Род имен существительных — Как правильно определить?

Род имен существительных — Как правильно определить? Кофе

Найдите существительные общего рода: – Школьные

• грубиян;
• грязнуля;
• неряха;
• танцор;
• неумейка;
• гость;
• белоручка;
• болтун;
• жадина;
• юноша.

2. Найдите несклоняемые существительные:
• яблочное пюре;
• темная вуаль;
• мужские кепи;
• светлые обои;
• мексиканское сомбреро;
• точные весы;
• весенняя капель;
• меховое манто;
• шерстяное одеяло

3. Определите род существительного:
1-мужской;
2-женский;
3-средний

• свеж(?) салями;
• забавн(1) кенгуру;
• консервированн(?) иваси;
• стар(2)леди;
• маршрутн(3) такси;
• авторитетн (?) жюри;
• пестр(?) какаду;
• солнечн(?) Сухуми

4.Какие существительные имеют форму только мно-жественного числа?
Вариант А
• брюки;
• свечи;
• именины;
• кисти;
• щипцы;
• туфли;
• носки;
• сани;
• плоскогубцы;
• танцы
Вариант Б
• чулки;
• ворота;
• прятки;
• сутки;
• ветки;
• шашки; • матрёшки;
• кроты;
• строчки;
• фишки

5. Прочтите начало необычной истории и попробуйте
написать её продолжение, употребляя другие разносклоняемые существительные: “В давнее-давнее время на берегу реки, имени которой сейчас уже никто не вспомнит,
проживало дикое племя…”
6. Повар получил приказ приготовить для королевы
Морфологии обед. Для приготовления первого блюда
необходимо было выбрать существительные мужского
рода, для второго – женского, для десерта – среднего.
Помогите повару. Список существительных вы можете
дополнить. Придумайте для блюд, которые получат
названия, существительные того же рода.
Слова:
• какао,
• фасоль,
• щавель,
• форель,
• яблоко,
• лещ,
• картофель,
• вермишель,
• перец,
• укроп,
• эскимо, • карамель,
• лук,
• морковь,
• дыня,
• абрикос,
• масло,
• кофе,
• молоко,
• ситро,
• чай,
• крем
1 блюдо
• перец,
• укроп,
• щавель,
• лук,
• картофель,
• лещ,
• бульон

2 блюдо
• фасоль,
• форель,
• вермишель,
• морковь,
3 блюдо
• какао,
• яблоко,
• эскимо,
• молоко,

Имена существительные общего рода. имя существительное (обобщение).

Конспект урока

Учитель: Дроздова Елена Анатольевна,МБОУ «СОШ №5 ЦО г. Суворова имени Е.П. Тарасова»

Предмет: русский язык

УМК: «Школа России»

Класс: 3

Тема урока: Имена существительные общего рода. Имя существительное (обобщение).

Цели: познакомить обучающихся с существительными общего рода, научить различать их в речи; закрепить знания учащихся об имени существительном.

Задачи:

Обучающая: распознавать в речи и на письме имена существительные общего рода; закреплять знания об имени существительном; активизировать познавательную активность обучающихся.

Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать любознательность, сообразительность, внимательность, орфографическую зоркость, познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Воспитательная: пробуждать познавательный интерес к урокам русского языка и окружающего мира; воспитывать трудолюбие, ответственность, честность; воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой край.

Прогнозируемые результаты:

Личностные УУД: осознание практической важности определения рода имени существительного и морфологических признаков данной части речи; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные УУД: умение определять и формулировать цель урока; умение находить способы решения поставленных задач по определению морфологических признаков существительных, распознаванию в речи и на письме имён существительных общего рода; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; применять знаково-символические средства; использовать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, синтез, аналогия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.

Предметные УУД: знание о постоянных признаках существительного; умение применять знания в жизненных ситуациях; умение определять род существительных и распознавать имена существительные общего рода.

Коммуникативные УУД: умение учащихся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение формулировать и доносить до других свои мысли, умение сравнивать разные точки зрения и отстаивать свою позицию.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки для рефлексии, сигнальные карточки, географическая карта, аудиозаписи песен, учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. В 2 частях.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

– Сегодняшний урок – соревнование по рядам, которое позволит определить лучших знатоков русского языка по изученной теме: «Имя существительное». За верно выполненное задание ряду будет вручена медаль с изображением А.С. Пушкина.

– Как вы думаете, почему именно этот поэт изображён на медали? (Потому что 6 июня, в день рождения А.С. Пушкина, отмечается День русского языка – российский и международный государственный праздник, посвящённый русскому языку.)

3. Актуализация учебных знаний.

– Изученный материал по теме «Имя существительное» представлен в виде схемы. Внимательно рассмотрите её. (Слайд 1)

t1572716888aa.png

– Что вы заметили? (Один прямоугольник в категории рода пустой) Предположите, почему? (Предстоит сделать открытие и узнать что-то новое о роде имени существительного) Вам интересно узнать? Тогда вперёд! А начнём мы с повторения изученного материала.

4. Включение в систему знаний и повторение.

Буквенный диктант

Выполните задание и запишите в строкулишь первую букву ответа.

1. Найдите в предложении существительное женского рода.

Ракета взмыла в космос. (ракета)

2. Найдите в предложении одушевлённое имя существительное.

Енот ест ягоды, фрукты и овощи. (енот)

3. Найдите существительное, употребляемое только во множественном числе.

Мама купила в хозяйственном магазине белила для стен. (белила)

4. Какое существительное в предложении является именем собственным?

Спутники Урана состоят из смеси льда и камня. (Урана)

5. Слова, близкие по значению. (синонимы)

– Какое слово у вас получилось? (Ребус)

– Что такое ребус? (Ре́бус — загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами и другими знаками)

– А вы любите отгадывать ребусы? (Слайды 2 – 9)

t1572716888ab.png

Родина

t1572716888ac.png

пальто

t1572716888ad.png

Москва

t1572716888ae.png

заяц

t1572716888af.png

яблоко

t1572716888ag.png

герой

t1572716888ah.png

коньки

t1572716888ai.png

шампунь

Ответы: Родина, пальто, Москва, заяц, яблоко, коньки, герой, шампунь. (Слайд 10)

– Исследуйте данный ряд слов, определите, что их объединяет? (Это имена существительные, словарные слова)

– На какие две группы можно разделить данные слова? (На собственные и нарицательные; на одушевлённые и неодушевлённые; по числам)

– Каждый ряд по названному признаку распределяет слова в две группы и записывает их. Напоминаю, что в случае затруднения, когда будет необходима помощь, вы можете использовать красную сигнальную карточку; о выполнении задания сигнализируйте зелёной.

Предлагаем ознакомиться:  Танзанские местные сорта кофе и танзанийский кофе пиберри

I ряд

Имена собственные

Имена нарицательные

Родина

пальто

Москва

заяц

яблоко

коньки

герой

шампунь

II ряд

Одушевлённые

Неодушевлённые

заяц

Родина

герой

пальто

Москва

яблоко

коньки

шампунь

III ряд

Единственное число

Множественное число

Родина

коньки

пальто

Москва

заяц

яблоко

герой

шампунь

Во время самостоятельной работы трое уч-ся (по одному с каждого ряда) выполняют индивидуальную работу на карточках. («Грамматический пазл»)

Задания для индивидуальной работы: найди слово по его морфологическим признакам. Если задание выполнено верно, то получится картинка-пазл.

I ряд

1. Имя существительное: нарицательное, неодушевлённое, единственного числа, мужского рода

кофе

2. Имя существительное: собственное, неодушевлённое, единственного числа, женского рода

Москва

3. Имя существительное: нарицательное, одушевлённое, единственного числа, женского рода

сорока

4. Имя существительное:

собственное, одушевлённое, единственного числа, мужского рода

Павел

5. Имя существительное:

нарицательное, неодушевлённое, единственного числа, среднего рода

сердце

Картинка-пазл – город Токио

t1572716888aj.jpg

II ряд

1. Имя существительное: нарицательное, неодушевлённое, единственного числа, мужского рода

тюль

2. Имя существительное: собственное, неодушевлённое, единственного числа, мужского рода

Санкт-Петербург

3. Имя существительное: нарицательное, неодушевлённое, единственного числа, среднего рода

повидло

4. Имя существительное:

собственное, неодушевлённое, единственного числа, женского рода

Черепеть

5. Имя существительное:

нарицательное, одушевлённое, единственного числа, женского рода

синица

Картинка-пазл – пустыня Гоби

t1572716888ak.jpg

III ряд

1. Имя существительное: нарицательное, неодушевлённое, единственного числа, женского рода

мозоль

2. Имя существительное: собственное, неодушевлённое, единственного числа, мужского рода

Чекалин

3. Имя существительное: нарицательное, неодушевлённое, единственного числа, среднего рода

яблоко

4. Имя существительное:

собственное, одушевлённое, единственного числа, женского рода

Бурёнка

5. Имя существительное:

нарицательное, одушевлённое, единственного числа, мужского рода

медведь

Картинка-пазл – озеро Эри

t1572716888al.jpg

Проверка выполненной работы.

– По какому ещё признаку можно разделить эти слова на группы? (По родам)

Выполните самостоятельно это задание в тетради. (Проверка по рядам)

Женский род

Мужской род

Средний род

Родина

заяц

пальто

Москва

герой

яблоко

шампунь

– Все ли слова вами записаны? (Нет, отсутствует слово коньки) Почему? (Слово коньки употребляется только во множественном числе и не имеет родовой принадлежности).

– Поднимите зелёные сигнальные карточки те, кто верно выполнил задание.

– Обратимся к представителям рядов, выполнявших индивидуальное задание, что у вас получилось? Назовите данные географические объекты, определите род имён существительных.

I ряд – Токио (город – м.р.) (слайд 11)

t1572716888am.png

II ряд – Гоби (пустыня – ж.р.) (слайд 12)

t1572716888an.png

III ряд – Эри (озеро – ср. р.) (слайд 13)

t1572716888ao.png

Род несклоняемых существительных, обозначающих географические объекты, определяется по грамматическому роду соответствующего нарицательного имени существительного.

– Продолжим наше увлекательное географическое путешествие.

– Отгадайте загадки, запишите отгадки, определите род имени существительного, покажите объект на географической карте. (По две загадки на ряд)

Город в Китае номер один.

Он называется просто — …

(Пекин)

(слайд 14)

t1572716888ap.png

Известно всем – есть мыс Лопатка

На полуострове … (Камчатка).

(слайд 15)

t1572716888aq.png

Есть в тайге сибирской нашей

Больше моря чудо-чаша.

В окруженье диких скал,

Это – озеро …

(Байкал)

(слайд 16)

t1572716888ar.png

Город пряничный и самоварный

Хорош не только в день базарный.

(Тула)

(слайд 17)

t1572716888as.png

Королевич Елисей прыгнул в речку … (Енисей).

(слайд 18)

t1572716888at.png

Мы живём на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо-По,

Где гуляет Гиппо-по

По широкой … (Лимпопо) (река)

(слайд 19)

t1572716888au.png

– Подчеркните среди записанных существительных слово, в котором букв меньше, чем звуков. Докажите. (Енисей – 6 букв, 7 звуков)

– Составьте с любым из данных слов предложение, подчеркните в нём главные члены.

5. Развивающая физкультминутка.

– Прослушайте музыкальное предложение, определите в нём имя существительное. Услышав имя существительное женского рода – улыбнетесь своему соседу; мужского рода – пожмите ему руку; среднего рода – скажите комплимент.

1. Пусть мама услышит, пусть мама придет,

Пусть мама меня непременно найдет!

(«Песенка мамонтёнка»)

2. Сюрприз, сюрприз,

Да здравствует сюрприз.

(«Да здравствует сюрприз!»)

3. И казалось, будто бы над ним

Становилось небо голубым.

(«Лесной олень»)

4. Теперь я вместе с Геной

Он необыкновенный,

Он самый лучший

В мире крокодил!

(«Песенка Чебурашки»)

5. На шагающих утят быть похожими хотят,

Быть похожими хотят не зря, не зря.

(«Танец маленьких утят»)

6. Вот они, каникулы,

Весёлые каникулы,

Явились, тут как тут!

(«Хорошо, что есть каникулы»)

– Почему во время исполнения данного музыкального отрывка вы не совершали никаких действий?

(Проблемная ситуация: слово каникулы употребляется только во множественном числе и не имеет родовой принадлежности).

6. Изучение нового материала. Выявление места и причины затруднения.

– Откройте, пожалуйста, учебник на с. 29, выполним упражнение 48.

– Кого называют словом жадина? Где можно посмотреть значение данного слова? (В толковом словаре на с. 152 учебника)

– Жадина – жадный человек. В какой речи чаще всего можно услышать это слово (в разговорной). Какую эмоциональную окраску имеет слово жадина? (отрицательную) Подберите синоним и антоним к данному слову (жмот, скряга и щедрый человек)

– Приятно ли общаться с жадиной? Почему?

– Можно ли точно сказать, какого рода слово жадина? Почему?

– Некоторые имена существительные употребляются в речи и как существительные женского рода, и как существительные мужского рода. Род определяется полом того лица, которое они называют. Наша Катя – плакса (ж.р.). Маленький Андрюша – плакса (м.р.). Такие существительные называются именами существительными общего рода.

– Когда употребляются имена существительные общего рода?

Сфера употребления существительных общего рода – художественная литература (дать характеристику герою, оценить характер человека), а в быту, в разговорной речи – это оценочные существительные, которые могут давать отрицательную или положительную характеристику.

7. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа с проверкой.

– Запишите пословицы народов мира, подчеркните имена существительные общего рода и по словам-подсказкам определите их род в данном контексте.

I ряд

Тихоня-жучок стену проедает. (Корейская)

Зина, не ходи разиней. (Русская) (слайд 20)

t1572716888av.png

II ряд

Пуля – дура, штык – молодец. (Русская)

Нож не разбирает, что резал, обжора не замечает, что ел. (Тувинская) (слайд 21)

t1572716888aw.png

III ряд

Моя тётка – трещотка, она узнает – весь мир узнает. (Азербайджанская)

Без мужа жена всегда сирота. (Русская) (слайд 22)

t1572716888ax.png

8. Игра-соревнование между рядами «Самый внимательный».

Прослушайте донесение о жизни нашего класса шефу разведки от агента по кличке Лопух. В целях конспирации все фамилии и имена изменены. В листочках, полученных каждым рядом, вы должны будете за одну минуту подчеркнуть, как можно больше имён существительных общего рода. Чей ряд найдёт больше слов за отведённое время, тот и выиграет. (слайд 23)

Предлагаем ознакомиться:  Объясните правописание -н- и -нн- в следующих прилагательных: традицио..ая встреча, естестве..ые науки, письме..ая работа, деревя..ые ступени, серебря..ая монета, кожа..ый портфель, лебеди..ая песня, стекля..ая посуда, стари..ая гравюра, безветре..ая погода, ветре..ый день. в отглагольных прилагательных и причастиях: ране..ый боец, изране..ый боец, ране..ый пулей боец; глаже..ый костюм, неглаже..ый костюм, выглаже..ый костюм; краше..ый забор, покраше..ый забор, давно покраше..ый забор; некипяче..ая вода, давно вскипяче..ая вода; топле..ое молоко, топле..ое в русской печи молоко. в кратких прилагательных и причастиях: 1. сюжеты этих произведений сложны и запута..ы. 2. иногда простые вопросы бывают искусственно запута..ы. 3. неоходимые технические материалы были изыска..ы на месте. 4. манеры этого художника весьма изыска..ы. 5. публика была взволнова..а сообщением о приезде знаменитого артиста. 6. игра артиста была проникнове..а и взволнова..а. 7. девушка очень тактична и воспита..а. 8. театральная молодежь воспита..а в классической традиции. — Знания.site

Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из 3 «В» для известных нам целей. Я внедрился в вышеназванный класс.Все думают, что я – Лопухов Алик, круглый сирота, переехавший к бабушке.

Шеф! В 3 «В» нам никто не подходит! Староста, Боря Фанфаронов, невыносимый зазнайка и заучка. Крокодилова Люся тоже кошмарная воображалада ещё выскочка. Всё разом разболтает! Балбёшкин Владик – ужасный растяпа: у него всё из рук валится.

Шушунчиков Костя – редкий бука: всё молчит. Вот Макаронников Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная.

Шеф! Я хотел с горя завербовать классную руководительницу. На вид – такая милашка, но оказалось, она удивительная зануда и злюка.

Только не думайте, шеф, что я такой-сякой придира. Здесь и в самом деле не с кем работать!

(Т. Рик «Русский язык. Здравствуйте, Имя Существительное!»)

– Подсчитайте количество подчёркнутых вами слов. Проверка. (слайд 24)

Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из 3 «В» для известных нам целей. Я внедрился в вышеназванный класс.Все думают, что я – Лопухов Алик, круглый сирота, переехавший к бабушке.

Шеф! В 3 «В» нам никто не подходит! Староста, Боря Фанфаронов, невыносимый зазнайка и заучка. Крокодилова Люся тоже кошмарная воображала да ещё выскочка. Всё разом разболтает! Балбёшкин Владик – ужасный растяпа: у него всё из рук валится.

Шушунчиков Костя – редкий бука: всё молчит. Вот Макаронников Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная.

Шеф! Я хотел с горя завербовать классную руководительницу. На вид – такая милашка, но оказалось, она удивительная зануда и злюка.

Только не думайте, шеф, что я такой-сякой придира. Здесь и в самом деле не с кем работать!

9. Работа с Учи.ру – интерактивной образовательной онлайн-платформой:

Раздел «Части речи». Род «особенных» имён существительных.

Примеры заданий.

t1572716888ay.png

t1572716888az.png

10. Творческое задание: напишите 2 предложения про своего соседа по парте с употреблением существительных общего рода. (Проверка)

11. Подведение итогов урока.

– Что нового о роде имени существительного вы узнали? (Что есть имена существительные общего рода.) Дополним нашу схему. (слайд 25)

t1572716888ba.png

– Подсчитайте количество набранных вами медалей.

Определение самого лучшего ряда.

12. Дифференцированное ДЗ: (слайд 26)

1. Выписать из дразнилок предложения с существительными общего рода, подчеркнуть существительные общего рода, где возможно указать род, например,

Врединавредина! (ж.р.)

До дырки проедена,

Кое-как одета,

Твоя песня спета!

Лиза-подлиза, (ж.р.)

Кланяйся до низа!

Подлизывайся, улыбайся

И одна оставайся!

Лежебока (м.р.), ха-ха-ха,

Отлежал себе бока,

Захотел поесть,

Но не может сесть!

2. Учебник: с. 30, упр. 50.

3. Письменно охарактеризуйте героев русских народных сказок существительными общего рода, например, Баба-Яга – злюка.

4. Выполните в своём личном кабинете на Яндекс. Учебнике упражнения на повторение по теме «Имя существительное».

13. Рефлексия учебной деятельности:

– Многие из вас с большим интересом смотрят мультсериал «Смешарики». Оцените свою работу на уроке, исходя из персонажей мультфильма, поднимите карточку с нужным изображением. (слайд 27)

Лосяш – полностью усвоил материал, был активен и любознателен.

Ёжик – старался, но на определённых этапах урока испытывал трудности.

Крош – витал в облаках и плохо усвоил материал.

t1572716888bb.png

Музыкальные файлы для физкультминутки
ZIP / 1.09 Мб

Презентация к уроку
PPTX / 4.32 Мб

Определение рода имен существительных

Род имени существительного можно определить по грамматической форме прилагательного, которое с ним связано. Вот так:

  • Существительные мужского рода согласуются с прилагательными, которые отвечают на вопросы: чей? какой? (красный пиджак, большой сундук);
  • Существительные женского рода согласуются с прилагательными, которые отвечают на вопросы: чья? какая? (свежая пресса, грустная соседка);
  • Существительные среднего рода согласуются с прилагательными, которые отвечают на вопросы: чье? какое? (кошачье мурчание, высокое здание).

Запоминаем!

Категорию рода невозможно определить у слов, которые употребляются только во множественном числе: сутки, обои, джинсы, прятки, ножницы, чернила, шахматы, сумерки.

У одушевленных существительных род совпадает с половой принадлежностью живого существа, лица:

  • дедушка, собеседник — муж. р.;
  • сестра, продавщица — жен. р.

Род имен существительных можно определить по характерному окончанию в начальной форме. Таблица для проверки:

Род

Окончание

Мужской

-согласная

Женский

Средний

-мя

Правильно говорить: существительное мужского/женского/среднего рода.

А вот так — неправильно: в мужском/женском/среднем роде. Дело в том, что «в» означает непостоянный признак. А у существительного всегда есть число, падеж, и оно всегда определенного рода.

Особенности категории рода существительных

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и изменяется по падежам и числам.

Род существительных — постоянный грамматический признак. Школьники изучают его с 3 класса.

Категория рода имен существительных — грамматический признак, который дает нам информацию о родовой принадлежности предмета, живого существа, явления, либо ее отсутствии.

Запоминаем!

Род есть только у существительных в форме единственного числа.

Три рода имен существительных:

  • Мужской — он, мой.

    Существительные мужского рода в форме именительного падежа единственного числа имеют окончания -а, -я, и нулевое.

    Примеры существительных мужского рода: брат, стол, папа, орел.

  • Женский — она, моя.

    Существительные женского рода в форме именительного падежа единственного числа имеют окончания -а, -я, и нулевое.

    Примеры существительных женского рода: тетя, день, груша, пустыня.

  • Средний — оно, мое.

    Существительные среднего рода в форме именительного падежа единственного числа имеют окончания -о, -е.

    Примеры существительных среднего рода: серебро, солнце, озеро.

Отдельно выделим класс слов общего рода. Существительные общего рода в зависимости от контекста могут употребляться в виде мужского и женского рода.

Примеры: зануда, неженка, плакса, тихоня, заводила, непоседа, почемучка, зазнайка, сладкоежка.

Оценочные, характеризующие слова

Однако впервые о существовании общих существительных поднялся вопрос из-за оценочных слов, затрагивающих характер или черты человека. В прямой речи при их использовании бывает сложнее отследить пол получателя реплики, например: “Ты задира!” Здесь слово “задира” может быть адресовано как женскому полу, так и мужскому.

Предлагаем ознакомиться:  Требования к качеству кофе

На самом деле подобных оценочных слов очень много. Они могут быть как позитивного, так и негативного значения. При этом не следует путать такие слова с оценкой в результате метафорического переноса, из-за которого они сохраняют первоначальный род: ворона, лиса, тряпка, язва, белуга, коза, корова, олень, дятел, тюлень.

К словам общего рода с отрицательным и положительным значением относятся: балда, ханжа, гадина, громила, крошка, дитя, детка, тихоня, невидимка, бедняга, лежебока, грязнуля, верзила, сладкоежка, чистюля, жадина, скряга, тараторка, зверюга, звезда, пустомеля, мямля, зазнайка, шельма, недотепа, проныра, задавала, трудяга, работяга, невежда, зевака, пьяница, лапушка, дубина, воображала, деревенщина, неряха, соня, ябеда, каприза, вруша, копуша, непоседа, тамада, рубака, повеса.

Пример употребления наглядно показан в художественной литературе: “Крошка сын к отцу пришел” (Маяковский), “Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата – Авоська и Небоська. А самым известным среди них был малыш по имени Незнайка.” (Носов). Пожалуй, именно произведения Николая Носова станут настоящим сборником слов с общим родом.

Меньше всего слов в этой группе занимают нейтрально выраженные, такие как: правша, левша, коллега, тезка, сирота. Род у таких слов тоже общий.

Разнообразие примеров

Благодаря примерам становится понятно, что самые разнообразные слова могут встретиться среди имен существительных общего рода, как “сорвиголова”, “забияка”, “разводила”, “лесник”, “старожил”, “хвост”, “шестерка”, “невежда”, “зануда”, “белоручка”, “размазня”, “рохля”, “замарашка”, “замухрышка”.

И другие слова. Но их всех объединяет двусмысленность в определении рода. Сирота, стилист, маркетолог, товарищ, координатор, куратор, русист, лингвист, рубаха, старшина, детина, судья, колобродина, злюка, разиня, протеже, рева, запевала, мазила, бомбила, балбес, тупица, подлиза, выскочка, малолетка, страхолюдина, бедняжка, хромоножка, очаровашка, первоклашка, старшеклашка, одиннадцатилетка — все эти существительные могут быть использованы по отношению к обоим полам.

Интересно и широкое культурное распространение существительных общего рода в русском языке. Например, они повсеместно использовались в пословицах и поговорках:

  1. В пище здоровяк, а в работе калека.
  2. На всякого простофилю есть свой обманщик.
  3. Гуляка в юности скромен в старости.
  4. Пьяница как курица, куда наступит, туда и клюнет.

И в литературе:

  1. “Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом” (Грин).
  2. “Хорошая девушка, сиротка одна” (Баженов).
  3. “У вас же чистота, как говорят медики, стерильная” (Дубов).
  4. “Деревенщина! — Что? — Она отшатнулась” (Шаргунов).

Таких примеров в литературе множество. Определение общего рода из перечисленных в упражнении слов – одно из заданий на уроке русского языка, с которым легко справиться.

Род несклоняемых существительных

Несклоняемые имена существительные — это заимствованные из других языков слова, у которых на русском одна и та же грамматическая форма во всех падежах.

Чтобы определить род несклоняемого существительного, нужно учитывать значение слова и категорию одушевлённости/неодушевлённости.

Одушевленные существительные, которые называют человека по признаку пола, имеют категорию мужского или женского рода в соответствии со значением:

  • блестящий маэстро — муж. р.
  • известный кутюрье — муж. р.
  • красивая мадам — жен. р.
  • юная леди — жен. р.

Иностранные слова, которые называют птиц и животных, имеют категорию мужского рода, если в контексте не указана самка:

  • яркий колибри — муж. р.
  • пестрый какаду — муж. р.
  • мохнатый шимпанзе — муж. р
  • настороженная шимпанзе — жен. р.

В русском языке заимствованные слова сохраняют тот же род, что был в иностранном варианте. Это объясняет то, что в современном русском языке слова «рояль», «кофе», «кенгуру» относятся к мужскому роду. «Сальто», «шасси», «домино» — к среднему роду, а «шаль» — к женскому.

У неодушевленных существительных чаще всего средний род:

  • чистое метро;
  • весёлое шоу;
  • уютное кафе;
  • быстрое такси.

У некоторых неодушевленных существительных род определяется по опорному слову:

  • зелёная кольраби (капуста) — жен. р.
  • соленый сулугуни (сыр) — муж. р.
  • большой торнадо (ураган) — муж. р.
  • длинная авеню (улица) — жен. р.
  • вкусная киви (ягода) — жен. р.
  • результативный пенальти (штрафной удар) — муж. р.

В географических названиях нужно понять, о каком объекте идет речь и определять род по нему:

  • Город (Питер, Геленджик) — муж. р.
  • Река (Миссисипи, Конго) — жен. р.
  • Озеро (Байкал, Онежское) — ср. р.

Род аббревиатур можно определить по главному слову. Но, прежде, аббревиатуру нужно расшифровывать:

  • МГУ продолжил набор студентов. — Московский государственный университет продолжил набор студентов.
  • МКАД будет перестроена. — Московская кольцевая автомобильная дорога будет перестроена.
  • ЕГЭ сдан успешно. — Единый государственный экзамен сдан успешно.
  • ВДНХ закрыта. — Выставка закрыта.
  • ГАИ сообщила. — Инспекция сообщила.

В каждом правиле есть исключения. Иногда аббревиатура может склоняться как обычное слово. Например:

  • Вуз начал набор студентов — муж. р. Хотя вуз — это высшее учебное заведение — ср. р.
  • МИД не согласен с позицией США — муж. р. Хотя МИД — министерство иностранных дел — ср. р.

Чтобы сделать, чтобы не запутаться? Все просто: проверить род слова в словаре.

Род существительных

Всего насчитывается 4 рода у существительных в русском языке: общий род, средний, мужской и женский. Последние три легко определить по окончанию или смысловому контексту. Но что делать, если слово может подразумевать под собой сразу и мужской, и женский?

Традиционно принято считать, что в русском языке только три рода, в них входят мужской, женский и средний. Для определения половой принадлежности некоторых общих слов было принято обращаться к контексту. Названия профессий, например, разделяются на параллельные названия: продавец-продавщица, учитель-учительница, школьник-школьница, летчик-летчица, повар-повариха, писатель-писательница, спортсмен-спортсменка, руководитель-руководительница.

При этом в официальных документах к женщинам чаще применяют мужской род этих слов. А есть и обозначенные исключительно мужским родом примеры существительных общего рода: гинеколог, адвокат, языковед, филолог, корреспондент, посол, академик, судья, тамада, хирург, врач, терапевт, фельдшер, мастер, курьер, куратор, оценщик, страховщик, дипломат, политик, служащий, специалист, работник.

Урок 45. имена существительные общего рода –
русский язык –
6 класс –
российская электронная школа

Композитор, перила, снегирь, кухарка, размазня, стерлядь, режиссёр, Карпенко, кенгуру, верзила, Чебурашка, Валечка,простофиля, доцент, шимпанзе, автор, вельможа, зубрила.

Оцените статью
Про кофе
Добавить комментарий