Алгоритм выполнения.
1.Внимательно прочитайте задание.
2.Из вопроса выделите главное – о каком конкретно понятии идёт речь – о СПРОСЕ или о ПРЕДЛОЖЕНИИ.
3.Внимательно изучите график.
Помните, если стрелка на нём направлена ВПРАВО, — это увеличение спроса или предложения, а если ВЛЕВО – это снижение.
Чётко определите, какие из предложенных факторов вы должны выделить: те, которые указывают на ПОВЫШЕНИЕ или на СНИЖЕНИЕ спроса или предложения.
- Запишите ответ цифрами, ещё раз проверив его.
Помните, что чаще всего в ответе бывает ДВЕ цифры, но это не обязательно, может быть и меньше, и больше. Вдумывайтесь в свой ответ.
Вспомним теорию, необходимую для выполнения данного задания.
Спрос — это такое количество товаров и услуг, которое покупатель готов и способен приобрести по данной цене в данное время.
Закон спроса гласит: чем выше цена, тем ниже спрос, и чем ниже цена, тем выше спрос.
Пояснение.
1.Внимательно прочитайте задание.
2.Из вопроса выделите главное – о каком конкретно понятии идёт речь – о СПРОСЕ или о ПРЕДЛОЖЕНИИ.В данном случае речь идёт о спросе. Представьте себя на месте покупателя товара.
3.Внимательно изучите график.
Мы видим, что стрелка указывает вправо, это свидетельствует о том, что спрос на бытовую химию увеличился.
Нужно определить: почему это произошло, почему увеличился спрос.
Рассмотрим варианты ответа.
1) расширение числа производителей бытовой химии – это влияет на предложение, а не на спрос;
2) заселение многоэтажных домов новых микрорайонов – да, верный ответ, население микрорайона увеличилось, увеличился и спрос на товар;
3) технические нововведения на предприятиях бытовой химии – это фактор предложения, спрос не зависит от этого: нет денег у человека, он и не купит товар, какие бы нововведения при его производстве ни вводились;
4) увеличение налогов, уплачиваемых производителями – налоги тоже покупателя не касаются, из величина влияет на предложение;
Пример № 1.
На рисунке отражена ситуация на рынке рыбы и морепродуктов: линия предложенияS переместилась в новое положение S1 (Р — цена товара, Q — объём предложения товара).
1) существенным ростом доходов населения
2) спуском на воду новых траулеров для рыболовного флота страны
3) повышением импортных пошлин на ввоз морепродуктов и рыбы
4) увеличением количества продавцов рыбы и морепродуктов
5) уменьшением количества продавцов рыбы и морепродуктов
Ответ.
Пример № 2.
На графике отражена ситуация на рынке бытовой химии: линия спросаD переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — объем спроса товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) расширение числа производителей бытовой химии
2) заселение многоэтажных домов новых микрорайонов
3) технические нововведения на предприятиях бытовой химии
4) увеличение налогов, уплачиваемых производителями
Пример № 3.
На графике отражена ситуация на рынке молочной продукции. Кривая предложения с переместилась в положение S 1, а затем в S 2.( (Р — цена товара, Q —количество товара).
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такие изменения? Запишите цифры, под которыми они указаны.
Решу егэ
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Специальное и профессиональное образование… это форма инвестиций в человеческий капитал, абсолютно аналогичная вкладыванию денег в оборудование, здания и прочие неодушевлённые формы капитала. Функция такой инвестиции заключается в том, чтобы повысить экономическую продуктивность человека. Если инвестиция достигает этого результата, общество свободного предпринимательства вознаграждает человека более высокой оплатой его услуг. Это различие в выручке является экономическим стимулом для инвестиций капитала в форме машины или в форме человека. В обоих случаях дополнительная выручка должна соизмеряться с затратами, понесёнными для её получения. Когда речь идёт о специальном образовании, главные затраты состоят в доходе, упущенном в период обучения, в процентах на прибыль, упущенных в связи с откладыванием заработка, и в специфических расходах на приобретение образования, таких как плата за обучение и затраты на учебники и оборудование…
Инвестиции в человеческий капитал нельзя финансировать на тех же условиях и с такой же лёгкостью, как инвестиции в капитал физический. Нетрудно понять, почему так происходит. Когда даётся долгосрочная ссуда на финансирование инвестиций в физический капитал, кредитор способен заручиться обеспечением в виде недвижимого имущества или оставшейся части требований на сами материальные активы и в случае неуплаты может рассчитывать на реализацию хотя бы части своих капиталовложений путём продажи материальных активов. Если он даёт аналогичную ссуду на увеличение доходности человека, ему, очевидно, невозможно заручиться аналогичным обеспечением… Такие инвестиции неизбежно связаны с большим риском. Средняя ожидаемая прибыль может быть высока, но отклонения от средней величины бывают весьма велики. Одна очевидная причина отклонений – это смерть или утрата трудоспособности, но куда важнее, видимо, различия в способностях, энергичности и удачливости. Вследствие этого, если предоставлять долгосрочные ссуды, обеспечением которых будет один лишь ожидаемый будущий заработок, значительная пропорция их не будет возвращена…
Какие бы ни были тому причины, изъяны рынка привели к недостатку инвестиций в человеческий капитал. Поэтому государственное вмешательство можно обосновать как «технической монополией» (поскольку распространение таких капиталовложений наталкивается на административные расходы), так и необходимостью выправить ситуацию на рынке (поскольку рынок в данном случае не выказал гибкости).
(М. Фридмен)
§
Факторы спроса: ценовые и неценовые. К ним относятся: вкусы потребителей, число потребителей на рынке, доходы потребителей, потребительские ожидания изменения цен и доходов, цены на взаимосвязанные товары (автомобиль-бензин), цены на взаимозаменяемые товары (кофе-чай), культурные традиции, обычаи.
1) улучшение качества услуг, предоставляемых пассажирскими компа- ниями, специализирующимися на железнодорожных перевозках — нет, неверно.
2) снижение стоимости билетов на поезда дальнего следования — нет, неверно.
3) рост популярности внутреннего туризма с использованием железнодорожного сообщения — нет, неверно.
4) снижение стоимости пассажирских авиаперевозок — да, верно.
5) отмена льготных тарифов для пенсионеров и школьников на услуги, предоставляемые пассажирскими компаниями, специализирующимися на железнодорожных перевозках — да, верно.
Ответ: 45.
§
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Одной из важнейших проблем современной экономики России является проблема безработицы. Актуальность темы заключается в том, что проблема занятости и безработицы в наши дни становится неотъемлемым элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Также безработица неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве. Она как сложное и противоречивое макроэкономическое явление остается в центре внимания и населения, и научной общественности.
Думается, сказанному трудно возразить, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Поэтому многие политики для общей оценки состояния экономики используют так называемый “индекс нищеты”, представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции как двух основных показателей макроэкономической нестабильности.
Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Будучи напрямую связанной с процессами производства, распределения трудовых ресурсов, уровнем социально-экономического развития общества, безработица неминуемо влечет за собой такие экономические последствия как: снижение объема ВВП, которое приводит к снижению налогов, поступающих государству, увеличение расходов государства по мере своего роста, утрата квалификации, сокращение производства, снижение жизненного уровня.
Следует отметить, что проблемы социального характера, вызванные безработицей – это очень важная проблема. Для каждого человека безработица заключается в потере постоянно получаемого дохода, усилении социальной напряженности, снижении трудовой активности, увеличении социальной дифференциации, обострении криминогенной ситуации. Очевидно, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускники учебных заведений, не имеющие опыта работы.
Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему и выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство должно предпринимать меры для борьбы с ней. Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости.
§
Факторы спроса: вкусы потребителей, число потребителей на рынке, доходы потребителей, потребительские ожидания изменения цен и доходов, цены на взаимосвязанные товары (автомобиль-бензин), цены на взаимозаменяемые товары (кофе-чай), культурные традиции, обычаи.
Взаимосвязанные товары — комплементы товары, которые не могут существовать друг без друга.
Взаимозаменяемые товары — субституты группа товаров, которые удовлетворяют аналогичные потребности.
1) начало туристического сезона — да, верно.
2) снижение доходов потребителей — нет, неверно.
3) повышение налогообложения предприятий малого бизнеса — нет, неверно.
4) интенсивная реклама косметических товаров для домашнего пользования — нет, неверно.
5) мода на посещение салонов красоты — да, верно.
Ответ: 15.
Таковы рекомендации по выполнению задания № 10.
Для выполнения данного задания необходимо знать теоретический материал по теме «ЭКОНОМИКА», хорошо разбираться в факторах, влияющих на спрос и предложение, уметь читать графики. Учите теорию, тренируйтесь в выполнении задания № 10, чтобы успешно его выполнить.
Учите, готовьтесь к ЕГЭ!
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Факторы, влияющие на предложение:
- цены на ресурсы (например, повысили цены на электроэнергию, снизилось предложение, так как увеличились расходы предпринимателя);
- величина налогов;
- величина дотаций;
- наличие товаров-заменителей на рынке;
- количество на рынке аналогичной продукции;
- уровень технического прогресса и степень его использования предпринимателями;
- ожидание изменения цен.