Задание 5 огэ по русскому языку | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс): | образовательная социальная сеть
Задание 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАССТАВЛЯТЬ— на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) РЕШЕНА (задача)— в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3) ПРИКАСАТЬСЯ— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (устал от) НЕУДАЧ— в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ— наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
Ответ:15.
Задание 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) СДВИНУЛ— Приставка неизменяемая.
2) ПЧЕЛИНЫЙ (укус)— в суффиксе-ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н-.
3) ЗАРЯ— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
4) (созревшая) РОЖЬ— в именах существительных 1-го склонения после шипящего буква Ь пишется.
5) (взять бы) ЧТО-НИБУДЬ— наречие пишется через дефис, потому что с суффиксом НИБУДЬ слова пишутся через дефис.
Ответ:12.
Задание 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь)— Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
2) ГРУЖЁНАЯ (БАРЖА)— в суффиксе причастия пишется одна -Н-.
3) ПРИЛАГАТЬ (усилия)— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
4) (усыпана) СПЛОШЬ— на конце наречий после шипящего буква Ь пишется.
5) (снег) БЕЛЫЙ-БЕЛЫЙ— сложные имена прилагательные, образованные повторением одинаковых слов, пишутся через дефис.
Ответ:45|54.
Задание 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) НЕ ВЫПОЛНЕННОЕ (вовремя задание)— НЕ с прилагательным пишется раздельно, потому что нельзя заменить слово синонимом.
2) ЧУГУННОЕ (литьё)— в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.
3) ЗАСТЕЛИТЬ (постель)— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.
4) (кофе) ГОРЯЧ— на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не пишется.
5) (повернули на) ЮГО-ВОСТОК— сложные имена прилагательные, образованные повторением слов, пишутся через дефис.
Ответ:24.
Задание 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРОКОПАЕТ (траншею)— в безударном положении в окончании глагола пишется Е, потому что это глагол-исключение.
2) (ведёт себя) РАСКОВАННО— в кратком прилагательном пишется -НН-.
3) ЗАГОРАТЬ (на пляже)— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
4) (хорошо) РИСУЕШЬ— на конце глагола после шипящего буква Ь пишется.
5) (кофе) ПО-ВОСТОЧНОМУ— Наречия на -ОМУ с приставкой ПО- пишутся через дефис.
Ответ:45.
Задание 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ВЗБУДОРАЖЕНЫ (известием)— на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З.
2) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (момент)— в причастии пишется -НН-.
3) МАКАТЬ (перо в чернильницу)— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения корня.
4) (нет) ТУЧ— на конце существительного 3 склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ (состав)— Прилагательные, образованные на основе словосочетания, пишутся слитно.
Ответ:35|53.
Задание 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРЕВОЗМОГАТЬ— приставка ПРЕ- пишется в значении ПЕРЕ-.
2) МУЖЕСТВЕННО (поступить)— в суффиксах наречий пишется -НН-.
3) ПОЛОЖИТЬ (на место)— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
4) (поймал) МЯЧ— в форме мужского рода имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) ВО-ПЕРВЫХ— числительное пишется через дефис с приставкой ВО-.
Ответ:13.
Задание 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) (войти в) ЗДАНИЕ— на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
2) БАРАБАННЫЙ (бой)— в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.
3) ЗАТИРАТЬ (швы на кафеле)— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (ребёнок) ПЛАЧУЩИЙ— в причастии, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -УЩ-.
5) ВОДОПРОВОДНЫЙ (шланг)— сложное существительное пишется слитно
Ответ:24.
Задание 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) (далеко) НЕ ИНТЕРЕСНАЯ (книга)— НЕ пишется раздельно с причастиями, если есть зависимые от причастия слова.
2) (девочка) РУМЯНА— в наречии пишется пишется столько же -Н-, сколько в слове, от которого оно образовано.
3) КОСНУТЬСЯ (темы)— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
4) (дом) СТРОЯЩИЙСЯ— в причастии, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -ЯЩ-.
5) (отрезать) ПОЛ-ЛИМОНА— слова, начинающиеся с Л, пишутся с ПОЛ- через дефис.
Ответ:35|53.
Задание 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) БЕСПОЛЕЗНЫЙ— на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) ПОКРАШЕННЫЙ (забор)— в суффиксе -ЕНН- прилагательного пишется -НН-.
3) ВЫРАСТИТЬ (урожай)— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
4) (охватывает) ДРОЖЬ— в существительных III склонения после шипящего буква Ь пишется.
5) (съел) ПОЛ-ЯГОДКИ— слова с ПОЛ- всегда пишутся через дефис.
Ответ:14|41.
Задание 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) (хорошо) ОБДУМАТЬ— приставка ОБ- неизменяемая.
2) ЗАСТЕЛЕНА (покрывалом)— в суффиксе краткого прилагательного пишется -Н-.
3) (маленький) РОСТОК— написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
4) (тяжело) ДЫШИТ— в безударном окончании глагола I спряжения пишется И.
5) (думает) ПО-ДРУГОМУ— наречия с приставкой ПО- всегда пишутся через дефис.
Ответ:13|31.
Задание 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) (мне) БЕЗРАЗЛИЧНО— неизменяемая приставка БЕЗ-.
2) ОТОРВАННАЯ (пуговица)— в суффиксе полного причастия пишется -НН-.
3) ЗАПЕРЕТЬ (на ключ)— написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
4) ТАЮЩИЙ (снег)— в причастии, образованном от II спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.
5) (встретиться) ПО-ДРУЖЕСКИ— наречия на -И, -СКИ с приставкой ПО- пишутся через дефис.
Ответ:25.
Задание 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАСТРУБИТЬ— на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) ОДОБРЕНА (заявка)— в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3) ПРИКОСНОВЕНИЕ— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (дорога вдоль) ДАЧ— в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) (заговорил) ПО-РУССКИ— наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
Ответ:15|51.
Задание 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЗДРАВСТВУЙТЕ— Приставка неизменяемая.
2) КУРИНЫЙ (суп)— в суффиксе-ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н-.
3) ГОРЕТЬ— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
4) (стало) НЕВТЕРПЁЖ— на конце наречий после шипящего буква Ь не пишется.
5) (подойти к) КОМУ-ЛИБО— неопределённое местоимение пишется через дефис, потому что с суффиксом -ЛИБО- слова пишутся через дефис.
Ответ:25|52.
Задание 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) НЕДОСМОТРЕЛ (вовремя задание)— НЕ с глаголом пишется слитно, потому что слово без НЕ не употребляется.
2) ЛИМОННЫЙ (вкус)— в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.
3) ПРИЛОЖИТЬ (старание)— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.
4) (шарф) ЛИНЮЧ— на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не пишется.
5) (смотреть) ИСКОСА— на конце наречий пишется суффикс -А-.
Ответ:24.
Задание 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПОСМОТРИТ (видео)— в безударном положении в окончании глагола пишется И, потому что в неопределённой форме глагол оканчивается на -ЕТЬ.
2) (выглядеть) ЕСТЕСТВЕННО— в кратком прилагательном пишется -НН-.
3) ВЫРАЩЕННЫЙ (в теплице)— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
4) ИГРАЕШЬ (в прятки)— на конце глагола после шипящего буква Ь пишется.
5) ПО-ПРЕЖНЕМУ (интересно)— наречия на -ЕМУ с приставкой ПО- пишутся через дефис.
Ответ:45.
Задание 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИШКОЛЬНЫЙ (участок)— Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
2) КВАШЕНАЯ (капуста)— в суффиксе отглагольного прилагательного пишется одна -Н-.
3) СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ (наклонение)— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
4) (долго) СТОИШЬ— на конце наречий после шипящего буква Ь пишется.
5) (шарф) НЕЖНО-РОЗОВЫЙ— сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цветов, пишутся через дефис.
енки цветов, пишутся через дефис.
Ответ:25.
Задание 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ВСПОМНИТЬ— на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) НАСТРОЕННЫЙ (на радиоволну)— в суффиксе -ЕНН- прилагательного пишется -НН-.
3) УЛОЖИТЬ (спать)— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
4) (русская) ПЕЧЬ— в существительных III склонения после шипящего буква Ь пишется.
5) (осталось) ПОЛЧАСА— слова с ПОЛ- всегда пишутся слитно.
Ответ:14.
Задание 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПОДСМОТРЕТЬ— приставка ПОД- неизменяемая.
2) ЗАКОЛОЧЕНО (досками)— в суффиксе краткого прилагательного пишется -Н-.
3) (город) РОСТОВ— написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
4) (слово) ДЕРЖИТ— в безударном окончании глагола I спряжения пишется И.
5) НЕСКОЛЬКО (групп)— неопределённые местоимения с приставкой НЕ- пишутся слитно, если между НЕ и словом нет предлога.
Ответ:13.
Задание 5
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРЕОДОЛЕТЬ— приставка ПРЕ- пишется в значении ПЕРЕ-.
2) РАНО (встать)— в суффиксах наречий пишется -Н-.
3) (с) ЗАМИРАНИЕМ (сердца)— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
4) (детский) ПЛАЧ— в форме мужского рода имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) (работать) НЕ БУДУ— с приставкой НЕ- глаголы всегда пишутся раздельно.
Ответ:13.
Кофе с перцем – екатерина красавина
ГЛАВА 1
Почему-то в голове вертелась дурацкая фраза из какого-то старого кинофильма: «Стамбул — город контрастов». Насчет контрастов Паша не знал, не пришлось их видеть. Этот ленивый южный город больше всего ему напоминал изнеженную восточную красавицу, довольную собой и своим существованием. Паша поправил очки, сползшие на кончик носа, и посмотрел на гида. Он был ему резко антипатичен. Причем без всяких рациональных объяснений. Паша заметил, что симпатии и антипатии возникают обычно спонтанно. Как непогода. Никого не спрашивая. Бывает, что человек — хороший, собеседник — эрудированный, а как чашку возьмет всей пятерней, так сразу интерес к нему и пропадает. Даже смотреть не хочется. Не то что разговаривать. Он знал, откуда в нем эта внимательность к манерам, деталям и штрихам поведения. От бабушки — Веры Константиновны, происходившей из дворянского рода и безмерно гордившейся этим. Сколько Паша помнил себя, бабушка всегда была в «полном порядке», или, как она любила говорить, «комильфо», растягивая французские слова. Как положено. В нос. Французский она знала безукоризненно, безупречно, как родной русский. Была влюблена во французскую литературу и французское искусство. И это было неудивительно. Она всю жизнь преподавала французский в педагогическом институте и выпустила немало способных учеников, что наряду с происхождением являлось еще одним предметом ее гордости. «Машенька Калугина, помнишь ее, — обращалась она к своему единственному внуку певучим голосом, — она еще ко мне на дом ходила. Ты сталкивался с ней неоднократно, она тебе нравилась, закончила наш пед, пошла работать в школу, потом ее отец разбогател, ну ты знаешь, как это сейчас бывает: раз, два — ив дамках, они уехали во Францию, открыли совместный бизнес… Так вот, Машенька прислала мне оттуда очаровательную открытку и написала, что шлет мне тысячу благодарностей за мои уроки. Благодаря им она очень быстро освоилась в Париже и вошла в языковую среду. Я так рада, так рада…» — «Конечно, помню», — поддакивал ей Паша. На самом деле он не помнил ни Машу Калугину, ни ее визиты к бабушке, но для сохранения спокойствия старушки утверждал, что все прекрасно помнит. Сама Вера Константиновна говорила, что память еще ни разу не подводила ее. А тем, у кого в голове ничего не держится, она советует заняться интенсивным изучением иностранного языка. А лучше — нескольких. Очень освежает память и развивает лингвистические способности. Здесь Паша съеживался и мысленно хвалил себя за то, что не признался в своем беспамятстве — старушка незаметно сжила бы его со свету или засадила бы за зубрежку иностранных слов. Но мелкие конфликты, недоразумения и подхалимаж ради семейного мира ничуть не умаляли Пашиной любви к бабушке и его трепетно-нежного отношения к ней.
С матерью все было по-другому. Во-первых, мать не признавала нежностей и сентиментальности. В отличие от Веры Константиновны, которая при каждом удобном случае так и норовила обнять или поцеловать внука, чего Паша, естественно, стеснялся. Во-вторых, мать всегда соблюдала между Пашей и собой некую дистанцию. Может быть, она считала, что иначе Паша вырастет маменькиным сыночком и слюнтяем, как и большинство ребят, воспитанных женщинами? Трудно сказать. Роли в его семье были четко поделены. Мать заменяла отца, бабушка — мать. Строгое дисциплинирующее начало — и мягкая обволакивающая нежность. Поэтому матери Паша побаивался и часто чувствовал себя при ней скованно и неуютно. Впрочем, вероятно, ее сухость и сдержанность просто объяснялись трагическими событиями, которые ей довелось пережить, когда Паша был совсем маленьким. Они с отцом были любителями-альпинистами и буквально бредили горами. Когда им удавалось выкроить время, они ездили отдыхать на спортивную базу в Крыму и там удовлетворяли свою страсть к горам, совершая вылазки на горные хребты. Так было и на этот раз. Внезапно разыгралась непогода, отец сорвался в пропасть, а матери повезло уцепиться за выступ в скале, и ее занесло в пещеру, где она и пролежала трое суток, пока ее не нашли спасатели. С тех пор, как однажды поделилась с Пашей бабушка, мать словно подменили. Она замкнулась в себе и почти перестала улыбаться. И даже сменила профессию. Раньше она была учительницей младших классов, а после смерти мужа стала психотерапевтом, закончив вечерний вуз по этой специальности. Специалистом мать была первоклассным. И очень дорогим. Она владела всеми существующими методами психологических тренингов и техник. Она вскрывала сознание и подсознание пациента, как консервную банку, психоанализ дедушки Фрейда был Для нее как дважды два четыре, она могла ввести в транс, загипнотизировать и внушить почти все, что угодно. Словом, за сравнительно короткое время мать могла сделать из больного подопытного кролика и отбивную котлету.
Бабушка уже давно была на пенсии. Мать работала. Она принимала пациентов в рядовом районном диспансере, а после основной работы вела частную практику. В специально оборудованной для этого квартире, доставшейся от дедушки, точнее, от его незамужней сестры, старой девы, дожившей почти до девяноста лет. Эта двухкомнатная квартира в районе Чистых Прудов была оборудована под респектабельный офис и наворочена по последнему слову техники. Все внутренние перегородки в квартире были снесены, и сама квартира «слеплена» заново. Как лицо женщины, решившейся на кардинальную пластическую операцию. Паша старался там не бывать. Едва он переступал порог этой квартиры, как ему начинало казаться, что он попадает в какую-то лабораторию, где производят вивисекцию животных. Ему становилось не по себе, и он спешил уйти.
— Посмотрите, пожалуйста, налево… Великолепная мечеть, построенная в седьмом веке нашей эры.
Паша понял, что он слишком глубоко задумался, и перевел взгляд на мечеть. Потом он посмотрел на гида, полного брюнета лет сорока пяти с пышными усами. Что же в нем так раздражало? Наверное, манера слегка причмокивать губами во время пауз. Как будто он пил чай вприкуску с сахаром…
— Теперь у вас, согласно расписанию, — свободное время, — объявил гид. — Полтора часа. Вы сможете побродить по настоящему восточному базару и купить себе и своим близким подарки и сувениры. Приятного времяпрепровождения. Встречаемся у входа. — Гид кивнул и словно растворился в воздухе.
Было невыносимо жарко. Паша повертел головой. Конечно, хорошо бы побродить по базару с кем-то, но, с другой стороны, выглядеть прилипалой тоже не хотелось. Ну не маленький же он, не потеряется, в конце-то концов. И Паша, оглядев группу, спешно отошел от нее. Он очень боялся, что к нему привяжется Мила, пухленькая блондинка с губами, накрашенными ярко-красной помадой. Тогда прости-прощай прогулка по базару. Она будет жужжать над его ухом, как надоедливая оса.
Сам базар напоминал настоящий город. Он был разбит на кварталы многочисленными улочками и проулками, и через несколько минут Паша заблудился в этой паутине проходов.
Паша переходил от прилавка к прилавку, пока не решил остановиться и рассмотреть как следует товары, выставленные на продажу.
Это была лавочка, где торговали разными сувенирами: кинжалами, бусами, пепельницами, курительными трубками, золотыми браслетами, серебряными украшениями и еще всякой всячиной, от которой у Паши зарябило в глазах. Он подумал, что надо бы привезти сувениры для родных. Некрасиво возвращаться с пустыми руками, но он не мог ничего придумать, что именно купить. С бабушкой было более или менее ясно. Ей подойдет все. Любой Пашин подарок будет желанным и красивым. С матерью — сложнее. Она могла посмотреть убийственным взглядом, хмыкнуть или поставить сувенир на полку, вообще не удостоив его внимания. Так уже было. И не раз. Ей требовалось нечто оригинальное, неизбитое. То, что могло бы понравиться ее взыскательному вкусу.
§
Пожилой турок неотрывно смотрел на Пашу, как бы приглядываясь к нему. Наконец он понял, что клиент «дозрел» и готов к покупке.
— Паслушай, — он прилично говорил по-русски, но с акцентом. Так, как говорил бы грузин из Абхазии или из Тбилиси. — Тэбе каму пударок? Каму? Мат? Жане? Рубенку? Паша замотал головой.
— Нэ хочешь покупать? — На лице турка отразилось такое удивление, словно ему сказали, что земля покоится на гигантской черепахе. А он-то всю жизнь считал, что на слоне!
— Нет, хочу. Но не знаю что, — выпалил Паша.
— Нэ знаешь? — На лице турка вторично отразилось удивление. — Сматри! — И он стал выкидывать на прилавок один товар за другим.
Паша с отчаянием смотрел на груду вещей, выраставшую перед ним. Он уже пожалел, что остановился у этой лавочки. Надо было идти себе, не останавливаясь. Как теперь отвязаться от него? Или все-таки сделать покупку? Все равно от нее не отвертеться. «Какая разница — сейчас я куплю подарки или потом?»
— Хорошо, хорошо, — успокаивающе сказал Паша. — Сейчас выберу.
Он стал перебирать сувениры. Его взгляд остановился на деревянных светло-коричневых бусах. С легкой изящной резьбой. Он подумал, что, возможно, матери они подойдут. У нее были пышные темно-каштановые волосы, которые она распускала по плечам или закалывала сзади изящной заколкой. Паша представил эти бусы на шее матери и решил, что они ей понравятся. Он отложил бусы в сторону.
Турок восхищенно прищелкнул языком, как бы одобряя его выбор. Паше этот звук напомнил возглас погонщика осла из какого-то фильма. Он невольно поморщился. Солнце жарило вовсю. По шее и спине стекали тоненькие ручейки пота. Он вспомнил, как его отговаривала от этой поездки Надин, и подумал, что надо купить подарок и ей. Хотя между ними накануне отъезда произошла размолвка. Но подарок смягчит ее. Нет такой женщины, которая устояла бы перед подарком. Эту истину Паша твердо вбил себе в голову.
Бабушке он решил купить керамического светло-бежевого слоника с поднятым вверх хоботом. В ее комнате все было, как в музее. Повсюду стояли разные финтифлюшки: декоративные вазочки, поделки из металла и дерева, пасторальные фигурки пастушков и пастушек, расписные тарелочки и блюдца. Слоник будет очень кстати, подумал Паша. Для компании к безделушкам. Слоник присоединился к бусам.
Раздался второе одобрительное прищелкивание языком.
Оставался подарок для Надин. Бус она не носила и безделушками не увлекалась. Может быть, браслет? Или кольцо? Но кольцо покупать опасно. Он может не угадать размер. С браслетом — проще. И тут Паша увидел в глубине лавочки кожаный пояс с красивым узором. Это то, что надо! Изящно и вместе с тем экстравагантно. Он показал пальцем на пояс. Турок проследил за его рукой взглядом. И кивнул головой.
Держа в руках темно-коричневый пояс с желтыми кожаными вкраплениями в виде ромбов правильной формы, Паша подумал, что он с честью решил архитрудную задачу — выбрал подарки для трех дам разного возраста и характера.
И тут он увидел ЕЕ.
Сначала он почувствовал на себе чей-то взгляд. И поднял голову. Внутри его легким червячком зашевелилось беспокойство. Смутное, глухое. Он встретился взглядом с турком, который без всякого выражения смотрел на него. Как на неодушевленный предмет. Паша подумал, что он уже, наверное, давно перестал различать лица туристов. Они все слились для него в некую розово-белую массу, без цвета, вкуса и запаха. Паша достал из барсетки кошелек, чтобы расплатиться. И вдруг подумал, что совершенно забыл спросить, сколько стоит все это добро. И такая забавная ситуация могла произойти только с ним. С растяпистым непрактичным человеком. Когда сегодня утром их группа обсуждала достоинства турецкого шопинга, все с одобрением отметили сказочную дешевизну турецких товаров. «Цену можно сбить в два раза, — с уверенностью сказал Леша, душа и центр туристической группы. — Главное, не пасовать. Они говорят одну цену, называй в два или в три раза меньшую. На середине и сойдетесь. Это точно. Без вопросов».
А он, Паша, лопух натуральный. С него сейчас сдерут втридорога. И он даже не сможет похвастаться своими трофеями перед другими туристами. Они его просто засмеют и примут за последнего дурака.
Турок смотрел на него. Спокойно. Выжидательно.
И тут снова чей-то взгляд словно прожег его. Паша посмотрел по сторонам. Кругом сновали туристы, деловито и сосредоточенно. Взгляд Паши скользнул внутрь лавочки. Там была ОНА.
Девушка. Явно славянской внешности, закутанная во все черное. Как спеленутая мумия. Для обозрения оставались только глаза, часть лба и нос. Паша слегка вытянул шею. Девушка неотрывно смотрела на него. Пашу поразили ее глаза. Огромные. Зеленые. Турок шевельнулся и, облокотившись о край прилавка, проследил за его взглядом. И тут он увидел девушку и страшно замахал руками. Его лицо побагровело. Налилось кровью. Казалось, сейчас его хватит удар. Турок что-то крикнул. Подбежал молодой человек и поспешно увел девушку.
Паша растерянно перевел взгляд на турка. Тот что-то раздраженно крикнул. И растопырил три пальца. Три доллара, догадался Паша. По доллару за подарок. Самое смешное, что он не мог бы сказать, дорого это или дешево. Паша держал в руках кошелек и смотрел на турка. Тот взмахнул рукой. Паша показал пальцем вглубь лавки.
— Девушка, — сказал он. — Там. Кто она? Турок сделал вид, что не слышит.
— Девушка, — повторил Паша уже громче. — Работница?
И тут торговец чуть ли не насильно вложил Паше в руку сувениры и подтолкнул его к выходу. Павел по-прежнему стоял у прилавка. Как вкопанный. И никуда не собирался уходить. Тогда турок вытаращил глаза и поднял вверх руки, как бы намереваясь ударить его. Паша невольно попятился. Глаза турка налились кровью. Он сделал шаг навстречу Паше. И тогда Павла охватил ужас, он повернулся и бросился бежать.
Остановился он у выхода. И немного правее увидел свою группу. Паша пригладил волосы и поправил очки, сползшие на нос. Он глубоко вздохнул, чтобы успокоить дыхание. И медленным размашистым шагом направился к своим.
— И где ты пропадал? — надула губы Мила. С самого начала она пыталась опекать Пашу и покровительствовать ему. Это называлось «клеить». Паша не мог сказать ей в открытую, что он совсем не подходящий для этого кадр. Во-первых, он не сходился с девушками легко и беззаботно. А во-вторых, и это было главным, — она ему совершенно не нравилась. От нее пахло дешевыми духами, и вся она была какая-то лоснящаяся и гладкая. Как поросенок. И вульгарная донельзя.
И вот сейчас Мила смотрела на него большими светло-голубыми глазами и ожидала ответа.
— Да так. Ходил по базару.
Мы уже думали, что ты заблудился, — добродушно хохотнул Леша, двухметровый гигант со светло-пшеничными волосами.
— Почему? — растерянно спросил Паша.
— Потому что мы потеряли тебя из виду, а потом ты пронесся мимо нас, как заяц, за которым гонятся собаки. Мы тебе кричали, но ты даже не остановился.
§
— Я не слышал.
— Али-Бабу с кинжалом, что ли, увидел? Мила хихикнула. Ее розовая маечка с глубоким вырезом позволяла девушке продемонстрировать пышную грудь.
— Я? Нет. Али-Баба тут ни при чем. — И Паша рассмеялся.
— Что купил? — спросила Мила, слегка прижимаясь к нему. Самую малость, чуть-чуть. Со стороны это было почти незаметно. Но Паша ощутил локтем ее мягкий податливый живот.
— Купил? — Паша машинально перевел взгляд на руку, в которой были зажаты сувениры, сунутые турком в его ладонь в последний момент. Там были бусы и слоник. Пояса не было. Очевидно, он выронил его, когда бежал.
— Бусы… — Мила выхватила бусы и стала рассматривать их.
Марина Ивановна, стоявшая поодаль, тоже подошла к ним.
— Кому купил? — поинтересовалась она. — Невесте?
При слове «невеста» Мила дернулась и с любопытством уставилась на Пашу.
— Нет, — невольно покраснел он. — Маме.
— Красивые, — вынесла свой вердикт Марина Ивановна. По ее круглому лицу стекал пот. Помада размазалась, и рот напоминал растекшееся пятно от малинового варенья.
— Ничего, — протянула Мила. Она тряхнула волосами и взяла из рук Паши слоника.
— А слоник… кому?
— Бабушке, — и тут Паша разозлился. Допрос она ему, что ли, устраивает? Он забрал слоника и обратился к Леше: — Кого ждем?
— Остальных. Что-то они задерживаются.
— Нагружаются товаром, — пояснила Марина Ивановна, крупная, массивная дама из Омска. В руках у нее была большая сумка, уже чем-то набитая под завязку. — Здесь все так дешево. Просто задаром!
— Да уж вам ли говорить о дешевке? — поддел ее Леша. — Вы у нас мать нефтяного магната.
Сын Марины Ивановны был топ-менеджером крупной нефтяной компании, о чем она с гордостью сообщила в первый же вечер. Он и отправил маменьку развеяться в Турцию. «А я ему говорю, мне все равно куда, — рассказывала Марина Ивановна. — Хоть в Турцию, хоть в Париж!»
— А в Париже вы еще не были? — подтрунивал над ней Леша. — Чем вы на Елисейских Полях будете отовариваться? Шубами или сувенирами?
Но Марина Ивановна лишь лениво отмахивалась от него.
— Не пыли, Леха! Не бери на понт.
У нее были интонации бывшей заведующей секцией в галантерее. Когда сын пошел в гору, она стала разбрасываться деньгами, но изменить себя не смогла. Это было самым трудным и безнадежным делом.
Подошли еще три человека из группы. Леша посмотрел по сторонам.
— Что-то Владик задерживается, — сказал он, ни на кого не глядя.
Марина Ивановна скривила рот в ироничной ухмылке.
Леша и Владик были отличными ребятами. Они сразу стали центром их туристической компании.
И они были геями.
— Педрилы, — протяжно протянула Марина Ивановна, когда Леша с Владиком отошли в сторону. Это было в первый день пребывания в Стамбуле.
— Каждый имеет право на свою личную жизнь, — твердо сказал Паша. Они стояли около гостиницы маленьким кружком. Четыре человека. Паша, Марина Ивановна, Мила и ее подруга Нина.
Марина Ивановна окинула его насмешливым взглядом с головы до ног:
— А вы, молодой человек, часом, тоже не «того» ли?
— Не «того».
— Да ладно вам ссориться по пустякам, — вступилась за Павла Мила. — Пусть живут, как хотят. Правда, Нин? Нам-то какое до этого дело?
Худенькая темноволосая Нина только кивнула головой. Она не расставалась с фотоаппаратом и поминутно останавливалась, делая снимки. Интересно, что их связывает, тогда еще подумал Паша. Мила, явно не обремененная интеллектом, и хрупкая Нина, с интересом разглядывающая памятники Стамбула.
Марина Ивановна была порядочной стервой. Каждый раз при виде «сладкой парочки» — Леши и Влада — она старалась демонстративно подчеркнуть свое отношение к ним. Но ее никто не поддерживал. И поэтому ее попытки осудить сей противоестественный союз пропадали втуне.
— Владик, наверное, сейчас придет, — пришел Паша на выручку Леше.
— А… вот он, — и Леша помахал рукой. Маленький юркий Владик напоминал подростка. Его кожа была гладко-белой. А большие темные глаза напоминали спелый виноград.
— Все в сборе? — деловито спросила Марина Ивановна.
— Еще нет Лиды, — вставила Мила.
Лида была преподавательницей из Питера. Она старалась каждый год ездить в туристические поездки и копила на них весь год.
— А Рита с Сашей?
— Вот они. Справа. Разглядывают витрину магазина, — показал на них кивком головы Леша.
Молодая пара держалась особняком. Им вполне хватало общества друг друга.
— Экскурсовода нет, — вставила Марина Ивановна. Ее лицо выпирало из-под белой панамы, как дрожжевое тесто из кастрюли.
— Отоваривается, — хихикнула Мила.
— А Нинка твоя где?
— Тут где-то. Щелкает затвором.
Паша уже в который раз подумал, что зря он сюда приперся. Ему вполне хватило бы отдыха дома. Так нет — и мать, и бабушка в один голос, словно сговорившись, стали уговаривать его поехать в Стамбул. Отдохнуть и посмотреть на исторические памятники. «Я с удовольствием проведу свой отпуск и дома», — попытался отбиться от их натиска Паша.
— Ограничивать свой кругозор… — несколько презрительно сказала Вера Константиновна, — могут только пустые, примитивные люди.
— Хорошо, я — питекантроп, — согласился Паша. — Прямой родственник неандертальца. Скоро возьму палку и буду сшибать плоды с дерева. И учиться разводить костер. Но ехать я никуда не хочу. Мы можем с Надин отдохнуть и в Подмосковье. Чем наша природа хуже? Лес, речка, трава.
Так все дело в Надин? — спросила тогда мать, смотря на сына в упор большими карими глазами.
Паша стушевался.
— Нет, не в Надин.
— А в чем же?
И в тот момент Паша принял решение: он поедет в Стамбул, раз они так этого хотят. Он умывает руки. Точнее, уступает непреодолимому давлению обстоятельств. Стамбул так Стамбул. В конце концов, десять дней — это не месяц. Время пролетит незаметно.
Но Стамбул Паша невзлюбил сразу. Все здесь было слишком ярким, вызывающим, чужим. Запахи, краски, говор. Даже небо — какого-то ядовито-синего цвета. Да еще эта толчея кругом, гортанные выкрики, протяжные возгласы муэдзинов, созывающих правоверных на молитву. Как в каком-то кино, с раздражением думал Паша. И чего все рвутся в Турцию? За покупками? Не могут на Черкизовском или Измайловском рынке отовариться? Приличные люди сюда не поедут. Зачем им эти тряпки-шмотки? Культурные люди поедут в Париж или Лондон. Будут наслаждаться картинами Лувра или красотами Вестминстерского аббатства…
Правила приготовления кофе по-восточному — киберпедия
1. В чистую сухую джезву положить свежемолотый кофе и сахар иа расчета 1 чайная ложка кофе с горкой и 1 чайная ложка сахара на чашку напитка. Многие бариста сначала в сухой джезве прогревают сахар, чтобы он растопился и слегка карамелизовался, а затем добавляют молотый кофе, который также слегка прокаливают перед добавлением воды. 2. Засыпать специи по вкусу (например, арабский способ приготовления предполагает добавление щепотки молотого кардамона, мускатного ореха и корицы). В условиях нехватки времени допустимо заливать в джезву горячую воду. Это ускоряет процесс приготовления и уменьшает продолжительность экстракции, однако сказывается на насыщенности напитка. 4. Поставить джезву на горячий песок, притопив ее дно на 2-3 см от поверхности. Напиток не должен доводиться до кипения. О близости к точке кипения сигнализирует обильная пена, которая начинает подниматься из узкого горлышка джезвы. 6. Не допускать разрывов пены. Визуальная оценка качества кофе по-восточному — обильная плотная пена; Шапка пены выступает в качестве естественной «крышки», которая удерживает ароматные летучие соединения внутри джезвы. |
Френч-пресс (французский пресс, плунжерный кофейник)
Френч-пресс Практичный и технологичный кофейник для приготовления кофе в условиях ресторана, кофейни, кафе, а также в быту. Придуман во Франции в 1920 году, после второй мировой войны получил распространение по всей Европе. Часто используется для профессиональных дегустаций (так называемых «каппингов», от анг. сир — «чашка») и сравнения качества различных сортов, поскольку позволяет распробовать сорт «как он есть». Параметры приготовления кофе во френч-прессе
Устройство френч-пресса 1 — стеклянный корпус; Самый ходовой в заведениях френч-пресс — объемом 0,33-0,35 л. Для больших компаний можно использовать френч-прессы объемом 0,5 и 1,0 л. Порядок работы с френч-прессом 1. Засыпать порцию молотого кофе в кофейник (15-20 г на френч-пресс 033-0,35 л). Подача — Френч-пресс |
Умягчение воды
Процесс подготовки воды перед использованием в эспрессо-машине. Все производители профессиональных эспрессо-машин снимают с себя гарантийные обязательства, если используемая вода не умягчается.
Жесткость воды
Определяется повышенным содержанием растворенных солей жесткости (соли кальция и магния);
в природе приобретается водой естественным образом при прохождении через мягкие породы — сланцевые глины и известняки;
приводит к образованию накипи в бойлере, а также внутри магистралей эспрессо-машины; накипь засоряет трубки и клапаны, снижает эффективность ТЭНов;
при высоком уровне негативно сказывается на вкусе напитков.
Умягчитель
Устройство, которое изменяет химический состав растворенных в воде солей: заменяет ионы кальция и магния на ионы натрия; после такой обработки соли не образуют твердых отложений. Подключается к системе водоснабжения перед кофемашиной.
Мягкая вода
Не образует твердых отложений в результате кипячения;
увеличивает срок службы эспрессо-машины;
приятна на вкус, не имеет постороннего привкуса.
Измерение жесткости воды
Единица жесткости, принятая в России Госстандартом, — моль/м3.
Другие системы измерения жесткости:
Французский градус (f°), 1 моль/м3 = 5,005 f°
Немецкий градус (d°), 1 моль/м3 = 2,804 d°
Американский градус, 1 моль/м3 = 50,05 ам. градуса
Умягчитель не заменяет собой фильтр и не очищает воду.
Проходя через умягчитель, неочищенная жесткая вода превращается в неочищенную мягкую.
Устройство умягчителя
Схема отображает общий принцип действия и может не учитывать конструктивных особенностей умягчителей конкретных производителей.
Умягчитель представляет собой металлическую емкость, наполненную частицами ионообменных смол, через которые пропускается вода, требующая умягчения.
1 — корпус;
2 — ионообменные смолы;
3 — впускной кран;
4 — выпускной кран;
5 — крышка.
Ионообменные смолы
Частицы ионообменных смол напоминают размером крупный песок;
насыщены ионами натрия;
захватывают ионы кальция и магния, замещая их на ионы натрия.
Регенерация умягчителя
Процесс восстановления способности ионообменных смол умягчать воду;
в среднем должна производиться раз в месяц или при прохождении 1800 л воды;
заключается в вымывании в дренаж накопленного загрязнения и насыщения смол ионами натрия.
§
Подробнее см. инструкцию по эксплуатации фирмы-производителя.
Перекрыть впускной кран 3.
Переключить выпускной кран 4 в положение «в дренаж».
Стравить давление.
Открыть крышку 5.
Засыпать поваренную соль (NaCl) из расчета 1 кг соли на умягчитель объемом 8 л; 1,5 кг соли на 12 л.
Закрыть крышку 5.
Открыть впускной кран 3 и начать процесс регенерации, выпуская воду в дренаж.
Выждать 1-1,5 часа.
Убедиться, что регенерация закончена, попробовав воду, вытекающую в дренаж: она не должна быть солоноватой.
Переключить выпускной кран 4 в положение «к кофе-машине».
Правила для профессионала
Как выказать должное уважение к гостю и к самому напитку, а также соблюсти требования техники безопасности. Кофе — продукт, который легко абсорбирует из внешней среды посторонние запахи, поэтому… …до начала смены и во время нее нельзя пользоваться духами и туалетной водой; …нельзя пользоваться кремом для рук. Работа бариста связана с кипятком и водонагревательными устройствами, поэтому… …рабочая обувь бариста должна быть закрытой, даже летом; …ноги должны быть прикрыты брюками или длинной юбкой; …важно помнить, что рабочий фартук — это не просто красота и удобство, но еще и дополнительная защита. Здоровье гостя и удовольствие, которое он получает от напитка, превыше всего, поэтому… …тщательное мытье рук — основное правило бариста; …на руках бариста не должно быть никаких порезов и признаков кожных заболеваний; …длинные волосы должны быть собраны в пучок или убраны под головной убор; …на ногтях не должно быть лака. Даже маленькие знаки внимания приятны гостю, поэтому… …когда гость испытывает затруднение при заказе напитка, бариста выступает вежливым советчиком; …бариста при случае всегда демонстрирует владение приемами латте-арт; …по просьбе гостя бариста всегда может отойти от стандартной рецептуры. Дети — это особая категория гостей, поэтому бариста… …помнит, что детский напиток не должен быть горячее 60°С; …всегда подает детский напиток сначала взрослому. |
Приготовление эспрессо
Эспрессо- напиток, который хорош как в чистом виде, так и в качестве главной составляющей множества напитков на основе кофе.
Температурный режим эспрессо
вода в группе 88… 92°С;
эспрессо при выходе из носика холдера — около 85°С;
эспрессо в чашке немедленно после экстракции — около 80°С.
Все, что соприкасается с эспрессо непосредственно в момент экстракции и до момента, когда напиток попадет гостю, должно быть прогрето — группа, холдер, чашка.
Шесть этапов приготовления эспрессо
1. Подготовка холдера к работе
2. Дозировка кофе
3. Формирование кофейной таблетки
4. Подготовка группы к работе
5. Экстракция
6. Удаление отходов и чистка
Подготовка холдера к работе
Вынуть холдер из группы. В ожидании заказов холдер должен прогреваться в группе; грубая ошибка — держать холдер на рабочем столе или в мойке. | |
Насухо протереть холдер салфеткой или полотенцем. |
Дозировка кофе
Подставить холдер под бункер дозатора кофемолки. Насыпать порцию молотого кофе в холдер, нажав на рычаг дозатора (одна порция 6,5-7 г в одинарный холдер, двойная порция 13-14 г в двойной). | |
Правильная дозировка кофе обычно — полный холдер с небольшой горкой. |
Два способа дозировки:
1. Автоматическая дозировка: бариста использует настройки кофемолки (одно движение рычага = 1 порция).
Плюс: Легче наладить контроль за расходом зерна, меньше потерь.
Минус: У бариста меньше возможностей повлиять на качество эспрессо, варьируя дозировку.
2. Помол в холдер: бариста включает кофемолку, во время помола постоянно двигает ручкой дозатора, чтобы молотый кофе сразу же ссыпался в холдер.
Плюс: Эспрессо готовится на только что смолотом кофе.
Минус: Возможен перерасход, сложнее наладить контроль.
Второй способ дозировки используется во время чемпионатов бариста, а также в «гурманных» заведениях. Способ дозировки устанавливается менеджментом заведения.
Легко постучать тыльной стороной запястья по холдеру, чтобы молотый кофе равномерно распределился по всему объему и заполнил возможные пустоты. Разровнять поверхность, удалить излишки кофе. Цель манипуляций — сформировать по возможности идеально ровную поверхность молотого кофе, не оказывая на него вертикального давления, чтобы избежать преждевременной прессовки. Техника бариста в данном случае определяется индивидуальными особенностями строения его пальцев и ладони. Можно использовать указательный палец, мизинец или ребро ладони — все, что имеет требуемую прямизну. Несколькими возвратно-поступательными или круговыми движениями «горка» кофе перемещается по поверхности. Затем излишки сметаются в бункер для молотого кофе. |
Формирование кофейной таблетки
Опереть холдер о рабочий стол или край столешницы. Запрессовать кофе темпером (действие называется темперовка) с усилием 14-20 кг. | |
Легким движением по касательной стукнуть ручкой темпера по холдеру, чтобы со стенок фильтра осыпались незапрессованные остатки. Вторично запрессовать кофе темпером с усилием 14-20 кг. | |
Убедиться, что кофе в холдере запрессован ровно. Убедиться, что ободок холдера чист от кофейных крошек. Можно перевернуть холдер: правильно подготовленная кофейная таблетка не выпадет из него. |
Подготовка группы к работе
Пролить горячую воду через группу в течение 3-4 секунд, чтобы восстановить рабочий температурный режим. Насухо протереть сетку рассекателя группы полотенцем. |
Экстракция кофе
Вставить и закрепить холдер в группе. Сразу включить пролив воды.
Промедление с включением пролива приведет к тому, что кофе в холдере начнет пригорать из-за высокой температуры группы.
Взять чашку с полки прогрева и подставить под носик холдера. С момента включения пролива до момента выхода напитка на это есть время — 4-6 секунд. | |
Экстракция должна занимать 25±3 секунды, порция получаемого напитка составляет 25-З0 мл. Бариста может контролировать время на глаз, включая и выключая пролив кнопкой ручного пролива. В полуавтоматических эспрессо-машинах пролив останавливается автоматически (по прошествии определенного времени или после пролива определенного объема воды), в соответствии с запрограммированными параметрами.
Удаление отходов и чистка
Вынуть холдер из группы.
Выбить кофейную таблетку в контейнер.
Протереть внутреннюю часть холдера от частиц кофе.
Вставить холдер в группу.
§
Классический латте-арт
Классический латте-арт, зародившийся в Италии, основывается на использовании специальной техники вливания взбитого молока в чашку при приготовлении капучино и латте. Взбитое молоко, смешиваясь в чашке с кофе, образует на поверхности различные узоры и силуэты.
На получающийся в чашке узор влияют:
— траектория движения питчера в момент вливания взбитого молока в чашку;
— высота кофейника относительно чашки;
— резонанс колебаний взболтанного в питчере молока;
— точка входа молока в чашку,
— скорость вливания молока.
Полезная информация Сначала в чашку наливают эспрессо. Эспрессо должен быть густым, с хорошей плотной кремá. Затем в чашку наливается взбитое молоко. Чтобы рисунок получился более отчетливо, можно предварительно высыпать на поверхность эспрессо немного какао-порошка. |
Легче всего манипулировать кофейником, совершая движения только кистью руки.
В момент вливания лучше всего представлять себе, что носик питчера — это карандаш, которым «рисует» бариста.
Латте-арт требует обширной практики и хорошего настроя; даже опытный бариста не всегда может воспроизвести рисунок правильно.
Базовые фигуры классического латте-арт
Основных фигур несколько, все остальные можно назвать производными.
Цветок
Направить равномерный поток взбитого молока в дальнюю половину дна чашки, держа питчер неподвижно (1). Наполнить чашку наполовину.
Легко покачивая питчер из стороны в сторону, медленно передвинуть его в направлении себя, продолжая лить молоко «змейкой»(2).
Почти наполнив чашку, чуть приподнять питчер и небольшим количеством молока перечеркнуть рисунок, быстро передвинув питчер в направлении от себя (3). Тонкая струйка молока, стекая с большей высоты, чуть «стянет» рисунок на поверхности в направлении завершающего движения.
Сердечко
Направить поток взбитого молока в центр дна чашки.
Легко покачивая питчером с небольшой амплитудой, сформировать вытекающим молоком небольшой круг, не выходя за пределы воображаемой окружности в центре чашки (1).
Почти наполнив чашку, приподнять питчер и перечеркнуть получившийся круг по диаметру небольшим количеством молока (2). Окружность вытянется в направлении завершающего движения.
Яблоко
Влить небольшую порцию молока у дальней стенки чашки, чтобы сформировать «плодоножку» яблока (1).
Переместить поток вытекающего молока в центр чашки.
Легко покачивая питчером с небольшой амплитудой, сформировать вытекающим молоком круг, не выходя за пределы воображаемой окружности в центре чашки (2).
Наполнить чашку.
Современный латте-арт
Современный латте-арт — это нанесение рисунков на поверхность молока разноцветными сиропами, горячим шоколадом, корицей или какао-порошком.
В современном латте-арт используются различные техники: Росчерк зубочисткой или тонкой палочкой по поверхности молока, вместо «красители» используется темнаа точка на поверхности, оставшаяся после вливания в чашку эспрессо при приготовлении латте. | |
Создание специальных трафаретов, которые позволяют воспроизводить на молоке силуэты из какао-порошка. | |
Роспись поверхности молока сиропами или «съедобными» красками. Обычные сиропы, которые используются в барах и кофейнях, для этой цели не подходят, потому что имеют слишком большую плотность и тонут в молоке. Мастера латте-арт обычно готовят специальные сиропы с добавлением небольшого количества крахмала. |
§
60 – 70 мл | Чашка для эспрессо (итал. – tazzina, англ. – demitassecup) | |
140 – 220 мл | Чашка для капучино (итал. — tazza) | |
220-230 мл | Кружка для фильтр-кофе, или кружка-регулар | |
150-300 мл | Хайболл (тумблер) | |
200-250 мл | Бокал айриш-кофе | |
200 – 285 мл | Гоблит (кубок) коктейльный | |
300 – 350 мл | Бокал милкшейк |
Чашка для эспрессо:
— керамика, хорошо сохраняющая тепло;
— закругленные края;
— толстые стенки;
— внутренний объем конической формы;
— белая изнутри.
Чашки для эспрессо и капучино должны быть сухими и прогретыми до температуры 40°С.
Вариации эспрессо
Это ближайшие «родственники» эспрессо с добавлением минимального количества дополнительных ингредиентов. Б кофейном меню эти напитки можно поместить в разделе «Кофейная классика». Подавляющее число вариаций эспрессо происходит из Италии — родины этого напитка. Пить эспрессо нужно горячим в течение первых 1-2 минут после приготовления.
Подача, объем напитка | Напиток |
Чашка для капучино, 50-60 мл | Эспрессо доппио (итал. — «двойной») — двойная порция эспрессо, приготовленная с помощью двойного холдера. |
Чашка для эспрессо, 20 мл | Ристретто (итал. — «короткий») — эспрессо, сваренный на меньшем объеме воды и за меньшее время (15-20 сек). |
Кружка для фильтр-кофе 180-200 мл | Американо — эспрессо, разбавленный горячей водой. Приготовить эспрессо в джиггере, перелить в чашку, долить горячей водой. |
Чашка для эспрессо, 35-40 мл | Эспрессо коретто (итал. — «приправленный») — эспрессо с добавлением 10 мл алкогольного напитка. Итальянцы обычно добавляют самбуку (анисовую водку) или граппу (виноградную водку). Возможно использование куантро (апельсинового ликера), амаретто (миндального ликера) и т. д. |
Чашка для эспрессо, 40 мл | Эспрессо маккиато (итал. — «пятнистый») — эспрессо с молочной пенкой. После приготовления эспрессо в чашку выкладываются 1-2 чайные ложки взбитого молока. |
Чашка для капучино, 50 мл | Эспрессо кон панна — эспрессо, увенчанный взбитыми сливками. После приготовления эспрессо в чашку с помощью кондитерского сифона добавляют взбитые сливки. |
Чашка для эспрессо, 25-30 мл | Эспрессо романе (итал. — «римский») — эспрессо с каплей лимонного сока. Обычно полается с долькой лимона на блюдечке. |
Чашка для эспрессо, 35-45 мл | Эспрессо с сиропом. Добавить в чашку 10-15 мл сиропа, сварить в нее эспрессо. |
Капучино
Итальянский напиток, ставший известным во всем мире. Капучино переводится с итальянского как «капуцинский». По разным версиям, это название закрепилось за напитком либо из-за его цвета, напоминающего сутану монаха-капуцина, либо потому, что его придумали монахи именно этого ордена.
Капучино — это вспененное молоко, залитое в эспрессо.
Для капучино взбитое молоко должно иметь легкую текстуру: дольше вспениваться, меньше прогреваться.
Перемешиваясь с кофе, взбитое молоко образует с ним единое целое.
В правильно приготовленном капучино в течение 2-3 минут после приготовления невозможно обнаружить никакой жидкой субстанции, раздвигая молочно-кофейную пену ложечкой.
Классическое капучино | ||
Посуда для подачи: чашка для капучино Объем напитка – 110 мл | Воздушная молочная пена с ароматным эспрессо | |
Ингредиенты | Способ приготовления: | Вариации: |
Молоко – 80 мл | Взбить в питчере молоко | Двойное капучино (готовится с двойной порцией эспрессо) |
Эспрессо – 30 мл | Приготовить одну порцию эспрессо в чашку | |
Влить взбитое молоко |
Капучитта | ||
Посуда для подачи: чашка для капучино Объем напитка – 110 мл | Классическое капучино с добавлением сиропа по выбору гостя. Название – удачное изобретение сети кофеен «Мока-Лока» (Москва) | |
Ингредиенты: | Способ приготовления: | Вариации: |
Молоко – 65 мл | Взбить в питчере молоко | Капучино пино-колада (с ананасовым и кокосовым сиропом) |
Сироп – 15 мл | Влить в чашку сироп по выбору гостя | |
Эспрессо – 30 мл | Приготовить одну порцию эспрессо в чашку | |
Влить взбитое молоко |
Осеннее капучино | ||
Посуда для подачи: бокал айриш-кофе, трубочка для коктейлей Объем напитка – 190 мл | Молочно-кофейно-шоколадная смесь Рецепт предоставлен сетью кофеен «Кофе-Хауз» (Москва) | |
Ингредиенты: | Способ приготовления: | Вариации: |
Молоко – 150 мл Смесь для приготовления горячего шоколада – 10 г | Взбить в питчере молоко Высыпать в бокал смесь | |
Эспрессо – 30 мл | Приготовить одну порцию эспрессо в джиггере, влить эспрессо в бокал и тщательно размешать | |
Влить взбитое молоко | ||
Какао-порошок | Посыпать какао-порошком |
Латте
Сочетание кофе с молоком считается классическим. Итальянское слово «латте» означает «молоко». В словаре бариста им обозначается любой напиток на основе эспрессо с добавлением большого количества молока.
Молоко для латте готовится несколько иначе, чем для капучино. Оно должно иметь более плотную текстуру: меньше вспениваться, дольше пропариваться.
Карамельное латте | ||
Посуда для подачи: бокал айриш-кофе, трубочка для коктейлей Объем напитка – 200-220 мл | Напиток, в котором классическое сочетание кофе и свежего молока слегка оттеняется вкусом карамели | |
Ингредиенты: | Способ приготовления: | Вариации: |
Молоко – 165 мл 185 мл | Взбить под паровым краном молоко в питчере | |
Эспрессо – 30 мл | Приготовить одну порцию эспрессо в джиггере, влить в бокал | |
Заполнить чашку молоком | ||
Какао-порошок | Пользуясь специальной бутылочкой для сиропа, нанести на поверхность молока рисунок карамелью («Цветок», «Спираль») |