Чехов А.П.: Паперный З.С.: Записные книжки Чехова. 3. Именно не то, что нужно

Чехов А.П.: Паперный З.С.: Записные книжки Чехова. 3. Именно не то, что нужно Кофе

Тема №7507 ответы к тестам по литературе 8 класс 18656 (часть 2)

щотки проклятые! Сплетни сеете, сороки короткохвостые!

Аммос Федорович. Пачкуны проклятые!

Лука Лукич. Колпаки!

Артемий Филиппович. Сморчки короткобрюхие!

Все обступают их.

Бобчинский. Ей-богу, это не я, это Петр Иванович.

Добчинский. Э, нет, Петр Иванович, вы ведь первые того…

Бобчинский. А вот и нет; первые то были вы.

В1. Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

В2. Назовите фамилию героя, о котором упоминает Городничий.

ВЗ. К какому сословию принадлежат Бобчинский и Добчинский?

В4. Ответ Городничего на реплику жены представляет собой закон­

ченное развернутое высказывание. Как называется подобный

тип высказывания в драматургическом произведении?

В5. Речь Городничего в данной сцене сопровождается комментария­

ми «машет рукою», «бьет себя по лбу», «грозит самому себе ку­

лаком» и др. Как в драматургии называются подобные автор­

ские комментарии?

В6. Городничий произносит фразу: «Чему смеетесь? — Над собой

смеетесь». Как называют изречение, отличающееся краткостью,

емкостью мысли и выразительностью?

В7. Жена Коробкина не участвует в основном действии, появляется

только в приведенной сцене. Как называется такой персонаж?

29

Cl. Каким предстает Городничий в данном эпизоде и какие драма­

тургические средства способствуют раскрытию его характера?

С2. Какие общечеловеческие пороки раскрывает Гоголь в «Ревизо­

ре» и в каких еще произведениях русской литературы облича­

ются эти недостатки?

СЗ. Почему Н.В. Гоголь называет городничего, так легко одурачен­

ного Хлестаковым, «неглупым человеком»?

Вариант 2

Те же и частный пристав.

Городничий. А, Степан Ильич! Скажите, ради бога: куда вы

запропастились? На что это похоже?

Частный пристав. Я был тут сейчас за воротами.

Городничий. Ну, слушайте же, Степан Ильич. Чиновник-то из

Петербурга приехал. Как вы там распорядились?

Частный пристав. Да так, как вы приказывали. Квартально­

го Пуговицына я послал с десятскими подчищать тротуар.

Городничий. А Держиморда где?

Частный пристав. Держиморда поехал на пожарной трубе.

Городничий. А Прохоров пьян?

Частный пристав. Пьян.

Городничий. Как же вы это допустили?

Частный пристав. Да бог его знает. Вчерашнего дня случилась

за городом драка, — поехал туда для порядка, а возвратился пьян.

Городничий. Послушайте ж, вы сделайте вот что: квартальный

Пуговицын… он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства

на мосту. Да разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и

поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планирование. Оно

чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправите­

ля. Ах, боже мой! я и позабыл, что возле того забора навалено на со­

рок телег всякого сору. Что это за скверный город! Только где-нибудь

поставь какой-нибудь памятник или просто забор — черт их знает

откудова и нанесут всякой дряни! (Вздыхает.) Да если приезжий чи­

новник будет спрашивать службу: довольны ли? — чтобы говорили:

«Всем довольны, ваше благородие»; а который будет недоволен, то

ему после дам такого неудовольствия… О, ох, хо, хо, х! грешен, во

многом грешен. (Берет вместо шляпы футляр.) Дай только, боже,

30

чтобы сошло с рук поскорее, а там-то я поставлю уж такую свечу,

какой еще никто не ставил: на каждую бестию купца наложу доста­

вить по три пуда воску. О боже мой, боже мой! Едем, Петр Иванович!

СВместо шляпы хочет надеть бумажный футляр.)

Частный пристав. Антон Антонович, это коробка, а не шляпа.

Городничий (бросая коробку). Коробка так коробка. Черт с ней!

Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заве­

дении, на которую год назад была ассигнована сумма, то не позабыть

сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт пред­

ставлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что

она и не начиналась. Да сказать Держиморде, чтобы не слишком да­

вал воли кулакам своим; он, для порядка, всем ставит фонари под

глазами — и правому, и виноватому. Едем, едем, Петр Иванович!

(Уходит и возвращается.) Да не выпускать солдат на улицу безо все­

го: эта дрянная гарниза наденет только сверх рубашки мундир, а

внизу ничего нет.

Все уходят.

В1. Как называется род литературы, к которому относится «Ревизор»?

В2. Укажите жанр данного произведения?

ВЗ. К кому направляются Городничий и Частный пристав?

В4. Ответ Городничего на реплику Частного пристава представляет

собой законченное развернутое высказывание. Как называется

подобный тип высказывания в драматургическом произведении?

В5. Речь Городничего в данной сцене сопровождается комментария­

ми «вздыхает», «берет вместо шляпы футляр». Как в драматур­

гии называются подобные авторские комментарии?

В6. Квартальный Пуговицын, Держиморда, Прохоров не участвуют

в действии, о них лишь упоминают герои. Как называются та­

кие персонажи?

В7. Как называется обиходно-сниженная речь, черты которой про­

являются в репликах Городничего («навалено», «черт их знает

откудова и нанесут всякой дряни», «сошло с рук», «сдуру») и

характеризуют этого персонажа?

31

Cl. Какие пороки уездного чиновничества отражаются в приведен­

ном фрагменте?

С2. В каких еще произведениях русской литературы XIX века рас­

крывается тема государственной службы и что объединяет эти

произведения с «Ревизором»?

СЗ. Почему Н.В. Гоголь называет городничего, так легко одурачен­

ного Хлестаковым, «неглупым человеком»?

Н.В. Гоголь

ШИНЕЛЬ

Вариант 1

Вдали, бог знает где, мелькал огонек в какой-то будке, которая ка­

залась стоявшею на краю света. Веселость Акакия Акакиевича как-то

здесь значительно уменьшилась. Он вступил на площадь не без какой-

то невольной боязни, точно как будто сердце его предчувствовало что-

то недоброе. Он оглянулся назад и по сторонам: точное море вокруг

него. «Нет, лучше и не глядеть», — подумал и шел, закрыв глаза, и

когда открыл их, чтобы узнать, близко ли конец площади, увидел

вдруг, что перед ним стоят почти перед носом какие-то люди с усами,

какие именно, уж этого он не мог даже различить. У него затуманило

в глазах и забилось в груди. «А ведь шинель-то моя!» — сказал один

из них громовым голосом, схвативши его за воротник. Акакий Ака­

киевич хотел было уже закричать «караул», как другой приставил ему

к самому рту кулак величиною в чиновничью голову, примолвив: «А

вот только крикни!» Акакий Акакиевич чувствовал только, как сняли

с него шинель, дали ему пинка поленом, и он упал навзничь в снег и

ничего уж больше не чувствовал. Чрез несколько минут он опомнился

и поднялся на ноги, но уж никого не было. Он чувствовал, что в поле

холодно и шинели нет, стал кричать, но голос, казалось, и не думал

долетать до концов площади. Отчаянный, не уставая кричать, пустил­

ся он бежать через площадь прямо к будке, подле которой стоял бу­

дочник и, опершись на свою алебарду, глядел, кажется, с любопытст­

вом, желая знать, какого черта бежит к нему издали и кричит

человек. Акакий Акакиевич, прибежав к нему, начал задыхающимся

голосом кричать, что он спит и ни за чем не смотрит, не видит, как

32

грабят человека. Будочник отвечал, что он не видал ничего, что видел,

как остановили его среди площади какие-то два человека, да думал,

что то были его приятели; а что пусть он, вместо того чтобы понапрас­

ну браниться, сходит завтра к надзирателю, так надзиратель отыщет,

кто взял шинель. Акакий Акакиевич прибежал домой в совершенном

беспорядке: волосы, которые еще водились у него в небольшом коли­

честве на висках и затылке, совершенно растрепались; бок и грудь и

все панталоны были в снегу. Старуха, хозяйка квартиры его, услыша

страшный стук в дверь, поспешно вскочила с постели и с башмаком на

одной только ноге побежала отворять дверь, придерживая на груди

своей, из скромности, рукою рубашку; но, отворив, отступила назад,

увидя в таком виде Акакия Акакиевича. Когда же рассказал он, в чем

дело, она всплеснула руками и сказала, что нужно идти прямо к част­

ному, что квартальный надует, пообещается и станет водить; а лучше

всего идти прямо к частному, что он даже ей знаком, потому что Ан­

на, чухонка, служившая прежде у нее в кухарках, определилась те­

перь к частному в няньки, что она часто видит его самого, как он про­

езжает мимо их дома, и что он бывает также всякое воскресенье в

церкви, молится, а в то же время весело смотрит на всех, и что, стало

быть, по всему видно, должен быть добрый человек.

В1. К какому роду литературы относится произведение, из которого

взят фрагмент?

В2. Назовите направление литературы XIX века, к которому отно­

сится творчество Гоголя.

ВЗ. Каким элементом сюжета является приведенная в данном фраг­

менте сцена?

В4. Какое изобразительно-выразительное средство использует Го­

голь: «кулак величиною с чиновничью голову»?

В5. Как называется композиционный элемент, являющийся средст­

вом характеристики героя: «волосы, которые еще водились у

него в небольшом количестве на висках и затылке, совершенно

растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу»?

В6. Укажите название значимой подробности, использованной Гого­

лем: «с башмаком на одной только ноге».

33

В7. Назовите прием cm прич-юкосо и «пора же п т :, к которому прибе­

гает Гоголь: «он бывает га к же аса »,*«,<•• воскресенье з церкви, мо­

лится, а в то же время весело смотрит иа всех, и что, стало

быть, по всему вилчо. д о т к с г «>ыч ь -oora.’n человек».

С1. К а к и с ка ко й целью ь приведешь. i«>pn/ .vu-im.- сочетаются эле­

менты трагического и ком ического”

С2. К а К О В Ы ОСНоВНЫС -с’;.1′.Л V.’.;.’ С -, * . . ‘ t – г . > I оГ ОЛ Я и в к а к и х

еще произведениях русской .-.иа-р.счвс. ручается этот герой?

СЗ. За что и к а к наказан А ка ки и Л к.л ;.к впч в повести «Ш инель»?

Вариант 2

Вряд ли где м ож но было ги.п:тн •.>ело:-*ч.–,. : мг^рый ‘так ж и л бы в

своей должности. Мало сказать: он сл с.кот ревностно, — нет, он слу­

ж и л с любовью. Там, в о го ■». не,сч виделся ка ко й-то

свой разнообразный и приятны й мар J !асл.-. л едение выражалось на

лице его; некоторые буквы v него б.-г л и ф.:в>>рп i m . до которы х если

он добирался, то был сам не свой: к подсмеивался. н подмигивал, и

помогал губами, та к что в лице его, казалось, можно было прочесть

всякую букву, которую выводило 1;” i’ 1 : i> ж бы соразмерно его

рвению давали ему награды, о», к чауч лечию своему, может быть,

даже попал бы в статские советники: н – в:.,елжи i он, ка к вы раж а­

лись остряки, его го за р и ти , почж.д- – по ж да нажил геморрой в

поясницу. Впрочем, не-о екат-.п .•> • … » . с-,* было г: пому ни ка ко го

вним ания. Один директор, буд} чи добры и человек- и желая вознагра­

дить его за долгую службу, пшп.-.чза 1 д.-п ь ему что-нибудь поважнее,

Предлагаем ознакомиться:  Вкус растворимого кофе и растворимый кофе

чем обыкновенное переппсыв.шьо: имевши из готового уж е дела веле­

но было ему сделать какое-то отношение в другое присутственное ме­

сто; дело состояло только в том. чтобы переменить заглавны й титул

да переменить кое-где глаголы и.- •1ержч с д < ы т> третье. Это задало

ему та кую работу, что он в е тл од ‘•отдиш -чно. дир лоб и наконец ска ­

зал: «Нет, лучш е дайте и пене! ищи,- ч г о .г о б у ь -.. С тех пор оставили

его навсегда переписывать. Вне итог.- ю чю ппсы ванья. казалось, для

него ничего не существовало. Он не думал вовсе о своем платье: виц­

мундир у него был не золеный, а какого-то ры жевато-мучного цвета.

Воротничок на нем был узе нький, ннасч.ькчй. так что шея его, не­

смотря на то что не была длинна, в ы :-и а аз воротника, казалась не­

обыкновенно длинною, как у тех гипсовых котенков, болтающих го­

ловами, которых носят на головах целыми десятками русские ино­

странцы. И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или

сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; к тому же он имел осо­

бенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то са­

мое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно

уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки и тому подобный

вздор. Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что дела­

ется и происходит всякий день на улице, на что, как известно, всегда

посмотрит его же брат, молодой чиновник, простирающий до того

проницательность своего бойкого взгляда, что заметит даже, у кого

на другой стороне тротуара отпоролась внизу панталон стремешка, —

что вызывает всегда лукавую усмешку на лице его.

В1. Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

В2. Назовите фамилию героя, о котором рассказывается в приведен­

ном фрагменте.

ВЗ. Как называется изобразительное средство: «рыжевато-мучного

цвета», «воротничок узенький, низенький»?

В4. Какое изобразительно-выразительное средство использует Го­

голь: «шея его… казалась необыкновенно длинною, как у тех

гипсовых котенков»?

В5. Как называется композиционный элемент, являющийся средст­

вом характеристики героя: «Наслаждение выражалось на лице

его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если

он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмиги­

вал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно бы­

ло прочесть всякую букву, которую выводило перо его»?

В6. Укажите название значимой подробности, использованной Гого­

лем: «всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру».

В7. Как называется скрытая насмешка, к которой прибегает Гоголь:

«на что, как известно, всегда посмотрит его же брат, молодой

чиновник, простирающий до того проницательность своего бой­

35

кого взгляда, что заметит даже, у кого на другой стороне тро­

туара отпоролась внизу панталон стремешка»?

С1. Каким предстает герой в приведенном фрагменте?

С2. Какова нравственная проблематика повести «Шинель» и в ка­

ких произведениях русской литературы раскрываются эти же

проблемы?

СЗ. За что и как наказан Акакий Акакиевич в повести «Шинель»?

М.Е. Салтыков-Щедрин

ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА

Вариант 1

А вор-новотор этим временем дошел до самого князя, снял перед

ним шапочку соболиную и стал ему тайные слова на ухо говорить.

Долго они шептались, а про что — не слыхать. Только и почуяли го­

ловотяпы, как вор-новотор говорил: «Драть их, ваша княжеская

светлость, завсегда очень свободно».

Наконец и для них настал черед встать перед ясные очи его кня­

жеской светлости.

— Что вы за люди? и зачем ко мне пожаловали? — обратился к

ним князь.

— Мы головотяпы! нет нас народа храбрее, — начали было голо­

вотяпы, но вдруг смутились.

— Слыхал, господа головотяпы! — усмехнулся князь («и таково

ласково усмехнулся, словно солнышко просияло!» — замечает лето­

писец), — весьма слыхал! И о том знаю, как вы рака с колокольным

звоном встречали — довольно знаю! Об одном не знаю, зачем же ко

мне-то вы пожаловали?

— А пришли мы к твоей княжеской светлости вот что объявить:

много мы промеж себя убийств чинили, много друг дружке разорений

и наругательств делали, а все правды у нас нет. Иди и володей нами!

— А у кого, спрошу вас, вы допрежь сего из князей, братьев мо­

их, с поклоном были?

— А были мы у одного князя глупого, да у другого князя глупого

ж — и те володеть нами не похотели!

36

— Ладно. Володеть вами я желаю, — сказал князь, — а чтоб идти

к вам жить — не пойду! Потому вы живете звериным обычаем: с бес-

пробного золота пенки снимаете, снох портите! А вот посылаю к вам,

заместо себя, самого этого новотора-вора: пущай он вами дома пра­

вит, а я отсель и им и вами помыкать буду!

Понурили головотяпы головы и сказали:

— Так!

— И будете вы платить мне дани многие, — продолжал князь, — у

кого овца ярку принесет, овцу на меня отпиши, а ярку себе оставь; у

кого грош случится, тот разломи его начетверо: одну часть отдай мне,

другую мне же, третью опять мне, а четвертую себе оставь. Когда же

пойду на войну — и вы идите! А до прочего вам ни до чего дела нет!

— Так! — отвечали головотяпы.

— И тех из вас, которым ни до чего дела нет, я буду миловать;

прочих же всех — казнить.

— Так! — отвечали головотяпы.

— А как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые, поже­

лали себе кабалы, то называться вам впредь не головотяпами, а глу-

повцами.

— Так! — отвечали головотяпы.

Затем приказал князь обнести послов водкою да одарить по пиро­

гу, да по платку алому, и, обложив данями многими, отпустил от се­

бя с честию.

Шли головотяпы домой и воздыхали. «Воздыхали не ослабляючи,

вопияли сильно!» — свидетельствует летописец. «Вот она, княжеская

правда какова!» — говорили они. И еще говорили: «Такали мы, та­

кали, да и протакали!» Один же из них, взяв гусли, запел:

Не шуми, мати зелена дубровушка!

Не мешай добру молодцу думу думати,

Как заутра мне, добру молодцу, на допрос идти

Перед грозного судью, самого царя…

Но драма уже свершилась бесповоротно. Прибывши домой, голо­

вотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, на­

звали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами. «Так и процвела

сия древняя отрасль», — прибавляет летописец.

Но вору-новотору эта покорность была не по нраву. Ему нужны

были бунты, ибо усмирением их он надеялся и милость князя себе

снискать, и собрать хабару с бунтующих. И начал он донимать глу-

повцев всякими неправдами, и, действительно, не в долгом времени

37

возжег бунты. Взбунтовались сперва заугольники, а потом сычужни-

ки. Вор-новотор ходил на них с пушечным снарядом, палил неослаб-

ляючи и, перепалив всех, заключил мир, то есть у заугольников ел

палтусину, у сычужников — сычуги. И получил от князя похвалу

великую. Вскоре, однако, он до того проворовался, что слухи об его

несытом воровстве дошли даже до князя. Распалился князь крепко и

послал неверному рабу петлю. Но новотор, как сущий вор, и тут

извернулся: предварил казнь тем, что, не выждав петли, зарезался

огурцом.

В1. Как называется наиболее острая форма обличения действитель­

ности, уничтожающее осмеяние пороков?

В2. Укажите термин, которым обозначается художественное преуве­

личение в тексте литературного произведения: «рака с коло­

кольным звоном встречали», «зарезался огурцом».

ВЗ. Как называется разговор действующих лиц в литературном про­

изведении?

В4. Назовите термин, означающий средство иносказательной выра­

зительности, основанное на срытом сравнении: «послал невер­

ному рабу петлю».

В5. Как называется эпитет, устойчиво сочетающийся с определяе­

мым словом: «ясные очи», «дани многие», «похвала великая»?

В6. Как называется вид словесного творчества, создаваемого кол­

лективным автором, лежащий в основе данного произведения

Салтыкова-Щедрина?

В7. Назовите известное вам произведение русской литературы, в ко­

тором встречается та же народная песня, что и в данном фраг­

менте.

С1. Каким предстает народ в приведенном фрагменте?

С2. В каких еще известных вам произведениях литературы осужда­

ется глупость и покорность?

38

СЗ. Является ли «История одного города» произведением, актуаль­

ным сегодня? Обоснуйте свою точку зрения.

Вариант 2

В августе 1762 года в городе Глупове происходило необычное

движение по случаю прибытия нового градоначальника, Дементия

Варламовича Брудастого. Жители ликовали; еще не видав в глаза

вновь назначенного правителя, они уже рассказывали об нем анекдо­

ты и называли его «красавчиком» и «умницей». Поздравляли друг

друга с радостью, целовались, проливали слезы, заходили в кабаки,

снова выходили из них и опять заходили. В порыве восторга вспом­

нились и старинные глуповские вольности. Лучшие граждане собра­

лись перед соборной колокольней и, образовав всенародное вече, по­

трясали воздух восклицаниями: «Батюшка-то наш! красавчик-то

наш! умница-то наш!»

Явились даже опасные мечтатели. Руководимые не столько разу­

мом, сколько движениями благородного сердца, они утверждали, что

при новом градоначальнике процветет торговля, и что, под наблюде­

нием квартальных надзирателей, возникнут науки и искусства. Не

удержались и от сравнений.

Вспомнили только что выехавшего из города старого градоначаль­

ника и находили, что хотя он тоже был красавчик и умница, но что,

за всем тем, новому правителю уже по тому одному должно быть от­

дано преимущество, что он новый. Одним словом, при этом случае,

как и при других подобных, вполне выразились: и обычная глупов-

ская восторженность, и обычное глуповское легкомыслие.

Между тем новый градоначальник оказался молчалив и угрюм. Он

прискакал в Глупов, как говорится, во все лопатки (время было та­

кое, что нельзя было терять ни одной минуты), и едва вломился в

пределы городского выгона, как тут же, на самой границе, пересек

уйму ямщиков. Но даже и это обстоятельство не охладило восторгов

обывателей, потому что умы еще были полны воспоминаниями о не­

давних победах над турками, и все надеялись, что новый градона­

чальник во второй раз возьмет приступом крепость Хотин.

Скоро, однако ж, обыватели убедились, что ликования и надежды

их были, по малой мере, преждевременны и преувеличены. Произо­

шел обычный прием, и тут в первый раз в жизни пришлось глупов-

цам на деле изведать, каким горьким испытаниям может быть под­

39

вергнуто самое упорное пачальстволюбие. Все на этом приеме совер­

шилось как-то загадочно. Градоначальник безмолвно обошел ряды

чиновных архистратегов, сверкнул глазами, произнес: «Не потерп­

лю!» — и скрылся в кабинет. Чиновники остолбенели; за ними ос­

толбенели и обыватели.

В1. К какому роду литературы относится произведение, из которого

взят фрагмент?

В2. Укажите термин, которым обозначается художественное преуве­

личение в тексте литературного произведения: «пересек уйму

ямщиков», «охладило восторги».

ВЗ. Какой жанр древнерусской литературы, изображавший важные

Предлагаем ознакомиться:  Крепкая добавка в кофе, 5 букв, первая буква Л — ответы на кроссворды и сканворды

исторические события с указанием их точной даты, пародирует­

ся в приведенном фрагменте?

В4. Назовите термин, означающий средство иносказательной выра­

зительности, основанное на скрытом сравнении: «процветет тор­

говля ».

В5. Укажите название изобразительного средства: «опасные мечта­

тели», «благородного сердца», «горькие испытания».

В6. Как называется вид комического, основанный на беспощадном

осмеянии негативных явлений жизни?

В7. Каким термином обозначают имя собственное, отражающее осо­

бенности личности или характера его обладателя (герои живут в

городе Глупове)?

С1. Какими предстают жители города в приведенном фрагменте?

С2. Как в «Истории одного города» раскрывается тема народа и вла­

сти и в каких произведениях русской литературы представлена

эта тема?

СЗ. Является ли «История одного города» произведением, актуаль­

ным сегодня? Обоснуйте свою точку зрения.

40

Н.С. Лесков

СТАРЫЙ ГЕНИЙ

Вариант 1

Гений лет не имеет —

он преодолевает всё,

что останавливает обыкновенные умы.

Ларошфуко

Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка-

помещица, у которой было, по её словам, «вопиющее дело». Дело это

заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте,

чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского

франта, — заложив для него свой домик, составлявший всё достоя­

ние старушки и её недвижимой, увечной дочери да внучки. Дом был

заложен в пятнадцати тысячах, которые франт полностию взял, с

обязательством уплатить в самый короткий срок.

Добрая старушка этому верила, да и не мудрено было верить, по­

тому что должник принадлежал к одной из лучших фамилий, имел

перед собою блестящую карьеру и получал хорошие доходы с имений

и хорошее жалованье по службе.

Денежные затруднения, из которых старушка его выручила, были

последствием какого-то мимолетного увлечения или неосторожности

за картами в дворянском клубе, что поправить ему было, конечно,

очень легко, — «лишь бы только доехать до Петербурга».

Старушка знавала когда-то мать этого господина и, во имя старой

приязни, помогла ему; он благополучно уехал в Питер, а затем, ра­

зумеется, началась довольно обыкновенная в подобных случаях игра

в кошку и мышку.

Приходят сроки, старушка напоминает о себе письмами — снача­

ла самыми мягкими, потом немножко пожёстче, а наконец, и бра­

нится — намекает, что «это нечестно», но должник её был зверь

травленый и всё равно ни на какие её письма не отвечал. А между

тем время уходит, приближается срок закладной — и перед бедной

женщиной, которая уповала дожить свой век в своём домишке, вдруг

разверзается страшная перспектива холода и голода с увечной доче­

рью и маленькою внучкою.

Старушка в отчаянии поручила свою больную и ребёнка доброй

соседке, а сама собрала кое-какие крохи и полетела в Петербург

«хлопотать»…

41

Хлопоты её вначале были очень успешны: адвокат ей встретился

участливый и милостивый, и в суде ей решение вышло скорое и бла­

гоприятное, но как дошло дело до исполнения — тут и пошла зако­

рюка, да такая, что и ума к ней приложить было невозможно. Не то,

чтобы полиция или иные какие пристава должнику мирволили — го­

ворят, что тот им самим давно надоел и что они все старушку очень

жалеют и рады ей помочь, да не смеют… Было у него какое-то такое

могущественное родство или свойство, что нельзя было его пристру­

нить, как всякого иного грешника.

О силе и значении этих связей достоверно не знаю, да думаю, что

это и не важно. Всё равно — какая бабушка ему ни ворожила и всё

на милость преложила.

Не умею тоже вам рассказать в точности, что над ним надо было

учинить, но знаю, что нужно было «вручить должнику с распискою»

какую-то бумагу, и вот этого-то никто — никакие лица никакого

уряда — не могли сделать. К кому старушка ни обратится, все ей в

одном роде советуют:

— Ах, сударыня, и охота же вам! Бросьте лучше! Нам очень вас

жаль, да что делать, когда он никому не платит… Утешьтесь тем, что

не вы первая, не вы и последняя.

— Батюшки мои, — отвечает старушка, — да какое же мне в этом

утешение, что не мне одной худо будет? Я бы, голубчики, гораздо

лучше желала, чтобы и мне и всем другим хорошо было.

В1. Каков жанр произведения Лескова, из которого взят фрагмент?

В2. Как называется короткий текст, помещенный перед произведе­

нием, проясняющий авторский замысел и идею?

ВЗ. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­

деление в тексте: «маленькая, добрая старушка».

В4. Как называется вошедшее в речевой обиход меткое образное вы­

ражение, использованное в тексте: «игра в кошку и мышку»,

«ума приложить было невозможно»?

В5. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­

разительности: «должник был зверь травленый».

42

В6. Какой этап развития действия (сюжета) представлен в данном

фрагменте?

В7. Укажите название композиционного элемента текста, который

занимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя рече­

вое общение персонажей.

С1. Какой предстает героиня в данном фрагменте?

С2. В каких известных вам произведениях русской литературы од­

ной из важнейших является проблема чести?

СЗ. «Долгая и мучительная комедия…» Можно ли так охарактери­

зовать происшедшее? Обоснуйте свою точку зрения.

Вариант 2

— Это что же еще за деятель? Вы уж расскажите все, как они вам

помогали!

— Помогли очень честно. Я как пришла в трактир и отдала Ивану

Иванычу деньги — он сосчитал, принял и говорит: «Теперь, госпожа,

поедем. Я, говорит, гений по мысли моей, но мне нужен исполнитель

моего плана, потому что я сам таинственный незнакомец и своим ли­

цом юридических действий производить не могу». Ездили по многим

низким местам и по баням — все искали какого-то «сербского сража-

теля», но долго его не могли найти. Наконец нашли.

Вышел этот сражатель из какой-то ямки, в сербском военном кос­

тюме, весь оборванный, а в зубах пипочка из газетной бумаги, и го­

ворит: «Я все могу, что кому нужно, но прежде всего надо выпить».

Все мы трое в трактире сидели и торговались, и сербский сражатель

требовал «по сту рублей на месяц, за три месяца». На этом решили.

Я еще ничего не понимала, но видела, что Иван Иваныч ему деньги

отдал, стало быть он верит, и мне полегче стало. А потом я Ивана

Иваныча к себе взяла, чтобы в моей квартире находился, а сербского

сражателя в бани ночевать отпустили с тем, чтобы утром явился. Он

утром пришел и говорит: «Я готов!» А Иван Иваныч мне шепчет:

«Пошлите для него за водочкой: от него нужна смелость. Много я

ему пить не дам, а немножко необходимо для храбрости: настает са­

мое главное его исполнение».

43

Выпил сербский сражатель, и они поехали на станцию железной

дороги, с поездом которой старушкин должник и его дама должны

были уехать. Старушка все еще ничего не понимала, что такое они

замыслили и как исполнят, но сражатель ее успокаивал и говорил,

что «все будет честно и благородно».

Стала съезжаться к поезду публика, и должник явился тут, как

лист перед травою, и с ним дама; лакей берет для них билеты, а он

сидит с своей дамой, чай пьет и тревожно осматривается на всех.

Старушка спряталась за Ивана Иваныча и указывает на должника —

говорит: «Вот — он!».

Сербский воитель увидал, сказал «хорошо», и сейчас же встал и

прошел мимо франта раз, потом во второй, а потом в третий раз,

прямо против него остановился и говорит:

— Чего это вы на меня так смотрите?

Тот отвечает:

— Я на вас вовсе никак не смотрю, я чай пью.

— А-а! — говорит воитель, — вы не смотрите, а чай пьете? так я

же вас заставлю на меня смотреть, и вот вам от меня к чаю лимон­

ный сок, песок и шоколаду кусок!.. — Да с этим — хлоп, хлоп, хлоп!

его три раза по лицу и ударил.

Дама бросилась в сторону, господин тоже хотел убежать и гово­

рил, что он теперь не в претензии; но полиция подскочила и вмеша­

лась: «Этого, говорит, нельзя: это в публичном месте», — и сербского

воителя арестовали, и побитого тоже. Тот в ужасном был волнении —

не знает: не то за своей дамой броситься, не то полиции отвечать. А

между тем уже и протокол готов, и поезд отходит…

Дама уехала, а он остался… и как только объявил свое звание, имя

и фамилию, полицейский говорит: «Так вот у меня кстати для вас и

бумажка в портфеле есть для вручения». Тот — делать нечего — при

свидетелях поданную ему бумагу принял и, чтобы освободить себя от

обязательств о невыезде, немедленно же сполна и с процентами упла­

тил чеком весь долг свой старушке.

Так были побеждены неодолимые затруднения, правда восторже­

ствовала, и в честном, но бедном доме водворился покой, и праздник

стал тоже светел и весел.

Человек, который нашелся — как уладить столь трудное дело,

кажется, вполне имеет право считать себя в самом деле гением.

В1. К какому роду литературы принадлежит произведение, из кото­

рого взят фрагмент?

44

В2. Укажите социальное положение главной героини произведения.

ВЗ. Во время какого праздника происходят события, о которых рас­

сказывается в приведенном фрагменте?

В4. Какой этап развития действия (сюжета) представлен в данном

фрагменте?

В5. Как называется вошедшее в речевой обиход меткое образное вы­

ражение, использованное в тексте: «как лист перед травою»?

В6. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­

деление в тексте: «праздник светел и весел».

В7. Как называется изображение внешности героя в литературном

произведении: «сражатель…в сербском военном костюме, весь

оборванный, а в зубах пипочка из газетной бумаги»?

С1. Каким предстает таинственный Иван Иваныч в приведенном

фрагменте?

С2. Как рассказ «Старый гений» подтверждает слова Н.С. Лескова:

«Искусство должно приносить пользу, — тогда оно и имеет оп­

ределенный смысл»?

СЗ. «Долгая и мучительная комедия…» Можно ли так охарактери­

зовать происшедшее? Обоснуйте свою точку зрения.

А.П. Чехов

О ЛЮБВИ

Вариант 1

— Я живу в Софьине и занимаюсь хозяйством уже давно, — начал

Алехин, — с тех пор, как кончил в университете. По воспитанию я

белоручка, по наклонностям — кабинетный человек, но на имении,

когда я приехал сюда, был большой долг, а так как отец мой задолжал

отчасти потому, что много тратил на мое образование, то я решил, что

не уеду отсюда и буду работать, пока не уплачу этого долга. Я решил

45

так и начал тут работать, признаюсь, не без некоторого отвращения.

Здешняя земля дает не много, и, чтобы сельское хозяйство было не в

убыток, нужно пользоваться трудом крепостных или наемных батра­

ков, что почти одно и то же, или же вести свое хозяйство на крестьян­

ский лад, то есть работать в поле самому, со своей семьей. Середины

Предлагаем ознакомиться:  Методические указания по выполнению контрольной работы

тут нет. Но я тогда не вдавался в такие тонкости. Я не оставлял в по­

кое ни одного клочка земли, я сгонял всех мужиков и баб из соседних

деревень, работа у меня тут кипела неистовая; я сам тоже пахал, сеял,

косил и при этом скучал и брезгливо морщился, как деревенская кош­

ка, которая с голоду ест на огороде огурцы; тело мое болело, и я спал

на ходу. В первое время мне казалось, что эту рабочую жизнь я могу

легко помирить со своими культурными привычками; для этого стоит

только, думал я, держаться в жизни известного внешнего порядка. Я

поселился тут наверху, в парадных комнатах, и завел так, что после

завтрака и обеда мне подавали кофе с ликерами и, ложась спать, я чи­

тал на ночь «Вестник Европы». Но как-то пришел наш батюшка, отец

Иван, и в один присест выпил все мои ликеры; и «Вестник Европы»

пошел тоже к поповнам, так как летом, особенно во время покоса, я

не успевал добраться до своей постели и засыпал в сарае в санях или

где-нибудь в лесной сторожке — какое уж тут чтение? Я мало-помалу

перебрался вниз, стал обедать в людской кухне, и из прежней роскоши

у меня осталась только вся эта прислуга, которая еще служила моему

отцу и которую уволить мне было бы больно.

В первые же годы меня здесь выбрали в почетные мировые судьи.

Кое-когда приходилось наезжать в город и принимать участие в засе­

даниях съезда и окружного суда, и это меня развлекало. Когда по­

живешь здесь безвыездно месяца два-три, особенно зимой, то в конце

концов начинаешь тосковать по черном сюртуке. А в окружном суде

были и сюртуки, и мундиры, и фраки, всё юристы, люди, получив­

шие общее образование; было с кем поговорить. После спанья в са­

нях, после людской кухни сидеть в кресле, в чистом белье, в легких

ботинках, с цепью на груди — это такая роскошь!

В городе меня принимали радушно, я охотно знакомился. И из всех

знакомств самым основательным и, правду сказать, самым приятным

для меня было знакомство с Лугановичем, товарищем председателя ок­

ружного суда. Его вы знаете оба: милейшая личность. Это было как раз

после знаменитого дела поджигателей; разбирательство продолжалось

два дня, мы были утомлены. Луганович посмотрел на меня и сказал:

— Знаете что? Пойдемте ко мне обедать.

46

Это было неожиданно, так как о Лугановичем я был знаком мало,

только официально, и ни разу у шчо не был. Я только на минутку

зашел к себе в номер, чтобы переодеться, и отправился на обед. И тут

мне представился случаи пизндкомш ьея с Анной Алексеевной, женой

Лугановича. Тогда она была еще очень молода, не старше двадцати

двух лет, и за полгода до того у нее родился первый ребенок. Дело

прошлое, и теперь бы я затруднился определить, что, собственно, в

ней было такого необыкновенного, что мне так понравилось в ней,

тогда же за обедом для меня всё было неотразимо ясно; я видел

женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятель­

ную, женщину, какой я раньше никогда не встречал; и сразу я по­

чувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо,

эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в аль­

боме, который лежал на комоде у моей матери.

В1. К какому роду литературы принадлежит произведение, отрывок

из которого вы прочитали?

В2. Укажите фамилию героя, от липа которого ведется повествование.

ВЗ. Укажите название изобразительно-выразительного средства:

«морщился, как деревенская кошка».

В4. Укажите название скрытой насмешки: «Я поселился тут навер­

ху, в парадных комнатах, и заве.:; так, что после завтрака и обе­

да мне подавали кофе с ликерами и, ложась спать, я читал на

ночь «Вестник Европы». Но как-то пришел наш батюшка, отец

Иван, и в один присеет наш:., ы-с мои ликеры».

В5. Как называется средство итюкдзательной выразительности, ос­

нованное на замене прямого па звания предмета другим по прин­

ципу смежности: «А в окружном суде были и сюртуки, и мун­

диры, и фраки»?

В6. Запишите термин, котирым обозначается художественное опре­

деление в тексте: «Я видел женщину молодую, прекрасную, до­

брую ».

В7. Укажите название значимой подробности, использованной Че­

ховым: «кофе «.* ликером», «Вестник Европы».

47

Cl. Каким предстает рассказчик в данном фрагменте?

С2. С какой целью Чехов использует композиционный прием «рас­

сказ в рассказе»?

СЗ. Кто виноват в драматическом финале этой истории?

Чехов А.П.: Паперный З.С.: Записные книжки Чехова. 3. Именно не то, что нужно
Чехов А.П.: Паперный З.С.: Записные книжки Чехова. 3. Именно не то, что нужно
Чехов А.П.: Паперный З.С.: Записные книжки Чехова. 3. Именно не то, что нужно
Чехов А.П.: Паперный З.С.: Записные книжки Чехова. 3. Именно не то, что нужно
Чехов А.П.: Паперный З.С.: Записные книжки Чехова. 3. Именно не то, что нужно
Чехов А.П.: Паперный З.С.: Записные книжки Чехова. 3. Именно не то, что нужно
Чехов А.П.: Паперный З.С.: Записные книжки Чехова. 3. Именно не то, что нужно
Чехов А.П.: Паперный З.С.: Записные книжки Чехова. 3. Именно не то, что нужно
Чехов А.П.: Паперный З.С.: Записные книжки Чехова. 3. Именно не то, что нужно

8 класс. литература. итоговое тестирование | тест по литературе (8 класс): | образовательная социальная сеть

8 класс. Литература

Итоговое тестирование

Часть 1. Выберите один вариант ответа.

1. Фольклор – это…

  1. устное народное творчество,
  2. художественная литература,
  3. жанр литературы,
  4. жанр устного народного творчества

2. Назовите основные роды литературы.

  1. Эпос, повесть, драма.
  2. Эпос, лирика, драма.
  3. Роман, поэма, комедия.
  4. Эпос, лирика, трагедия.

3. Исторические песни – это…

  1. народные песни, в которых рассказывается об исторических событиях,
  2. народные песни, в которых рассказывается о жизненных историях,
  3. авторские песни,
  4. эстрадные песни.

4. Житие – это описание…

  1. жизни народного героя,
  2. исторического деятеля,
  3. жизни святого,
  4. рассказы о жизни Иисуса Христа.

5. «Повесть о Шемякином суде» – это…

  1. произведение народного творчества,
  2. произведение древнерусской литературы,
  3. произведение современной литературы,
  4. произведение литературы XIX века.

6. Фонвизин писал…

  1. романы,
  2. рассказы,
  3. поэмы,
  4. пьесы.

7. Каково название произведения Фонвизина?

  1. «Недоросль»,
  2. «Ревизор»,
  3. «Горе от ума»,
  4. «Борис Годунов».

8. Кому принадлежат слова: «Не хочу учиться, а хочу жениться?

  1. Вральману,
  2. Правдину,
  3. Милону,
  4. Митрофанушке.

9. В рамках какого направления писал Фонвизин?

  1. реализм,
  2. романтизм,
  3. классицизм,
  4. сентиментализм.

10. Кем был И.А. Крылов?

  1. романистом,
  2. драматургом,
  3. баснописцем,
  4. критиком.

11. Какой эпиграф к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

  1. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
  2. Береги честь смолоду.
  3. На всякого мудреца довольно простоты.
  4. Гусь свинье не товарищ

12. Кто возглавлял крестьянское восстание, описанное в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина?

  1. Степан Разин.
  2. Емельян Пугачёв.
  3. Кондратий Булавин.
  4. Иван Болотников.

13. Как зовут главного героя «Капитанской дочки»?

  1. Зурин,
  2. Швабрин,
  3. Савелич,
  4. Гринёв.

14. Какова основная тема повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

  1. тема отмены крепостного права,
  2. тема свободы,
  3. тема чести,
  4. тема любви.

15. Где происходят события поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

  1. Грузия,
  2. Молдавия,
  3. Крым,
  4. Тегеран.

16. Что случилось в конце поэмы с Мцыри?

  1. убежал из монастыря,
  2. остался в монастыре,
  3. умер,
  4. поступил на военную службу.

17. Кто подарил сюжет «Ревизора» Н.В. Гоголю?

  1. М.Ю. Лермонтов,
  2. А.С. Пушкин,
  3. А.С. Грибоедов,
  4. К.Ф. Рылеев.

18. Кто не является действующим лицом комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

  1. Городничий,
  2. Скотинин,
  3. Ляпкин-Тяпкин,
  4. Земляника

19. Хлестаков – это…

  1. важный чиновник из Петербурга,
  2. богатый помещик,
  3. мелкий чиновник,
  4. мелкопоместный дворянин.

20. Что высмеивает автор в «Ревизоре»?

  1. Чиновничий беспредел,
  2. Чревоугодие,
  3. Невежество,
  4. Мещанство.

21. Хлестаковщина – это…

  1. нахальство, лживо-легкомысленное хвастовство,
  2. взяточничество,
  3. невежество,
  4. хитрость, увёртливость

22. Какой образ создал Н.В. Гоголь в повести «Шинель»?

  1. Лишнего человека,
  2. Делового человека,
  3. Маленького человека,
  4. Образованного человека.

23. Какой подзаголовок у поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»?

  1. Книга о бойце,
  2. Книга про бойца,
  3. Книга о солдатах,
  4. Книга о войне.

24. Какой приём использовал А.Т. Твардовский в поэме?

  1. Сквозной сюжет,
  2. Каждая глава имеет законченный сюжет,
  3. Поэма не имеет сюжета,
  4. Притчевое содержание каждой главы.

25. В каком произведении о Великой Отечественной войне поднимается тема природы, течение жизни которой не зависит от войн?

  1. «Песенка о пехоте»,
  2. «Катюша»,
  3. «Соловьи»,
  4. «Ваги сожгли родную хату».

26. По какой причине главного героя рассказа «Фотография» В.П. Астафьева не было на школьной фотографии?

  1. прокаливание уроков,
  2. наказание за непослушание,
  3. болезнь,
  4. забывчивость.

27. В чем счастье и трагедия влюбленных из произведения «Ромео и Джульетта» У. Шекспира?

  1. в силе вражды меду семьями влюблённых, которая так и не позволила им быть вместе,
  2. в силе дружбы, которая смогла примирить враждующие семьи,
  3. в силе закона, который запрещал несовершеннолетним юноша и девушкам выстраивать отношения,
  4. в силе любви, которая оказалась не по силам влюбленным и привела к их гибели.

28. Кто был мещанином, желающим стать дворянином, в комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»?

  1. Дорант,
  2. Журден,
  3. Клеонт,
  4. Ковьель.

29. В чем проявилось отступление Ж.-Б. Мольера от правил классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве»?

  1. в четком разграничении добра и зла,
  2. в единстве места, времени и действия,
  3. в смешивании разных видов комизма,
  4. в количестве действий (5).

30. Какого исторического деятеля В. Скот идеализировал в романе «Айвенго»?

  1. Ричард Львиное Сердце,
  2. Генрих Молодой Король,
  3. Эдуард Длинноногий,
  4. Генрих Короткий Плащ.

Часть 2. Дайте ответ на вопрос.

1. Какое изобразительное средство, которое используется М. Лермонтовым в поэме «Мцыри»: «она, как червь, во мне жила»?

2. Какое изобразительное средство, которое используется Н. Гоголем в рассказе «Шинель»: «кулак величиною с чиновничью голову»?

3. Какое изобразительное средство, которое используется М. Салтыковым-Щедриным в «Истории одного города»: «опасные мечтатели», «благородного сердца», «горькие испытания»?

4. Как называется короткий текст, помещенный перед произведением, проясняющий авторский замысел, идею?

5. Как называется вошедшее в речевой обиход меткое образное выражение, использованное в тексте произведения Н. Лескова «Старый гений»: «игра в кошку мышку», «ума приложить было невозможно»?

6. Укажите название значимой подробности, использованной А. Чеховы в рассказе «О любви»: «кофе с ликером», «красные уши» Лугановича.

7. Как называется средство иносказательной выразительности, основанное на уподоблении неодушевленных предметов живым существам, которое использует И. Бунин в рассказе «Кавказ»: «быстро прыгала… прозрачная речка»?

8. Как называется средство иносказательной выразительности, основанное на скрытом сравнении, которое использует А. Куприн в рассказе «Куст сирени»: «ночь уже разлилась на небе синим молоком», «хромой ход будильника»?

9. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении?

10. Как называется описание природы в литературном произведении?

11. Как называется тонкая, скрытая насмешка, использованная М. Осоргиным в рассказе «Пенсне»: «Что-то паразитическое чувствуется в кольце и особенно в серьгах,- и к ним с заметным презрением относятся вещи-труженики: демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка»?

12. Как в литературоведении называется единоначатие, повтор слова ил словосочетания в начале стихотворных строк:

Как-то все дружней и строже,

Как-то все тебе дороже…?

Часть 3. Дайте развёрнутый ответ на любой вопрос (один)?

1. Как вы думаете, почему выражение Шемякин суд стало поговоркой?

2. Почему Н.В. Гоголь закончил комедию «Ревизор» немой сценой?

3. В чём несчастье и счастье героев рассказа И.А. Бунина «Кавказ»?

4. С какой целью подробно описывается расставание Алёхина с Анной Алексеевной в рассказе А.П. Чехова «О любви?

5. В чём смысл эпиграфа к рассказу Н.С. Лескова «Старый гений» (Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы)?

6. Литература и история (взаимосвязь литературы и истории).

7. Кого можно назвать настоящим героем в русской литературе XIX века?

Оцените статью
Про кофе
Добавить комментарий