- Найдите причастиячёрная ночь, чернеющая пропасть, белого цвета, спелый крыжовник, тёплый дождь, мокрый снег, синее небо, поспевающий крыжовник, лаявшая собака, тёмный горизонт, стоящий человек, засеянное поле, летящая птица, светлое небо, собранные грибы, мелкий брод, последний лист, болотная вода, горячая печь, спеющая ягода2. найдите словосочетания: x2.1. «прил. сущ.»1) висящая лампа; 4) зеленеющая рожь;2) висячая лампа; 5) летучая мышь;3) летящая птица; 6) зелёный дуб. x2.2. «прил. сущ.»1) читающий мальчик; 4) скошенная трава;2) читальный зал; 5) каменный дом;3) созревающие зёрна; 6) поющие птицы. x2.3. «прич. сущ.»1) нарастающий шум; 4) растаявший снег;2) пожелтевшие листья; 5) низкие облака;3) высохшая трава; 6) жёлтая рожь. x2.4. «прич. сущ.»1) пахучее молоко; 4) кипящий раствор;2) пахнувшее растение; 5) орудийные залпы;3) молчаливые люди; 6) смотревший вперёд.3. распределите данные словосочетания на две группы: x x «прич. сущ.», «прич. сущ.». обозначьте главное и зависимое слова, задайте вопрос.засеянное поле, засеянное горохом; освещаемое лампочкой, освещаемый зал;увлекающийся музыкой, увлекающийся человек; стелющийся над рекой, стелющийся туман; задержанный преступник, задержанный на улице.4. используя данные словосочетания, составьте предложения причастными оборотами, ставя их перед определяемым словом и после него. объясните знаки препинания.борющиеся с волнами пловцы, развевающиеся на ветру знамёна, стелющееся по земле растение5. найдите обособленные определения, выраженные причастным оборотом. обозначьте определяемое слово. расставьте пропущенные запятые. 1) я вышел в уже темнеющий сад пошёл по дорожке густо усыпанной шуршащими листьями потом остановился перед орешником застывшим в холодной неподвижности сумерек. 2) я увидел два почти соединённых ореха почему-то не сорванных забытых нами. 3) лучи солнца пробившиеся сквозь листву скользят по стволам и ложатся на тёмную землю сплошь покрытую иглами. 4) солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч покрывающих небо и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи. 5) осиновая роща поросшая кустами медленно роняет со своих омытых дождём листьев капли.6. над действительными причастиями надпишите букву д., над страдательными – с. колеблемый ветром, колеблющийся тростник, ожидаемый пассажирами, ожидающий пассажир, орошающие дожди, орошённые водой, уважаемый всеми, уважающий старших, провожаемый взглядом, провожающий маму, строящийся стадион, вырастивший урожай, выращенный лес, спасающее спокойствие, спасённый пожарными лес, объединившиеся в борьбе, объединённые общим делом, освобождённый народ, освободившийся народ.7. найдите ошибки в употреблении причастий.1) изумительно красив был возвышающий холм. 2) загримировавшийся актёр ждал своего выхода на сцену. 3) охотник поймал покрытого серым пухом неоперившегося птенца. 4) организация, строящаяся школу, ассигновала на это крупные средства. 5) солдаты собрались у развевающего на ветру знамени. 6) на далеко расстилающих полях не было видно тракторов. 7) многие выдающие люди вышли из орловской земли. 8) в темноте слабо сверкали светящие стрелки.8. произведите синтаксический разбор предложения. расставьте знаки препинания.по тропинке извивающейся между скал мы поднимаемся на площадку. — Знания.site
- Вариант егэ по русскому языку
- Общее понятие о морфологических нормах.
- Помогите с русским, тема вообще не дается((развеш…ные по стенам карты; застрел…ный – школьные
- Сергей есенин – не бродить, не мять в кустах багряных: читать стих, текст стихотворения полностью – классика на рустих
Найдите причастиячёрная ночь, чернеющая пропасть, белого цвета, спелый крыжовник, тёплый дождь, мокрый снег, синее небо, поспевающий крыжовник, лаявшая собака, тёмный горизонт, стоящий человек, засеянное поле, летящая птица, светлое небо, собранные грибы, мелкий брод, последний лист, болотная вода, горячая печь, спеющая ягода2. найдите словосочетания: x2.1. «прил. сущ.»1) висящая лампа; 4) зеленеющая рожь;2) висячая лампа; 5) летучая мышь;3) летящая птица; 6) зелёный дуб. x2.2. «прил. сущ.»1) читающий мальчик; 4) скошенная трава;2) читальный зал; 5) каменный дом;3) созревающие зёрна; 6) поющие птицы. x2.3. «прич. сущ.»1) нарастающий шум; 4) растаявший снег;2) пожелтевшие листья; 5) низкие облака;3) высохшая трава; 6) жёлтая рожь. x2.4. «прич. сущ.»1) пахучее молоко; 4) кипящий раствор;2) пахнувшее растение; 5) орудийные залпы;3) молчаливые люди; 6) смотревший вперёд.3. распределите данные словосочетания на две группы: x x «прич. сущ.», «прич. сущ.». обозначьте главное и зависимое слова, задайте вопрос.засеянное поле, засеянное горохом; освещаемое лампочкой, освещаемый зал;увлекающийся музыкой, увлекающийся человек; стелющийся над рекой, стелющийся туман; задержанный преступник, задержанный на улице.4. используя данные словосочетания, составьте предложения причастными оборотами, ставя их перед определяемым словом и после него. объясните знаки препинания.борющиеся с волнами пловцы, развевающиеся на ветру знамёна, стелющееся по земле растение5. найдите обособленные определения, выраженные причастным оборотом. обозначьте определяемое слово. расставьте пропущенные запятые. 1) я вышел в уже темнеющий сад пошёл по дорожке густо усыпанной шуршащими листьями потом остановился перед орешником застывшим в холодной неподвижности сумерек. 2) я увидел два почти соединённых ореха почему-то не сорванных забытых нами. 3) лучи солнца пробившиеся сквозь листву скользят по стволам и ложатся на тёмную землю сплошь покрытую иглами. 4) солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч покрывающих небо и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи. 5) осиновая роща поросшая кустами медленно роняет со своих омытых дождём листьев капли.6. над действительными причастиями надпишите букву д., над страдательными – с. колеблемый ветром, колеблющийся тростник, ожидаемый пассажирами, ожидающий пассажир, орошающие дожди, орошённые водой, уважаемый всеми, уважающий старших, провожаемый взглядом, провожающий маму, строящийся стадион, вырастивший урожай, выращенный лес, спасающее спокойствие, спасённый пожарными лес, объединившиеся в борьбе, объединённые общим делом, освобождённый народ, освободившийся народ.7. найдите ошибки в употреблении причастий.1) изумительно красив был возвышающий холм. 2) загримировавшийся актёр ждал своего выхода на сцену. 3) охотник поймал покрытого серым пухом неоперившегося птенца. 4) организация, строящаяся школу, ассигновала на это крупные средства. 5) солдаты собрались у развевающего на ветру знамени. 6) на далеко расстилающих полях не было видно тракторов. 7) многие выдающие люди вышли из орловской земли. 8) в темноте слабо сверкали светящие стрелки.8. произведите синтаксический разбор предложения. расставьте знаки препинания.по тропинке извивающейся между скал мы поднимаемся на площадку. — Знания.site
Чёрная ночь, чернеющая пропасть, белого цвета, спелый крыжовник, тёплый дождь, мокрый снег, синее небо, поспевающий крыжовник, лаявшая собака, тёмный горизонт, стоящий человек, засеянное поле, летящая птица, светлое небо, собранные грибы, мелкий брод, последний лист, болотная вода, горячая печь, спеющая ягода
2. Найдите словосочетания:
x
2.1. «прил. сущ.»
1) Висящая лампа; 4) зеленеющая рожь;
2) висячая лампа; 5) летучая мышь;
3) Летящая птица; 6) зелёный дуб.
x
2.2. «прил. сущ.»
1) Читающий мальчик; 4) скошенная трава;
2) читальный зал; 5) каменный дом;
3) созревающие зёрна; 6) поющие птицы.
x
2.3. «прич. сущ.»
1) Нарастающий шум; 4) растаявший снег;
2) пожелтевшие листья; 5) низкие облака;
3) высохшая трава; 6) жёлтая рожь.
x
2.4. «прич. сущ.»
1) Пахучее молоко; 4) кипящий раствор;
2) пахнувшее растение; 5) орудийные залпы;
3) молчаливые люди; 6) смотревший вперёд.
3. Распределите данные словосочетания на две группы:
x x
«прич. сущ.», «прич. сущ.». Обозначьте главное и зависимое слова, задайте вопрос.
Засеянное поле, засеянное горохом; освещаемое лампочкой, освещаемый зал;
увлекающийся музыкой, увлекающийся человек; стелющийся над рекой,
стелющийся туман; задержанный преступник, задержанный на улице.
4. Используя данные словосочетания, составьте предложения причастными оборотами, ставя их перед определяемым словом и после него. Объясните знаки препинания.
Борющиеся с волнами пловцы, развевающиеся на ветру знамёна, стелющееся
по земле растение
5. Найдите обособленные определения, выраженные причастным оборотом. Обозначьте определяемое слово. Расставьте пропущенные запятые.
1) Я вышел в уже темнеющий сад пошёл по дорожке густо усыпанной шуршащими листьями потом остановился перед орешником застывшим в холодной неподвижности сумерек. 2) Я увидел два почти соединённых ореха почему-то не сорванных забытых нами. 3) Лучи солнца пробившиеся сквозь листву скользят по стволам и ложатся на тёмную землю сплошь покрытую иглами. 4) Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч покрывающих небо и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи. 5) Осиновая роща поросшая кустами медленно роняет со своих омытых дождём листьев капли.
6. Над действительными причастиями надпишите букву д., над страдательными – с.
Колеблемый ветром, колеблющийся тростник, ожидаемый пассажирами, ожидающий пассажир, орошающие дожди, орошённые водой, уважаемый всеми, уважающий старших, провожаемый взглядом, провожающий маму, строящийся стадион, вырастивший урожай, выращенный лес, спасающее спокойствие, спасённый пожарными лес, объединившиеся в борьбе, объединённые общим делом, освобождённый народ, освободившийся народ.
7. Найдите ошибки в употреблении причастий.
1) Изумительно красив был возвышающий холм. 2) Загримировавшийся актёр ждал своего выхода на сцену. 3) Охотник поймал покрытого серым пухом неоперившегося птенца. 4) Организация, строящаяся школу, ассигновала на это крупные средства. 5) Солдаты собрались у развевающего на ветру знамени. 6) На далеко расстилающих полях не было видно тракторов. 7) Многие выдающие люди вышли из Орловской земли. 8) В темноте слабо сверкали светящие стрелки.
8. Произведите синтаксический разбор предложения. Расставьте знаки препинания.
По тропинке извивающейся между скал мы поднимаемся на площадку.
Вариант егэ по русскому языку
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы.
Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка.
Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы, а с другой стороны — литературные, письменные.
Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
МЕСТОИМЕНИЙ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ГЛАГОЛОВ ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
Помогите с русским, тема вообще не дается((развеш…ные по стенам карты; застрел…ный – школьные
Сергей есенин – не бродить, не мять в кустах багряных: читать стих, текст стихотворения полностью – классика на рустих
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.