За пять тысяч лет скромный, на первый взгляд, напиток распространился по всем континентам, став неизменным атрибутом не только кулинарных, но и культурных традиций многих народов и стран. Азия, Европа, Северная Америка и Африка — чай любят и пьют везде, придумывая особые ритуалы и рецепты чайных напитков. Давайте с ними познакомимся.
На этот раз я хочу поговорить о чайных церемониях. Пару вечеров искал в интернете дополнительную информацию, так как всех тонкостей, особенно японской, не помню, однако если по китайской сразу нашёл верную информацию, то с японской было сложнее. Часть ресурсов выдавало откровенную глупость, например фотографии китайской церемонии, или вообще к делу не относящуюся. Другая сложность в том, что из-за различных школ правила церемонии могут отличаться, и правила своей я так и не нашёл. Мне больше нравится китайская, так как на мой взгляд она более практичная и лояльна по отношению к иностранцам. Японская мне показалась более традиционной и более концентрированной на японцах. Почти все фотографии честно спёрты с интернета, на некоторые есть разрешение от автора, одна моя и видео тоже моё.
Китайская чайная церемония
Для жителей Дальнего Востока до недавнего времени Китай был одной из самых дешёвых стран для туризма. Если кому-то удавалось накопить денег на путешествие за границу, это либо Китай, Таиланд, или Вьетнам. В развлекательную программу туристических путёвок часто, если не всегда, включена чайная церемония, поэтому будучи в Китае туристом по путёвке будет возможность её посетить. В интернете пишут, что китайцы проводят церемонии по особым случаям или хотя бы раз в неделю, но живой китаец сказал, что он ни разу не проводил её, и среди знакомых нет тех, кто хоть раз проводил.
Чайные церемонии должны проходить в помещении с рассеянным освещением, не допуская прямых солнечных лучей, чтобы яркие лучи света не мешали проводить время. Обычно церемонии проводят в чайных магазинах в специально отведённых закутках. Церемония проходит за столом, гости сидят на стульях.
Вода с примесями и посторонними запахами не подходит для чая, как и слишком “мягкая” очищенная вода, очищенная от природных минералов. Лучший вариант – родниковая вода. Вода нагревается в отдельном котле и не допускается её остывание.
На посуде заострять внимание не буду, так как, на мой взгляд, это сугубо технические детали, поэтому просто покажу картинку.
Итак первый этап – моем посуду. Посуда заливается кипятком, тем самым ополаскивая её от пыли и прогревая. Использованная вода сливается в подставку для посуды.
Второй этап – гостям предлагается ознакомиться с чаем. Гостю, сидящему слева, передаются понюхать чайные листья в некоторой ёмкости, пока листья не вернутся назад хозяину.
Третий этап – листья засыпаются в заварник. Допускается использование сетки и других приспособлений. Как пишет интернет, соотношение 15г листьев на 150мл воды.
Четвёртый этап – промывание чайных листьев высокой струёй воды, как пишет интернет, с высоты 50-70 см. Делается это с целью смыть пыль с чайных листьев.
Пятый этап – после 1 минуты ожидания, чай сливается в подставку, чайные листья остаются в заварнике.
Шестой этап – заварник вновь наполняется водой в этот раз с низкой высоты 10-15см и настаивается либо употребляется сразу в зависимости от сорта чая.
Японская чайная церемония
Изначально чай был завезён в Японию из Китая, но позже японцы сами научились производить чай.
Во времена китайской династии Тан (618—907 гг.) для хранения и торговли листья чая обрабатывали паром и спрессовывали в чайные брикеты. Чай приготавливался путём обжаривания и растирания в порошок листьев и последующего заваривания порошкового чая в горячей воде с добавлением соли и мяты. Во времена следующей династии Сун (960—1279 гг.) становится популярным порошковый чай, приготавливаемый из обработанных паром высушенных листьев. Напиток приготавливали, заливая кипятком чайный порошок в чашке и, после настаивания, взбивали венчиком до образования пенки. Приготовление и потребление порошкового чая превратилось в ритуал у дзэн-буддистов.
Сам дзэн-буддизм, а вместе с ним и порошковый чай, были завезены в Японию в 1191 году монахом Эйсаем. В Китае порошковый чай был постепенно забыт, но в Японии он сохранил позиции благодаря дзэнским монахам, а затем стал широко распространяться и среди других слоёв общества в течение периода от XIV до XVI столетия. В это время владельцы чайных плантаций в Удзи усовершенствовали технику производства чая высшего сорта — маття. (с)Вики
Когда искал информацию, мне так и не удалось найти определённый алгоритм, по которому проходит церемония. Существует как минимум 9 разных школ, у каждой свои правила. Я не помню досконально всех тонкостей типа когда надо вращать чашу и сколько раз, но попробую описать как можно подробней.
Чайную церемонию японцы проводят в чайных домиках, которые можно найти в некоторых парках, в которых есть японский сад. Чайный домик построен так, что его окна выходят на самую красивую часть сада.
Посещение церемонии стоит примерно 3 тысячи йен. Помимо хозяина, на церемонии присутствует обязательно главный гость и остальные гости. Главный гость, как и хозяин, должен хорошо знать порядок проведения церемонии, и своим примером помочь менее опытным гостям.
В начале церемонии принято перекусить Кайсэки, чтобы чувство голода не мешало получать удовольствие. Нас отвели в просторную комнату, в расставленный низкие традиционный японские столы и подушки для сидения. Столы были расставлены кругом (прямоугольником) так, что обслуживающий персонал, когда приносил еду или питьё, садился на колени перед гостем и приступал к обслуживанию. Мы выпили саке и приступили к трапезе.
Хоть хозяин с сказал “садитесь как можно удобнее, расслабьтесь и получайте удовольствие от еды и общения с соседями”, но мне было сложно занять удобную позу, так как соседи по бокам находились близко, и я не знал, куда мне деть ноги. Просто вытянуть ноги я не мог.
После еды, главный гость объяснил присутствующим, как правильно пить чай. Большую часть его рассказа я тут же забыл, пришлось несколько раз пересматривать своё видео. Нас отвели в другую комнату, теперь уже чтобы попить чай.
В начале нам всем велели сесть на колени в ожидании хозяина церемонии. 3-5 мучительные минуты в ожидании, когда неторопливо так-же на коленях приползёт хозяин и поблагодарит всех за то, что пришли. После этого можно сесть удобно. В интернете пишут, что пока мастер готовит чай, гости ждут в тишине, однако хозяин всё это время рассказывал о церемонии, а гости переводили его речь на английский язык.
Нам принесли сладости, приготовленные из “Васанбон” – дорогого сорта сахара премиум класса. Не сказал бы, что сладости очень вкусные, так как это просто сахар с мукой и какими-то другими добавками. Поскольку дело было в декабре, сладости были в виде льдинки и снежинки.
Церемония – довольно долгий процесс. В чашу засыпается чайный порошок, заливается из котла водой, затем взбивается венчиком и подаётся гостям. Чай выглядит так.
В интернете пишут, что есть 2 этапа – когда гостям дают большую чашу густого чая, и каждый пьёт из этой чаши, после чего каждому уже в индивидуальную чашу наливается “жидкий”, однако в моём случае во время еды пили жидкий чай, а позже в индивидуальных чашах густой. Чтобы гостям не ждать несколько часов, на кухне персонал готовил чай отдельно от мастера, и разносил его гостям. Обслуга с чашей в руках садится перед гостем, поворачивает чашу 2 раза на 90 градусов по часовой стрелке и ставит перед гостем. Если у соседа ещё нет чаши, гость пододвигает чашу между собой и соседом, клонится со словами “osakini” (сокращение от “osakini shitsureishimasu” – “извините, что вперёд Вас”) и возвращает чашу назад. После чего берёт её, правой рукой, ставит на левую, поворачивает на 90 градусов по часовой стрелке, делает 1 маленький глоток, благодарит хозяина, и потом нормально пьёт чай. Если хочет поставить недопитую, нужно вытереть большим пальцем место где пил, и не помню, надо ли вращать чашу или нет. Если снова возьмёт, надо снова взять правой, поставить на левую и повернуть по часовой стрелке. В интернете видел ролики, где вращали 2 раза по часовой, где-то 2 раза против часовой.
Считается, что у чаши есть лицо. Если найти лицо и выпить с него, чай будет максимально вкусным. Если гостю понравилась чаша, или он их коллекционирует, или с этой чаши чай был необыкновенно вкусным, гость может попросить хозяина подарить или продать ему эту чашу. После церемонии можно погулять по комнате, оценить интерьер, полюбоваться на сад, поделиться с гостями и хозяином впечатлениями. Хозяин с удовольствием покажет свои чайные чаши, а гости могут попросить их подарить или продать.
На этом всё.
Многим людям нравится экзотика. Многим людям нравятся ритуалы. Многим нравится и то, и другое в одном флаконе. Вероятно, именно поэтому появилась и не проходит мода на чайную церемонию – красивую, экзотичную, ритуализированную. Это, безусловно, благо, как благо всё, что уводит от конфликта, стресса, дисгармонии. И хорошо, что у нас в стране появилось множество мастеров чайной церемонии, которые могут подарить людям эту радость. И хорошо, что эти мастера заботятся об аутентичности ритуала, запасаются чайничками, чашечками, сортами чая «оттуда» и прочими атрибутами.
Культуры стран, в которых эта церемония зародилась и развивалась, очень далеки от нашей. Настолько, что не все элементы поведения, в том числе ритуального, понятны. Это как раз нормально. И, если отдавать себе отчет, в чем состоит цель и функция действия, можно достаточно произвольно и адекватно манипулировать объектами и событиями, не нарушая гармонии происходящего.
К сожалению, чаще встречается слепое следование инструкции, а еще чаще – её нарушение.
Впрочем, не буду останавливаться на том, какой рукой какой предмет брать, потому что об этом написано много и во многих местах. Хочу поговорить совсем о другом.
Суть чайной церемонии заключается не в чае и не в посуде (не секрет, правда?). Она – в создаваемом настроении. И мастерство мастера заключается в том, насколько точно и мощно, насколько полно для всех гостей он это настроение создает.
В этом смысле чайная церемония – ресторан, который носят с собой. Носят с собой атмосферу. Чашечки и чайнички – элементы атмосферы, эквивалентные интерьеру ресторана.
Другая аналогия. Некоторые сети отелей стараются привести все отели в один и тот же вид, один и тот же стиль обслуживания, независимо от того, где этот отель находится, стандартизировать всё, вплоть до меню завтраков и цвета мыла. Блистательные проекты локальных управляющих о том, как можно внести в отель местный колорит или добавить плюшечек, попросту игнорируются.
В этом смысле чайная церемония – кусочек дома, который носят с собой. В любом месте разворачивается чайный “плацдарм” – и вы окунаетесь в знакомую до мелочей атмосферу, которая не сулит никаких новостей, никаких тревог и опасностей. И можно расслабиться и отвлечься от всего.
Третья аналогия. Как встречаются два обычных человека?
– Как дела?
– Нормально, а твои?
– И у меня все в порядке!
– Передавай привет своим!
– Обязательно, спасибо, и ты тоже!
– Передам, спасибо!
На что потрачена минута времени? На обмен метасообщениями: «Ты хороший, я тоже хороший. Опасности нет. Я желаю тебе добра». В старом Китае традиции и правила предписывали чиновникам, встретившимся друг с другом в дороге, такой долгий и сложный ритуал взаимных приветствий, что те предпочитали вместо этого задернуть шторы паланкина и притвориться, будто спят. Это тоже стало традиционным способом сообщить: «Всё в порядке, расслабься».
В этом смысле чайная церемония – создание обстановки дружелюбия и покоя, снятия напряжения.
Согласно исследованиям активности мозга, при участии в ритуалах происходит синхронизация работы полушарий. Совмещаются творческие механизмы (человек активно участвует в происходящем, что интересно) и консервативные (вся последовательность событий известна заранее, что безопасно), и это дает ощущение гармонии, покоя, восторга, вовлеченности, единства с остальными участниками.
В этом смысле чайная церемония, с одной стороны – объединяющий механизм, а с другой стороны – практика, по действию сходная с медитацией или молитвой.
Пятая аналогия: тем, кто практикует медитацию, известно, что это состояние легче достигается при помощи определенных «якорей». Для кого-то это облака, для кого-то огонь, для кого-то цветы или музыка. Несмотря на то, что лично я против постоянного использования якорей как привязывающих и ограничивающих, многие люди в них нуждаются, особенно в стрессовой обстановке.
В этом смысле чайная церемония – многокомпонентный якорь, мощный и достаточно универсальный, так как объединяет медитативную обстановку и действия, подкрепленные целенаправленным влиянием мастера.
В Китае и Японии, откуда пришли две наиболее известные чайные церемонии (не буду подробно останавливаться на сходстве и отличиях) есть одна общая черта, которая, в том числе, и привела к появлению этого обычая: там очень много людей. А где много людей – там сильная напряжённость. Высокая вероятность конфликтов. Именно поэтому именно в Китае и Японии поведение высокоритуализировано, что я уже отметил чуть выше, для того, чтобы как можно меньше дать поводов для раздражения, недовольства. Ведь раздражаешься, когда кто-то поступает не так, как «положено», неприятным, неожиданным образом. Если же человек вошел, как должно, поздоровался, как принято, и сел, как предписано, то и повода для раздражения нет.
Существует даже эндемично распространенная для Японии травма: трещина лобной кости. Дело в том, что в Японии принято при приветствии кланяться, быстро и резко, причем наиболее вежливо поклониться первым. А места в Японии мало, дистанции между здоровающимися небольшие, и, случается, люди при поклоне сталкиваются лбами. Случается, сильно.
Тем не менее, при таком скоплении народа усилия на отслеживание событий и реагирование постоянно оказываются чрезмерными, что утомляет. Более того, часто эта чрезмерность возникает не вопреки ритуализации, а именно благодаря ей, так как приходится все время следить за обстановкой, чтобы вовремя совершить предписанное этикетом действие.
В той же Японии человек, утомившийся взаимодействием с себе подобными, надевает на голову повязку с надписью «день удаления от скверны». Это означает, что обращаться к нему не надо, а следует игнорировать этого человека, за исключением лишь самых неотложных и важных случаев.
Просто справедливости ради следует отметить, что и в России, и в Англии существовали свои чайные церемонии со своей атмосферой – чаепитие из самовара и знаменитый «файв-о-клок». Да и подача чая в поезде в подстаканниках с лимоном и ложечкой ведь тоже является в определенном смысле чайной церемонией.
Если объединить всё сказанное, то чайная церемония – носитель определенной «атмосферы», и основная функция её – создание этой атмосферы. Качество исполнения чайной церемонии определяется именно тем, насколько точно, целенаправленно, управляемо, неслучайно атмосфера была создана, насколько мощной, всеохватывающей она была, насколько красивой и гармоничной, и насколько она дала людям результат – умиротворение и гармонизацию.
Класс чайного мастера состоит именно в стабильности и повторяемости высокого качества. А вовсе не в том, насколько виртуозно он манипулирует посудой, хотя этот элемент обязательно должен присутствовать. По большому счету даже качество чая может не сыграть роли в работе настоящего мастера, так как даже в чае из пакетика настоящий мастер даст вам возможность ощутить оттенки вкуса в форме, позволяющей провести безупречную церемонию. Но это, конечно, форс-мажор, вроде игры Паганини на одной струне.
Разумеется, мастер использует для создания атмосферы все, что может помочь. К примеру, японская чайная церемония, скоротечная и лаконичная по сравнению с китайской, начинается со специально оформленного пути к чайному домику, проходящего в определенной последовательности и, желательно, в определенном настроении – именно для того, чтобы дать возможность настроиться.
Но основной инструмент чайного мастера – это он сам.
Ни для кого не секрет, что есть люди, создающие вокруг себя определенные эмоции. Иногда человек просто транслирует своё состояние на окружающих, независимо от того, что это за состояние. Иногда наоборот, независимо от своего состояния он создаёт у окружающих какое-то одно впечатление, настроение. У некоторых людей это способность сильная, у некоторых слабая. У одних стабильная, у других – неустойчивая. Это не харизма и не активное влияние поведения, так как «атмосферный» человек может вообще ничего не делать — лишь молча присутствовать, но эффект при этом проявляется в полной мере.
Собственно, путь чая, тя-до, в отличие от пути воина буси-до, как раз и исключает активное, манипулятивное управление. Буси-до – концентрация ян, а тя-до – концентрация инь. Иньская энергия, как пассивное, спокойное начало, не позволяет стремительно вовлечь, не предусматривает открытого использования силы, что усложняет использование привычных способов режиссуры ситуации.
Инь – женская энергия, и сила женщины именно в создании атмосферы. Только при этом способе управления частью мира вокруг себя женщина остается женственной, не превращается в стерву, бабу или мужика. Поэтому «атмосферность» гораздо более обычна для женщин. Петербургские «салоны» XVIII-XIX веков собирались вокруг женщин. Хозяином и администратором мог быть мужчина, но ядром, центром кристаллизации, всегда была женщина.
Бывают и «атмосферные» мужчины, но, во-первых, реже, а во-вторых, создаваемая мужчинами атмосфера обычно более агрессивна, настойчива, жестка, за счет естественной янской энергии. Именно этим объясняется тот факт, что среди современных российских чайных мастеров так много женщин. Мужчине бывает достаточно сложно научиться исключить янскую энергию из поведения, не подавить, а изъять элемент потребности в лидерстве и удовольствия от него, соревновательность и демонстрацию силы (в любой форме). Поэтому мастерству чайной церемонии учатся подолгу и сочетают обучение с дзенскими практиками. Для мужчины путь чая требует особенного внимания к медитативности, умению сохранять спокойствие, концентрации на стихии воды, уходу от события к состоянию.
Тем не менее, традиционно чайный мастер – мужчина. И не только потому, что роль мужчины в средневековье была более выражена (в театрах, например, даже женские роли играли мужчины), но и потому, что у женской атмосферы есть другие сложности.
Поскольку атмосферность для женщины более естественна, привычна, то управляемость женской атмосферы, по сравнению с мужской, ниже. Женщина склонна создавать ту атмосферу, которую привыкла создавать, и, к сожалению, отказаться от этой привычки очень сложно, так как непременная вовлеченность в происходящее затрудняет критическую рефлексию. Да и само критическое отношение не является целевой составляющей атмосферы, а среди гостей нечасто находится тот, кто может дать грамотную обратную связь. И уж тем более не стоит надеяться на то, что такой гость будет постоянным.
Поэтому женщина-мастер частенько вместо трансляции чайной атмосферы транслирует себя. Не могу сказать, что это прямо беда, так как есть много женщин (не в процентах, а числом), чья атмосфера приятна, гармонична и достойна восприятия. Но это не чайная церемония, а персональное шоу, как бы увлекательно и интересно оно ни было.
Таким образом, и для мастера-мужчины, и для мастера-женщины основное, чему следует научиться в европейской ситуации – уходу от себя, от своей личности, от самолюбования, от самоутверждения. Яркость личности в этом искусстве – минус, если не сказать «профессиональный дефект». Европейские традиции ставят ценность личности очень высоко, поэтому такой уход – определенная жертва. Теоретически “продвинутый” мастер может сохранить ориентацию на свою личность в обыденной жизни, отказываясь от нее на время чайной церемонии, но это уровень не чайного мастера, а «мастера всего». Путь чая не может не отразиться на всей личности мастера, и европейский мастер может лишь в какой-то мере соблюдать баланс между путем чая и социализацией.
В практическом применении могут быть полезны даосские принципы (ничего себе сочетание дзена и дао?), ориентированные в том числе на тренировку спектра, глубины, устойчивости и переключаемости состояний. Грубо говоря, необходимо и достаточно выработать некое управляемое расщепление личности, схизис, где одна субличность – социальная, европейская, яркая, в той степени, в которой человеку это необходимо, а вторая субличность – тихая, незаметная, гармоничная и мощная.
Увы, даже очень развитая субличность никогда не сравнится с интегрированной личностью по своей широте и полноте, поэтому чайный мастер в Европе вынужден жить либо в ситуации конфликта, либо в ситуации компромисса, что не способствует гармонии личности, необходимой для чайной церемонии. Это противоречие в определенной степени разрешимо, но не в формате статьи, а в формате обучения. Поэтому могу только предложить написать мне, если вам это нужно.
К сожалению, дилетанитзм сейчас царит во всех сферах жизни, даже в гораздо более важных, чем чайная церемония. Для Петербурга это еще более актуально, так как город творческий, и к дилетантам относятся очень толерантно. Особенно печально, когда чайной церемонией называют бабские посиделки с кексиками, печеньками и чесанием языков. Однако я совершенно уверен, что среди чайных мастеров, в том числе начинающих, есть достойные, настойчивые и увлеченные люди, которые смогут преодолеть описанные препятствия к вящему удовольствию своих гостей.
Ритуалы чаепития в разных странах
Сегодня в мире ежедневно выпивается более 1,5 миллиара чашек разнообразного чая, и вряд ли можно найти два одинаковых напитка. Приготовление и сервировка чая — тщательный ручной труд, часто требующий высокого мастерства исполнения.
Япония
В Японии, как мы рассказывали выше, заваривание и сервировка чая превратились со временем в настоящее искусство — тяною, которое было очень популярно среди самурайской элиты. Только представьте, что японская церемония чаепития должна проводиться в специальном чайном домике! Чайный мастер будет многократно проливать крупнолистовой зеленый чай кипятком и разливать его по маленьким чашкам или энергично взбивать специальным венчиком пышную пену маття, смолотого в порошок зеленого чая тэнтя. Но чаще всего такие церемонии — праздник.
В обычной жизни японцы выпивают несколько чашечек зеленого или желтого чая до еды и несколько после. Самый популярный сорт — сен-тя, который у нас принято называть сенча. Никакого сахара, молока, десертов к чаю обычно не подается.
Англия
Еще одна всем известная чайная традиция существует в Великобритании — это five o’clock tea или пятичасовой чай. Англичане приложили руку к популяризации напитка — благодаря Ост-Индской компании в XVII веке чай в Великобританию начали поставлять из Китая, но в 1833 году торговля была запрещена. Британцы были вынуждены начать выращивать чай в собственной колонии — Индии, а затем и на Цейлоне. Эталоном стал черный байховый чай.
Говорят, что чай жители Англии пьют минимум пять раз в день. Но самый важный — пятичасовой, к которому непременно подаются сэндвичи, пирожные и выпечка, а сам напиток часто употребляется с добавлением молока. На самом деле такая традиция — пить чай между обедом и ужином, чтобы утолить голод и не переедать вечером, существует не только в Великобритании. В Италии, Испании, Франции, Аргентине и других странах такая трапеза даже называется почти одинаково — merendina или meriendina, от латинского слова merenda («заслуженное»). Безусловно, в ожидании ужина можно вполне заслуженно позволить себе ненадолго расслабиться и выпить чаю.
Турция
На Ближнем Востоке чай является важным элементом культуры, тут любая встреча, деловая, дружеская или семейная, здесь начинается и заканчивается чаепитием. В Турции, Азербайджане и странах Магриба крепкий черный чай принято пить из маленьких стаканчиков армуду. Особая грушевидная форма чашки позволяет чаю быстрее остывать в верхней части стакана, а нижняя дольше хранит тепло за счет узкого горлышка. К чаю на Востоке всегда подают сахар, сладости и сухофрукты.
Так подают чай в Турции
Какой чай бывает
Удивительно, но все многочисленные сорта чая производятся из листьев одного растения — вечнозеленого тропического кустарника семейства камелиевых Camelia sinensis. Вкус и аромат сортов, а их более 1500, могут изменяться в зависимости от региона произрастания, сезона, терруара, метода производства и хранения сырья.
В зависимости от степени ферментации и метода производства чай подразделяется на: черный (его же называют красным), зеленый, желтый, белый, улун и пуэр.
Классифицируют чай и по месту происхождения: китайский, индийский, цейлонский, японский, вьетнамский, турецкий и др. В России же самый известный чай — краснодарский.
По типу механической обработки чай может быть: байховым (рассыпным), прессованным (кирпичным, плиточным, таблетированным), экстрагированным (растворимым).
Монголия
Чай с молоком традиционно пьют не только англичане, но и потомки многих кочевых народов — монголов, татар, калмыков, киргизов и других. Кочевники, жившие в степях Азии, разводили скот и готовили особый напиток, напоминающий суп: в котелке варили чайные листья с молоком, добавляя соль, специи, масло. Такой сытный напиток восстанавливал сил и позволял надолго забыть о голоде во время длительных перегонов скота. Чай обладал целебными свойствами, лечил от болезней, утолял жажду в жаркую погоду и согревал зимой. Если молока не было, заменяли его мукой, поджаренной на масле. Белый чай олицетворял счастье и благополучие.
Чай с жирным молоком пьют и в Туркмении, и в Казахстане, где готовят его не на костре, а на раскаленном песке: засыпают мелкий черный байховый чай в чайник, добавляют немного кипятка, кипящее молоко и жирные сливки.
Русская традиция
В России чай попал лишь в XVII веке, зато сразу — на царский стол. Государь Михаил Романов получил посылку с сушеными листьями от монгольского Алтын-хана, говорили, что это отвар из них — ценное целебное средство. Чуть позже, когда чай распробовал Алексей Михайлович, были налажены поставки напрямую из Китая. Русский чай был особенным: доставляли его по суше, поэтому он не отсыревал, а в пути его часто коптили на огне во время стоянок караванов.Массовым же потребление чая в России стало при Петре Первом.
Появились и свои традиции чаепития, особенно в зажиточных купеческих и дворянских семьях. Обязательно на стол ставился самовар, в котором нагревалась вода, на него водружался чайник поменьше металлический или фарфоровый — с заваркой. Еще чайник с заваркой было принято накрывать полотенцем или «бабой» — специально для этого сшитой куклой. Пили чай из блюдечек, чтобы не обжеечься — такой он был горячий.
История чая
Широко популярным напитком в Поднебесной чай стал намного позже — лишь в эпоху Тан (618 – 907 гг.). Произошло это благодаря буддийским монахам, которые использовали чай во время важных церемоний и духовных практик. Напиток помогал сосредоточиться, утолял жажду в зной и согревал в холод, давал чувство насыщения и исцелял от болезней.
В VIII — IX веках буддийские монахи привезли чай сначала в Корею, затем в Японию, где напиток довольно быстро распространился. Кстати, именно в Японии обряд чаепития превратился в настоящее искусство, но об этом немного позже.
Буддийские монахи — настоящие чайные мастера
Китай
Как только не готовили чай в Китае, но в итоге остались самые рациональные методы приготовления. Часто чай в Китае заваривают даже не в чайниках, а в специальных чашках гайванях из стекла, глины или фарфора, похожих на пиалы с крышками, имеющими дырочки для выхода пара. В такую чашку засыпают чайную ложку чая, заливают водой на 2/3 или до половины объема и оставляют на 2-4 минуты, в зависимости от сорта. Но чай из гайвани не пьют — переливают в чашку для питья. Говорят, что самая первая чашка чая слишком слабая, настоящий вкус после второй и третьей заливки.
Конечно, существуют и важные китайские чайные церемонии, но их устраивают по особым случаям и для уважаемых гостей специально обученные чайные мастера.
Так китайцы заваривают чай в гайванях