральной америке и вест – индии. 11. ведущей авиационной державой мира является: 1) сша. 2) япония. 3) россия. 4) австралия. 12. найдите ошибку в перечне регионов экспорта нефти: 1) страны западной европы.2) сша и канада. 3) страны гвинейского залива. 4) страны персидского залива. — Знания.site

От
тезиса к аргументам можно поставить
вопрос «Почему?», а аргументы отвечают:
«Потому что…».

Например,
прочитанный нами текст Д. Кабалевского
построен по следующей схеме:

Тезис:
Относиться
к музыке как к развлечению – это
огромное заблуждение. Почему?

Аргументы
(потому что):

  • музыка
    делает людей лучше;

  • музыка
    пробуждает эмоции;

  • музыка
    приносит людям утешение;

  • музыка
    рождает в человеке добрые чувства.

Вывод:
Музыка – могучее средство духовного
обогащения

Типы
аргументов

Различают
аргументы
«за»

(свой тезис) и аргументы
«против»

(чужого тезиса). Таким образом, если
вы согласны с позицией автора, то его
и ваш тезис совпадают. Обратите внимание
на то, что вы должны постараться не
повторять доводы автора, использованные
в тексте, а привести свои.

Внимание!
Типичная ошибка!
Если
вы поддерживаете позицию автора, не
следует специально анализировать его
аргументы: Для подтверждения своей
позиции автор использует такие
аргументы, как… Не тратьте драгоценное
время экзамена на работу, которая не
предусмотрена заданием!

Аргументы
«за»
должны
быть:

  • правдивыми,
    опираться на авторитетные источники;

  • доступными,
    простыми, понятными;

  • отражающими
    объективную реальность, соответствующими
    здравому смыслу.

Аргументы
«против»
должны
убедить в том, что аргументы, приводимые
в поддержку критикуемого вами тезиса,
слабые, не выдерживают критики.В случае
несогласия с автором вам придется
выстраивать опровергающую аргументацию,
что требует от пишущего такта,
подчеркнутой корректности (кстати,
необходимость этической корректности
в сочинении особо подчеркнута в
критериях оценки части С). Рассмотрим
следующий пример:

В
наши дни профессионализм почему-то
отождествили с высокой квалификацией
и высоким качеством выполняемых работ
и оказываемых услуг. А это неверно.
Все врачи – профессионалы, но мы
прекрасно знаем: есть среди них и
плохие, и хорошие. Все слесари –
профессионалы, но и они бывают разные.
Короче говоря, профессиональное –
это не обязательно гарантирующее
высокое качество, но обязательно
выражающее определенное отношение
между производителем и потребителем,
между исполнителем и заказчиком.
Профессионал – это работник, который
за плату, дающую ему средства к
существованию, обязуется исполнить
заказ любого обратившегося к нему
клиента. Вот почему я с грустью смотрю
на людей, называющих себя профессиональными
политиками.

«Э-эх!
– думаю я, – Чем ты гордишься? Тем, что
готов за деньги выполнить политический
заказ любого обратившегося к тебе
клиента? Но достоинство ли это?» (По
Г. Смирнову).

Фрагмент
сочинения: Я не вполне согласен с
позицией автора: я считаю, что
профессионализм – это не только
принадлежность к определенной
профессии, но и профессиональное
мастерство. Например, плохого врача
язык не повернется назвать профессионалом.
Если врач не может поставить правильный
диагноз и его лечение может повредить
человеку, как же такой «профессионал»
может сдержать клятву Гиппократа?!
Конечно, кроме профессионализма,
существуют честь, совесть, человеческое
достоинство, однако все эти качества
только направляют человеческие умения
в должное русло. По моему мнению, многие
беды нашей страны связаны с нехваткой
профессиональных врачей, учителей и
политиков, а также с неумением
государства ценить труд настоящего
профессионала.

Помните
важное правило
аргументации:
аргументы
надо приводить в системе, то есть надо
продумать, с каких аргументов начать
и какими закончить. Обычно рекомендуют
располагать аргументы таким образом,
чтобы их доказательная сила возрастала.
Помните, что конечный аргумент
фиксируется в памяти лучше, чем первый.
Следовательно, конечный аргумент
должен быть самым сильным.

Например:
Мне кажется, трудно не согласиться с
основной мыслью автора: люди (особенно
это касается ученых) не должны терять
«живость восприятия» окружающего.
Во-первых,
мир вокруг нас чрезвычайно разнообразен
и часто опровергает, казалось бы,
незыблемые закономерности, установленные
человеком.
Во-вторых
,
большинство величайших открытий было
сделано учеными, которых порой считали
безумными чудаками. На самом же деле
Коперник, Эйнштейн, Лобачевский
доказали людям, что их особое видение
мира не только имеет право на
существование, но и открывает новые
горизонты науки. И, наконец,
непосредственность восприятия мира,
умение удивляться не позволят человеку
утратить связь с действительностью,
превратить все вокруг в сухую,
безжизненную схему. Внимательный,
любознательный человек, говорит нам
автор, должен видеть жизнь во всей ее
полноте. Именно такому человеку
приходит на помощь случай и мир готов
открыть все свои тайны./

Итак,
ваши аргументы должны быть убедительными,
то есть сильными, с которыми все
соглашаются. Конечно, убедительность
аргумента – понятие относительное,
поскольку зависит от ситуации,
эмоционального состояния, возраста,
пола адресата и др. факторов. В то же
время можно выделить ряд типовых
аргументов, которые считаются сильными
в большинстве случаев.

К
сильным
аргументам,
обычно
относят:

  • научные
    аксиомы;

  • положения
    законов и официальных документов;

  • законы
    природы, выводы, подтвержденные
    экспериментально;

  • заключения
    экспертов;

  • ссылки
    на признанные авторитеты;

  • цитаты
    из авторитетных источников;

  • показания
    очевидцев;

  • статистические
    данные.

Приведенный
перечень больше подходит для подготовки
публичного выступления. При написании
сочинений-рассуждений чаще всего
используются следующие аргументы:

  • ссылки
    на авторитетных людей, цитаты из их
    трудов и произведений;

  • пословицы
    и поговорки, отражающие народную
    мудрость, опыт народа;

  • факты,
    события;

  • примеры
    из личной жизни и жизни окружающих;

  • примеры
    из художественной литературы.

Кстати,
вам не случайно предлагают подобрать
именно три аргумента, поскольку это
оптимальное количество доводов для
обоснования своей мысли. Как отмечает
И.А. Стернин, «один аргумент – это
просто факт, на два аргумента можно
возразить, а на три аргумента это
сделать сложнее; третий аргумент –
это третий удар, начиная же с четвертого
аудитория воспринимает аргументы уже
не как некоторую систему (первое,
второе и, наконец, третье), а как «много»
аргументов. При этом возникает ощущение,
что на аудиторию оратор пытается
давить, уговаривает»2.

Естественные
доказательства

Какуже
было сказано, естественные доказательства
– это показание свидетелей документы,
данные экспертизы и т.п. Ярким примером
такой аргументации является
довод «к очевидному».
Использование
этого довода предполагает ситуацию,
в которой есть очевидец (очевидцы)
какого-либо события, факта. Например:


Делали
в этом доме капитальный ремонт? – Нет.
Я живу в нем с момента постройки и
знаю, что его не ремонтировали.


Всем
ли понравился новый фильм? – Нет, не
всем. Я сам его еще не видел, но слышал
от многих, кто его смотрел, что он им
не понравился.

В
обычном виде этот довод едва ли может
быть использован в сочинении, однако
в качестве «очевидца» можно привлечь
самого убеждаемого (т.е. эксперта,
который будет проверять сочинение),
адресуясь к его памяти. В этом случае
мы апеллируем к опыту, который одинаков
у большинства и потому очевиден: каждый
испытывал боль, каждому знакомо чувство
обиды, большинству знакомо состояние
вдохновения и т.п.

Например:

Тезис:
Общение
с книгой важно в детстве, в период
формирования личности.

Аргумент:
В
детстве содержание книги воспринимается
особенно ярко и часто вызывает сильные
эмоции. Думаю, это подтвердит каждый,
кто путешествовал по стране чудес
вместе с Алисой, или помогал Робинзону
осваивать необитаемый остров, или
боролся с темными силами вместе с
Гарри Поттером.

Логические
доказательства

Их
также называют
доводами «к логосу»
или
доводами к размышлению.
Древнегреческое
слово
logos
означает
«понятие; мысль, разум». Таким образом,
доводы к логосу – это аргументы,
апеллирующие к человеческому рассудку,
к разуму.

Один
из вариантов этого вида доводов –
рассуждение
с дефиницией
3.
Подобная аргументация строится на
определении, уточнении какого-либо
понятия, когда необходимо установить
существенные (самые важные) признаки
какого-либо предмета или явления.

Обычно
рассуждение начинается с вопроса о
содержании уточняемого понятия. Затем
дается неверное определение, отражающее
первоначальные, неточные представления
о предмете. Затем это определение
(определения) заменяется правильным,
которое и завершает рассуждение.
Следует ограничиться только теми
дефинициями, которые имеют хотя бы
некоторые признаки, совпадающие с
правильной. Каждое отличие правильной
дефиниции от неправильной следует
разобрать.

Например:
Кто такой писатель? Это человек, который
умеет писать? Нет. Писать умеет каждый
грамотный человек. Может быть, это
человек, который пишет правильно? Нет.
Правильно писать умеют все образованные
люди. Стало быть, писатель – это тот,
кто пишет интересно, увлекательно?
Нет. Автором интересного текста может
быть журналист, ученый, политик.
Писатель – это человек, который создает
художественные произведения, с помощью
искусства слова отражает многообразие
человеческого бытия.

Еще
один пример рассуждения с дефиницией:
Нередко считают, что культурный человек
– это тот, кто много читал, получил
хорошее образование, знает несколько
языков. Между тем можно обладать всем
этим и не быть культурным. Та крестьянская
семья на Севере, которая запомнилась
мне на всю жизнь, обладала подлинной
культурой, потому что прежде всего
обладала способностью к пониманию
других, терпимо относилась к миру и к
людям (Д.С. Лихачев).

Обратите
внимание!
Подобное
рассуждение может стать эффектным
вступлением к вашему сочинению. В этом
случае вы уточняете ключевое понятие
текста, так или иначе связанное с
проблемой, затронутой автором.

Дедуктивное
рассуждение

предполагает ход мысли от общего к
частному, от общих суждений к частным
(сначала приводится тезис, а потом он
поясняется аргументами).

Например:
Нам нужно лучше обучать русскому
языку. Во-первых, у нас снижается
грамотность школьников. Во-вторых, у
нас мало внимания уделяется повышению
грамотности взрослых. В-третьих, у нас
плохо владеют русским языком журналисты
и телеведущие.

Индуктивное
рассуждение –
это
логическое умозаключение от частных,
единичных фактов к общему заключению,
выводу, от отдельных фактов к обобщению.
Рассмотрим состояние русского языка.
У нас снижается уровень грамотности
школьников; мало внимания уделяется
повышению грамотности взрослых; у нас
плохо владеют русским языком журналисты
и телеведущие. Таким образом, нам
необходимо лучше обучать русскому
языку.

Предлагаем ознакомиться:  Рецепт Кофе на молоке с сахаром. Калорийность, химический состав и пищевая ценность.

Простейшая
форма рассуждения (как дедуктивного,
так и индуктивного) – это сложноподчиненное
предложение, которое состоит из двух
суждений, связанных причинно-следственной
связью (Читать книги полезно, потому
что чтение расширяет наш кругозор –
Так как чтение расширяет наш кругозор,
читать книги полезно).

Более
сложной формой рассуждения является
силлогизм
дедуктивное
умозаключение, в котором из двух
суждений (посылок) следует третье
суждение (умозаключение). Хрестоматийный
пример силлогизма: Все люди смертны.
Александр – человек. Следовательно,
Александр смертен. Обычно силлогизмы
опираются на общеизвестные истины и
на элементарную логику, которая
доступна каждому.

Например:
Каждый патриот испытывает чувство
любви к своей стране. Любая страна –
это множество больших и малых городов,
сел, деревень, хуторов, населенных
людьми. А значит, любовь к своему дому,
к улице, где живут наши соседи и друзья,
к родному городу – это и есть то
чувство, с которого начинается
патриотизм – любовь к своему Отечеству.

Этические
доводы

Этические
доводы апеллируют к общности
нравственных, морально-этических
принципов убеждающего и убеждаемых.
Эти аргументы призваны заставить
адресата «примерить ситуацию на себя»,
отождествить себя с другим человеком,
принять его систему ценностей,
сострадать, сопереживать ему или
отвергнуть позицию другого, осудить
его поступки, поведение. Отвергая свое
тождество с некой личностью, мы
отвергаем и ту систему ценностей,
которой эта личность руководствуется.
Обычно объектами сопереживания
являются люди, а объектами отвержения,
осуждения – отвлеченные понятия
(жестокость, эгоизм, ханжество и т.п.).

Обратите
внимание на типичные ситуации, в
которых используются этические
доводы4:

Сопереживание

Тип
текста

Убеждающий

Убеждаемые

Объект

сопере-живания

Источник
сопере-живания

Публицис-тический

Публицист

Власти,
общест-венное мнение

Какая-либо
социальная, национальная, возрастная
группа (например,
дети)

Общечело-веческие
ценности
(сострадание, милосердие,
справедли-
вость)

Художес-твенный

Писатель,
поэт

Читатели

Персонажи
произведения, носители
высоких
этических и эстетических ценностей

Сами
эти
ценности (патриотизм, благородство,
честь, долг)

Отвержение

Тип
текста

Убеждающий

Убеждаемые

Объект
отвержения

Источник
отвержения

Публицис-тический

Публицист

Власти,
общест-венное мнение

Какие-либо
социальные пороки
(расизм, коррупция,
бюрократизм)

Отдельные
люди, политики, чиновники их конкретные
действия

Художес-твенный

Писатель,
поэт

Читатели

Уродливые,
неэтичные, явления (подлость,
предательство, жестокость)

Персонажи
и их
конкретные поступки

Приведем
примеры:

Тезис:
Фашизм должен быть искоренён.

Я
думаю, что любой здравомыслящий человек
согласится с автором: люди должны
понимать опасность распространения
идей фашизма. Во-первых, фашистская
идеология зомбирует человека, убивает
в нем личность, ибо, по мнению идеологов
Третьего рейха, государство важнее
личности.

Во-вторых,
фашизм попирает извечные нравственные
нормы, к осознанию которых человечество
шло веками, открыто пропагандирует
расизм, приучает людей к мысли о том,
что есть целые народы, которые ради
«расовой гигиены» должны быть порабощены
или уничтожены.

И,
наконец, нужно помнить о тех бедах,
которые уже однажды принесла в мир
коричневая чума: вторая мировая война,
разрушенные города, разоренные села,
десятки миллионов погибших, замученных,
заживо сожженных в печах, задушенных
в газовых камерах, сотни миллионов
исковерканных, искалеченных судеб…
– такова плата за торжество фашистских
идей. Это не должно повториться.

Ссылки
на авторитет

Убеждающему
часто выгодно обратиться к «третьей
стороне» – сослаться на мнение
авторитетного общественного деятеля,
ученого, специалиста в какой-либо
области, упомянуть пословицу, поговорку,
апеллируя к народной мудрости. Сила
таких аргументов состоит в том, что,
используя их, мы обращаемся к
коллективному запасу знаний, который
всегда больше, чем у отдельных лиц.

«Третья
сторона» может быть конкретным или
обобщенным лицом, а также группой лиц.
Имени лица обычно сопутствуют добавочные
характеристики: известный русский
писатель, выдающийся ученый, философ
и т.п. Например: Выдающийся борец за
гражданские права Мартин Лютер Кинг
учил, что…; Гениальный русский ученый
Д.И, Менделеев однажды сказал, что…;
Еще Петр I говорил, что…; Любой историк
скажет вам, что…; Большинство врачей
считает, что…; Как установлено японскими
учеными…

Внимание!
Типичная ошибка!
Поскольку
точного текста цитаты у вас не будет,
лучше использовать косвенную речь: в
таких конструкциях достаточно передать
общий смысл высказывания. Так вы не
поставите в затруднительное положение
эксперта, который не может проверить
точность приведенной фразы, и сможете
избежать обвинения в искажении цитаты.

Следует
отметь, что «третья сторона» может
быть не только нашим союзником, но и
нашим противником. В этом случае мы
ссылаемся на распространенное
заблуждение, точку зрения, которая не
совпадает с нашей, и опровергаем эту
позицию.

Например:

В
наше время часто можно встретить
людей, которые утверждают, что человек
должен думать только о своем благополучии.
Впрочем, эта точка зрения не нова:
можно вспомнить философию «полезного
эгоизма» Петра Петровича Лужина, героя
романа Ф.М. Достоевского «Преступление
и наказание». Мне кажется, история
нашей страны убедительно доказывает
ущербность такой жизненной позиции:
сегодня многие заботятся только о
личном преуспевании, и в результате
мы живем в государстве, где царит
эгоистический произвол, процветают
коррупция и бюрократизм.

В
заключение напоминаем, что все части
вашего сочинения взаимосвязаны. Таким
образом, неверно определив проблему
текста, вы ставите под угрозу всю
работу. Перечитайте текст, проверьте,
насколько логика вашего сочинения
соотносится с рассуждениями автора.
И, конечно же, постарайтесь исправить
допущенные ошибки.

Желаем
успеха!

Поговорим о грамматических ошибках – мои статьи – заочные консультации – ноу “миллениум”

Анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися в процессе выполнения
тестов ЕГЭ по русскому языку, показывает, что одним из наиболее «слабых
мест» является выполнение заданий, связанных со знанием грамматических
норм русского языка.
Так, согласно спецификации экзаменационной работы, знания учащимися грамматических норм проверяется в трех заданиях:
А4 – морфологические нормы;
А5 – синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом);
А6 – синтаксические нормы (нормы согласования, управления; построение сложноподчиненных предложений и т.п.).

 Образование форм слов различных частей речи
1.    Образование форм числительных
Собирательные числительные
Прежде всего, необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях:
с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев);
Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими лиц женского пола (двое подруг, трое сестер)
с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных(четверо детей, семеро козлят, трое зайчат);
Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных (двое волков, трое медведей)
с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов(двое саней, четверо ворот, семеро суток).
числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестра, по обеим сторонам).
Сложные и составные числительные
У сложных числительных при склонении изменяются обе части (пятьюстами (Т.п.), семьюдесятью (Т.п), о восьмистах (П.п.), шестисот (Р.п.));
при склонении составных числительных изменяется каждое слово (двум тысячам пятистам семидесяти трём (Д.п.), тремя тысячами шестьюстами восьмьюдесятью девятью (Т.п));
Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы: Им.п. и Вин.п. – сорок, девяносто, сто, остальные падежи – сорока, девяноста, ста;
При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе (двух (каких?) третьих; трем (каким?) седьмым);
Числительные полтора (ж.р. – полторы) и полтораста в именительном и винительном падежах указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста (полторы недели (И.п.), полутора недель (Р.п.), полтораста километров (И.п.), полутораста километрами (Т.п.)).
2.  Образование форм различных степеней сравнения прилагательных
НЕЛЬЗЯ ни в коем случае смешивать простую и составную формы степеней сравнения !!!

Нейтральная степеньСравнительная степньПревосходная степень
ПростаяСоставнаяПростаяСоставная
КрасивыйКрасивееБолее (менее) красивыйКрасивейщийСамый красивый, наиболее красивый, красивее всех


Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более красивее, самый красивейший.

3. Образование форм глагола
Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:

ИнфинитивЕдинственное числоМножественное число
ГлядетьГлядиГлядите
ЕхатьПоезжайПоезжайте
ЛазатьЛазьЛазьте
ЛезтьПолезай, лезьПолезайте, лезьте
ЛечьЛягЛягте
ТрогатьТрогайТрогайте


В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс -сь:

ИнфинитивЕдинственное числоМножественное число
УмыватьсяУмывайсяУмывайтесь
ВстречатьсяВстречайсяВстречайтесь

Глагол класть употребляется только без приставки,
однокоренные с ним глаголы с корнем -лож- – только с приставкой (положить,
выложить, переложить и др.
).

4.  Образование
форм деепричастий

деепричастия несовершенного
вида
образуются от основы инфинитивов несовершенного
вида с помощью суффиксов -а, -я (читать – читая, решать – решая);

деепричастия совершенного
вида
образуются от основы инфинитивов совершенного
вида с помощью суффиксов -в, -вши (прочитать – прочитав, решить – решив);

НО: иногда
деепричастия совершенного вида образуются от основы
будущего времени
с помощью суффиксов -а, -я ( прочтут – прочтя,
найдут – найдя
).

5.  Образование
форм местоимений

притяжательные
местоимения его, её,  их имеют только
эту форму
.

Грубой ошибкой считается
прибавление к нему падежного окончания прилагательного (
ихний,
ихняя
)

Образование
форм существительных

Что касается
образования форм имен существительных, то этот момент является одним из самых
сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для
запоминания написаний окончаний существительных.

Но,
несмотря на это, есть некоторые моменты, на которые, на наш взгляд, стоит
обратить внимание:

  1. существительные, обозначающие название
    овощей и фруктов
    , в основном в форме Р.П., мн.ч. имеют окончание -ов
    (томатов, апельсинов). НО: яблок;
  2. существительные, обозначающие название
    национальностей
    , в основном в форме Р.П., мн.ч. имеют нулевое
    окончание (армян, башкир, грузин, осетин, туркмен, молдаван). НО:
    монголов, якутов, таджиков и некоторые др.;
  3. существительные, обозначающие название парных
    предметов
    , в основном в форме Р.П., мн.ч. имеют нулевое окончание
    (ботинок, бот, брюк, погон, шорт, эполет). НО: носков,
    гольфов, клипсов
    ;
  4. существительные ж.р. на -ня в
    форме Р.П., мн.ч. имеют нулевое окончание (пустыня – пустынь,
    голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен
    );
  5. существительные ср.р . на -ье в
    большинстве своем в форме Р.П., мн.ч. имеют окончание -ий (селенье
    – селений, побережье – побережий, раздумье – раздумий
    ). НО: платьев,
    устьев и некоторые другие
    ;
  6. в некоторых случаях окончания существительных в
    Им.п., ед.ч. служат для разграничения лексического значения слов
    (политические лагери – туристические лагеря, рыцарские ордены – нагрудные
    ордена, пропуски уроков – предъявить пропуска).
Предлагаем ознакомиться:  Есть две одинаковые чашки: одна с кофе, другая с молоком. Из первой чашки во вторую перелили ложку кофе. Затем ложку получившейся смеси перелили обратно из второй чашки в первую. Чего больше: молока в кофе или кофе в молоке? 7.

 Построение предложений с деепричастным
оборотом

Выбирая правильное
продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует
учитывать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному
действию, речь о котором идет в сказуемом. Следовательно, как основное, так и
добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом. Поэтому прежде
всего очень важно обращать внимание на наличие подлежащего (существительного
или местоимения в Им.п). Но еще раз подчеркиваем: субъект, названный в
подлежащем, должен выполнять оба действия. Важно также обращать внимание на то,
что субъект, выполняющий оба действия, может быть формально не выражен. Речь в
данном случае идет об определенно-личных и неопределенно-личных предложениях.

Алгоритм действия

1.     
Находим в предложенных
ответах субъект (ИС в И.п.)

2.     
Определить основное
действие этого субъекта

3.     
Помни! Основное и
добавочное действия выполняются ОДНИМ субъектом!

ПОДСКАЗКА

Сказуемое в таких
предложениях может быть выражено глаголом в одной из трех форм:

в форме повелительного
наклонения
(Приехав в Москву, обязательно сходите
на Красную площадь
);

в форме инфинитива
в значении повелительного наклонения
(Приехав в Москву, нужно
сходит
ь на Красную площадь);

в форме 1 или
2 лица изъявительного наклонения
(Приезжая в Москву, обязательно идем
на Красную площадь
). Подлежащее «мы» легко восстанавливается и относится
как к сказуемому, так и к деепричастию.

1.
Построение предложений с однородными членами

1. предложения, в
которых однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово.

В таких предложениях
очень важно обращать внимание на то, могут ли оба эти слова управлять тем падежом,
в котором стоит зависимое слово.

2.  предложения, в которых однородные члены
связаны двойными союзами: не только…, но и…; если не…, то…
и др.
 

3.  предложения
с обобщающим словом при однородных членах. Необходимо
учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором
стоит обобщающее слово.

4.  пропуск предлога
при однородных членах.

5.  смешение родо-видовых понятий в ряду
однородных членов.
6.  употребление в одном ряду однородных членов
логически несовместимых понятий.

7.  соединение в одном ряду однородных членов
скрещивающихся понятий.

 Построение предложений с причастным оборотом

1.  согласование причастия с определяемым словом
в роде, числе и падеже.

Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным,
определял и его собственную жизнь.

Правильный вариант: Образ поэта-пророка, созданный
Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

2.  определяемое слово не должно разрывать
причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.

Мне
было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.

Определяемое
слово «снайпера» разрывает в данном предложении причастный оборот «засевшего
на дереве»
, следовательно, в этом предложении содержится грамматическая
ошибка. Правильные варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера,
засевшего на дереве
. Мне было поручено уничтожить засевшего
на дереве снайпера
.

 Построение сложноподчиненных предложений

Чаще всего
грамматические ошибки в сложноподчиненных предложениях могут быть допущены в
следующих случаях:

1.  предложения, в которых придаточная часть
присоединяется с помощью союзного слова «кто». Обычно такие
предложения начинаются со слов: «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…»,
«никто из тех, кто…»
и т.п.

Важно
помнить, что местоимение «кто» употребляется только с глаголами в
форме ед.ч
. При этом также необходимо обращать внимание на единство
грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения.

2.  неверное присоединение придаточной части,
создающее неоднозначность восприятия смысла предложения.

В письме говорилось, что
в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский.

При
таком построении предложения неясно, к какому из слов относится придаточная
часть «которым управляет Сквозник-Дмухановский». Правильный вариант: В
письме говорилось, что в
город, которым
управляет Сквозник-Дмухановский
, едет ревизор.

3.  нарушение
грамматической формы союзного слова в придаточной части.

В комедии «Ревизор»
развертывается конфликт, котор
ым ведут герои.

Правильный вариант: В комедии «Ревизор» развертывается конфликт
(какой?), который
ведут герои.

4.  неверное
соединение с помощью союза «и» причастного оборота и придаточной части.

Я пил кофе, /
приготовленный барменом/ и (в который добавили виски)
.

Правильный вариант: Я пил /приготовленный
барменом/кофе, (в который добавили виски)
.

Построение
предложений с косвенной речью

1.  Самой
распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является
использование в придаточной части местоимений 1 и 2 лица. Это допустимо только
при передаче прямой речи.

Осуждая своих
современников, М.Ю.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».

Правильные варианты: Осуждая
своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет:
«Печально я гляжу на
наше поколенье»
. Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов
пишет о том, что он печально смотрит на свое поколенье.

2.  Также одной из распространенных ошибок является
употребление союза «что» в придаточной части при наличии «ли».

Я не заметил, что
находится ли он в комнате.

Правильный вариант: Я не заметил, находится ли
он в комнате.

3.  Нельзя оформлять предложение, которое
начинается с вводной конструкции, как прямую речь.

Неверный вариант: Как
сказал А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно».

Правильный вариант: Как сказал А.П.Чехов, «в человеке должно быть все
прекрасно».

4.  Ошибочным является использование большой
буквы в цитате при передачи косвенной речи.

Неверный вариант: Сенат
же постановил, что « Челобитчик лишился сына по тому одному, что
положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».

Правильный вариант: Сенат же постановил, что «челобитчик
лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его
сына счастливым…».

Трудные
случаи управления

Довольно часто в тестах
ЕГЭ встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в
падежной форме существительного или местоимения, стоящего после предлога. Так,
наиболее распространенными являются следующие случаи:

1.  употребление предлога «по».

В
значении «после чего-либо» предлог «по» управляет П.п., то
есть то слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в П.п. (по
приезд
е в Москву = после приезда в Москву; по
истечени
и срока = после истечения срока и
т.п).

По
прибыти
и домой (= после прибытия домой) он
чувствовал себя плохо.

2.  употребление
предлога «благодаря»

В подобных предложениях
причастный оборот следует ставить перед определяемым словом.

Он многого достиг в жизни (благодаря чему?) благодаря этому влиянию.

3. употребление предлога «согласно». Предлог «согласно»
также управляет Д.п.

Предоставьте Сергеевой отпуск (согласно чему?) согласно личному заявлению.

ПредлогПадежПример
в меруР.П.(в меру чего?) в меру возможностей
в заключениеР.П.(в заключение чего?) в заключение статьи
в видеР.П.(в виде чего?) в виде шара
в продолжениеР.П.(в продолжение чего?) в продолжение романа
в силуР.П.(в силу чего?) в силу привычки
в течениеР.П.(в течение чего?) в течение дня
наперекорД.П.(наперекор кому?) наперекор всем
наподобиеР.П.(наподобие чего?) наподобие овала
подобноД.П.(подобно чему?) подобно овалу
по причинеР.П.(по причине чего?) по причине непогоды
посредствомР.П.(посредством чего?) посредством ввода

Кроме неправильного употребления слов с предлогами, трудности вызывает и построение беспредложных конструкций. Рассмотрим некоторые из них

главное слововопросзависимое слово
скучатьпо ком?скучать по Вас
отличить, различатьчто? от чего? что? и что?отличить черное от белого, различать черное и белое
поражаться, пораженчему? чем?поражаться терпению, поражен терпением
воплотить, претворитьво что? в чем?воплотить в жизнь, претворить в жизни
обидеться, обиженна что? на кого? чем? кем?обидеться на друга, обижен другом
превосходство, преимуществонад кем? перед кем?превосходство над другими, преимущество перед другими
уверенность, верав чем? во что?уверенность в победе, вера в победу
отзыв, рецензияо чем? на что?отзыв о книге, рецензия на книгу
уплатить, заплатить, оплатитьза что? что?уплатить, заплатить за проезд, оплатить проезд

Употребление
имен собственных в предложении

Если в предложении
содержится имя собственное, заключенное в кавычки и являющееся названием
чего-либо (газеты, журнала, книги), то необходимо обратить внимание на наличие
перед ним имени нарицательного, относящегося к этому имени собственному. Если
такое нарицательное существительное стоит перед собственным, то изменяется
только оно, а имя собственное всегда стоит в Им.п. Если же нарицательное
существительное отсутствует, то изменяется (по необходимости) имя собственное.

Оцените статью
Про кофе
Добавить комментарий

Adblock
detector