Что такое вкусовая информация

Что такое вкусовая информация Кофе

Что такое вкусовая информация

Ежедневно человека окружает огромное количество
предметов. Вокруг него происходят различные события и явления. И конечно, он
начинает получать информацию с самого рождения. Таким образом, человек учится
понимать и разговаривать. Когда ребёнок подрастает и идёт в школу, обрабатывая
различную информацию, он учится писать и читать. Ежедневно человек узнаёт
что-то новое для себя, то чего не знал раньше. Давайте представим себе, что в
течение дня мы не будем получать никакой информации, ни из Интернета, ни из
газет, ни из книг. Мы не будем общаться с друзьями и одноклассниками, не будем
смотреть телевизор и слушать радиоприёмник. Конечно,
без получения информации существование человека невозможно.

Информация
– это сведения о предметах, процессах и явлениях, которые нас окружают.

Это знания, которые мы получаем в школе на уроках и
при разговорах с друзьями. Это сведения, которые мы черпаем из новостей,
просмотра телепередач и чтения книг. Мир вокруг нас – это мир информации.
Человека постоянно окружает информационное поле.

Информация воспринимается человеком с помощью органов
чувств. Информация по форме восприятия ее человеком делится на
визуальную, аудиальную, обонятельную, вкусовую и осязательную информацию.

Что такое вкусовая информация

Визуальная информация
– это информация, которая воспринимается человеком с помощью органов зрения.

При помощи зрения человек получает основную часть всей
информации. Таким образом, он может различать форму, цвета и положение
окружающих предметов, воспринимать зрительные образы. Благодаря восприятию
визуальной информации становится возможным ориентироваться в пространстве.
Орган для получения визуальной информации – глаза.

Что такое вкусовая информация

Аудиальная или звуковая информация
воспринимается человеком чувством, которое называется слух, а орган для
получения звуковой информации – ухо. К такой информации относится музыка, шум
машин, речь человека и вообще все услышанные звуки.

Что такое вкусовая информация

Обонятельная информация
воспринимается человеком с помощью обоняния. Орган для получения этой
информации – нос. Человек получает информацию об окружающих его запахах. Он
чувствует аромат цветов, запах приготовленной пищи и запах парфюмерии.

Что такое вкусовая информация

Тактильная информация
воспринимается человеком осязанием. Органы для получения тактильной информации
– кончики пальцев и весь кожный покров. Таким образом, человек имеет
возможность получать информацию о поверхности предмета: гладкий он или
шершавый, о его температуре: холодный он или горячий, влажный или сухой.

Что такое вкусовая информация

Вкусовая информация
воспринимается чувством, которое называется вкус. А орган для получения данного
вида информации – язык. Вкусовые рецепторы дают понять, какой вкус у
принимаемой человеком пищи: кислый, горький, сладкий или солёный.

Что такое вкусовая информация

Животные, так же, как и люди получают информацию с
помощью органов чувств. Но эти органы развиты у них в разной степени, в
зависимости от образа жизни определённого вида животного. Например, у крота
совершенно не развито зрение, а в большей степени развито осязание. У орла, наоборот,
сильнее всего развито зрение. У волка хорошо развито обоняние, у дельфина –
слух.

А у некоторых животных развиты чувства, которые и
вовсе не развиты у человека. Например, некоторые виды змей, которые охотятся на
теплокровных животных, имеют на голове специальные углубления, позволяющие
улавливать инфракрасное излучение. Даже после ослепления змея может продолжать
безошибочно охотиться, пользуясь своим инфракрасным зрением.

Что такое вкусовая информация

У летучих мышей развито чувство – эхолокация. Эти
животные издают звуковые импульсы, которые отражаясь от предмета, позволяют
определить местоположение этого предмета и расстояние до него.

Что такое вкусовая информация

Даже некоторые растения имеют свои органы чувств, и
они также как человек и животные умеют реагировать на окружающую среду.
Например, мимоза стыдливая. При прикосновении какого-нибудь предмета с
листочками она быстро опускает их.

Люди имеют дело с разными видами информации. И по
форме представления информация делится на числовую, текстовую, графическую,
звуковую и видеоинформацию.

Что такое вкусовая информация

Числовая информация
указывает количественные характеристики окружающих нас объектов и явлений.
Например, радиус планеты Земля – 6 371 км, начало эпохи Ренессанса – 14 век.
Двоичный код в памяти компьютера представлен нулями и единицами.

Текстовая информация
– это информация, которая напечатана или написана от руки на любом из
существующих языков мира.

К графической информации относятся различные
изображения: схемы, графики, картины, чертежи, рисунки, фотографии.

К звуковой информации относится все, что
мы слышим: журчание ручья, пение птиц, музыка, речь, шум.

Видеоинформация
состоит из последовательности изображений, кадров. К ней относятся фильмы и
мультфильмы.

Что такое вкусовая информация

Развитие общества привело к необходимости фиксировать
информацию. Ещё в древности получая информацию, человек пытался её сохранить.
Подтверждением тому являются наскальные рисунки, глиняные таблички с надписями,
записи на пергаменте, а позже на папирусе и бумаге. Сейчас для хранения
информации используются ещё и электронные носители.

Что такое вкусовая информация

После изобретения письменности люди научились
передавать другим людям информацию, не участвуя в непосредственном общении друг
с другом. Примером такой передачи служит пересылка писем по почте. В наше время
современных технологий всё чаще передача информации осуществляется с помощью
сети Интернет.

Что такое вкусовая информация

Если человеку необходимо найти интересующие его
сведения, он организует поиск информации. Найти необходимую информацию можно
разнообразными способами: в книгах, журналах и газетах, при просмотре
телепередач, в компьютерной сети Интернет.

Что такое вкусовая информация

Обработка информации подразумевает изменение ее формы
представления или содержания. Например, ученик пишет под диктовку текст,
который ему читает учитель. Он обработал звуковую информацию, а затем
представил ее в виде текста.

В процессе обработки информации может измениться её
содержание или появиться новая информация. Например, введённый на компьютере
текст можно отредактировать: дополнить или сократить, заменить отдельные слова,
а также отформатировать: изменить шрифт, цвет, начертание слов.

Все рассмотренные нами процессы (хранения, передачи,
поиска и обработки информации) называются информационными процессами.

Подведём итоги урока:

Информация
– это сведения о предметах, процессах и явлениях, которые окружают человека.

Информация по форме восприятия её человеком делится
на звуковую, зрительную, обонятельную, вкусовую и осязательную информацию.

По форме представления информация делится
на числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.

Информационные процессы включают в себя процессы
хранения, передачи, поиска и обработки информации.

Здравствуйте,
мальчики и девочки.

Это
снова я – ноутбук Самсоша.

На
прошлом уроке вы с профессором Знатоковым изучили тему «Человек и информация».
Узнали, что информатика – это наука о получении, хранении, обработке,
передаче и использовании информации. А информация – это сведения об
окружающем нас мире. Также вы узнали, что люди воспринимают разные сигналы из
внешнего мира органами чувств: кожей, глазами, ушами, носом, языком.

Органы
чувств, которые мы с вами перечислили, отличаются друг от друга, значит, и
информация бывает разных видов.

И
сегодня мы займёмся тем, что научимся определять и называть вид информации по
способу восприятия её человеком.

Ребята,
когда вы идёте в школу, какие звуки вы слышите?

Наверное,
шум проезжающих машин. Разговор идущих мимо людей. Шелест листьев деревьев.
Карканье ворон. Звук светофора. Такую информацию мы получаем с помощью органа
чувств – ушей.

Уши
– это органы слуха. Они служат для того, чтобы мы слышали. То, что мы
слышим ушами – это слуховая (звуковая) информация.

Если
вы не будете слушать учительницу на уроке, вы не получите новые знания. Уши –
очень важный орган чувств. Ребята, вы знаете, что если громко и долго слушать
музыку в наушниках, то слух может ухудшиться. Так что берегите свои ушки. А когда
холодно, обязательно надевайте шапку, чтобы ушки были в тепле.

А
вы помните, что появляется на небе после дождя?

Радуга.
Красивая, с яркими цветами. Информацию о дожде, о
радуге мы получаем с помощью глаз.

Глаза – это органы зрения. Они служат для того, чтобы мы
видели. То, что мы видим глазами, – это зрительная информация.

Ребята, а вы знаете, сколько у радуги цветов?

Семь. А чтобы запомнить, какие цвета в каком порядке идут,
запомните такую фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В этой
фразе первая буква каждого слова такая же, как первая буква названия цвета в
радуге.

Что такое вкусовая информация

Давайте перечислим цвета.

Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Ребята,
а ведь вы сейчас получили слуховую и зрительную информацию о радуге. Вы слушали,
что я вам объяснял, и смотрели на экран на пояснение материла.

Глаза
тоже важный орган чувств. Не сидите долго за компьютером, перед телевизором, с
телефоном. Давайте глазам «отдохнуть». И не забывайте делать упражнения, которые
мы с вами изучили по технике безопасности.

Знаете,
однажды, я угостил профессора мороженым. Когда я спросил, понравилось ли оно
ему. Профессор ответил, что мороженое очень вкусное, сладкое, цитрусовое.

Эту
информацию профессор получил с помощью языка. Язык служит для того, чтобы
получить информацию о вкусе, когда мы пьём или едим.

Предлагаем ознакомиться:  Малиновый чай со сливками

Язык
– это орган вкуса. То, что мы ощущаем языком, – это вкусовая
информация.

Но
будьте осторожны! Слишком холодная или слишком горячая пища и напитки могут
повредить язык, и тогда он на какое-то время перестанет ощущать вкус.

Вы
замечали, что животные, например, кошки или собаки, прежде чем есть, нюхают?

Так
они получают информацию о том, подходит ли им эта еда. Так и человек.  Когда мы
открываем холодильник и достаём, например молоко, мы тоже его нюхаем, проверяем
– не испортилось ли оно.

Входя
в магазин, мы чувствуем запах свежеиспечённого хлеба. Запах хлеба, булочки,
духов, шампуня, какао мы воспринимаем с помощью носа.

Нос
– это орган обоняния. «Обонять» – значит «ощущать запах». То, что мы
ощущаем носом, – это обонятельная информация.

Носом
мы ощущаем не только приятные ароматы, но и неприятные запахи. Также мы можем
почувствовать запах опасности, например, газа, дыма. Так что, если вы
простудитесь, у вас появится насморк и вы не сможете получить информацию о
запахе. Поэтому не болейте и берегите нос!

С
помощью кожи мы ощущаем мягкий или твёрдый предмет, тёплый или холодный,
гладкий или шершавый и так далее. Например, как только профессор Знатоков взял
в руки мороженое, он сразу почувствовал кожей руки, что оно холодное. Когда мы
гладим кота, мы чувствуем, какая у него мягкая
шёрстка. Но если мы тронем кактус или ёжика, мы сразу почувствуем, что они
колючие. Кстати, будьте осторожны, некоторые иголки от кактуса впиваются в
кожу, и потом их очень неприятно доставать. Не стоит трогать кактусы.

Кожа
– это орган осязания. «Осязать» значит «ощущать». Не путайте с обонять! Обонять
– это ощущать запах, а осязать – ощущать холод, тепло и так далее.

То,
что мы ощущаем кожей – это осязательная (тактильная) информация.

Кожу
тоже надо беречь. Носите зимой перчатки, чтобы кожа рук была защищена от мороза
и находилась в тепле. Берегитесь кипятка, горячих предметов. Они могут стать
причиной ожога, а это очень больно и долго лечится.

Ребята,
все органы чувств важны!

Что такое вкусовая информация

Ведь
если какой-то орган не «работает», то мы не получим информацию. Такой орган
перестаёт воспринимать информацию.

Ну
что же, пришло время для заданий.

Первое
задание. Зачеркните ненужное.

Человек
получает слуховую информацию, когда он:

Читает
книгу, слушает музыку в наушниках, слушает радио, записывает решение задачи,
ест конфету.

Правильный
ответ: слушает музыку в наушниках и слушает радио.

Человек
получает обонятельную информацию, когда он:

Чувствует
запах булочек, читает книгу, нюхает розы, слушает радио, записывает решение
задачи, берёт в руки мяч.

Правильный
ответ: чувствует запах булочек и нюхает розы.

Человек
получает осязательную информацию, когда он:

Трогает
рукой чашку, читает книгу, нюхает розы, слушает радио, берёт в руки предмет,
ест конфету.

Правильный
ответ: трогает рукой чашку и берёт в руки предмет.

Второе
задание. Распределите информацию по её видам.

Тепло,
холодно, жарко, твёрдо, мягко, солёно, кисло, сладко, горько, вкусно, громко,
тихо, красиво, тускло, ярко, синее, красное, запах дыма, приятный аромат духов,
ужасный запах.

Давайте
проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Осязательная
(тактильная) информация: тепло, холодно, жарко, твёрдо, мягко.

Вкусовая
информация: солёно, кисло, сладко, горько, вкусно.

Звуковая
(слуховая) информация: громко, тихо.

Зрительная
информация: красиво, тускло, ярко, синее, красное.

Обонятельная
информация: запах дыма, приятный аромат духов, ужасный запах.

Ну
что же, пришло время повторить изученное сегодня.

Давайте
представим полученную сегодня информацию в таблицу.

Что такое вкусовая информация

Зрительная
информация – видим с помощью глаз.

Слуховая
(звуковая) информация – слышим с помощью ушей.

Вкусовая
информация – ощущаем вкус с помощью языка.

Обонятельная
информация – обоняем, то есть ощущаем запах с помощью носа.

Осязательная
(тактильная) информация – осязаем, то есть ощущаем с помощью кожи.

И,
как всегда, в конце урока заполняем словарь.

Зрительная
информация. Воспринимается органами зрения (глаза).

Слуховая
(звуковая) информация. Воспринимается органами слуха (уши).

Вкусовая
информация. Воспринимается органом вкуса (язык).

Осязательная
(тактильная) информация. Воспринимается органом
осязания (кожа).

Обонятельная
информация. Воспринимается органом обоняния (нос).

Вот
и закончился наш сегодняшний урок. Я надеюсь, вам было интересно и
познавательно. А я прощаюсь с вами. До новых встреч, ребята.

·     Что
же такое информация и информационные сигналы?

·     Какая
бывает информация?

·    
И какими свойствами она обладает?

Начнём с того, что означает само слово
информация. Оно произошло от латинского слова informatio
 —
осведомление или разъяснение. Под словом «Информация» могут иметься в виду
разные вещи. В повседневной жизни оно чаще всего означает некоторые сведения,
которые человек получает или передаёт.

Информация окружает нас везде. Её можно получить
откуда угодно. Например глядя на стену перед собой, мы видим какого она цвета.
Информацию можно получить от любого механического объекта. Сам по себе объект
несёт информацию о своей форме, цвете, весе и других свойствах. Так же мы можем
получать информацию о процессах, которые протекают внутри объектов. Например
чайник со свистком, издающий свист означает что в нём кипит вода. Но информацию
мы можем получать не только от механических объектов с помощью наших органов
чувств. Её нам могут передавать люди и природные явления. Так, если мы видим,
что на улице идёт дождь – мы понимаем: если выйти туда без зонта, можно
промокнуть – это информация, полученная с помощью умозаключения. Человек может
передать некоторое послание на словах, то есть с помощью определённой системы
условных знаков.

Информацию о физических объектах или явлениях человек
получает в виде некоторых посланий, сигналов.

Сигнал – это
определённое изменение физических величин, например плотности, времени или
объёма.

Любая информация для человека – это система
сигналов. Человек воспринимает их с помощью органов чувств или приборов,
которые расширяют их возможности.

Сигналы бывают непрерывные и дискретные,
то есть прерывающиеся.

Непрерывные сигналы могут
принимать бесконечно много значений на каком-то промежутке. Этот промежуток является
непрерывным. Чаще всего встречаются именно непрерывные сигналы. Так скорость
может принимать любые значения, которые можно уточнять до бесконечности.

Дискретные сигналы могут
принимать лишь конечное число значений. Это можно сравнить с оценкой ученика на
уроке. Она может принимать лишь пять значений. Или с результатом подбрасывания
монеты. Он может быть лишь один из двух. Все значения дискретных сигналов можно
пронумеровать.

Все сигналы попадают в мозг человека через органы
чувств. После получения сигналов человеческий мозг их обрабатывает и осмысляет.
В зависимости от того, как человек получает информацию, её делят на виды.

Виды информации, в зависимости от способов
её получения:

·    
Визуальная информация,
которую получают через органы зрения. Её примеры: цвет, размер, форма и
расположение объектов. 80–90% информации, которую получает человек – визуальная.
С этим связано появление большого количества визуальных моделей: рисунки,
фотографии, видео. Также визуально кодируется информация в виде символов. Любую
информацию можно записать буквами и цифрами.

Что такое вкусовая информация

·    
Аудиальная информация воспринимается
через органы слуха. Это может быть шум, музыка или любые другие звуки. 8–15%
информации, воспринимаемой человеком – аудиальная. А у животных слух играет
гораздо более важную роль. Так летучие мыши, ориентируются в пространстве
именно благодаря слуху, а не зрению.

Что такое вкусовая информация

На остальные виды информации приходится
лишь 1–5% процентов информации, воспринимаемой человеком.

·    
Обонятельная информация
– это разные запахи. Именно по запаху мы можем определить, не испортился ли
продукт, прежде чем его есть. Некоторые животные, например собаки и лисы,
получают большую часть информации через обоняние. Они чуют что-то даже на
большом расстоянии.

·    
Вкусовую информацию можно получить через
вкусовые рецепторы языка. Всего существуют четыре основных вкуса: кислый,
сладкий, солёный и горький. Все остальные вкусы получаются, когда основные
смешиваются в разных количествах.

·    
Тактильную информацию
человек получает с помощью осязания. Органы осязания расположены по всей коже.
Наиболее чувствительны подушечки пальцев. С помощью осязания человек может
узнать температуру предмета, то есть холодный он или горячий и какую
поверхность он имеет, гладкую или шероховатую.

Каждую минуту мы получаем огромное количество
информации. Информация – это самый важный предмет интеллектуальной деятельности
человека. На обработку любой информации человек тратит силы и время. Обучение в
школе – это важный процесс, который позволяет передать вам знания. Знания – это
информация, полученная предыдущими поколениями людей.

Информация необходима всегда, чем бы мы не занимались.
Она нужна для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире и принимать
решения. Чтобы принимать правильные решения нужна полная, достоверная и
актуальная информация. Так не вся информация важна одинаково. Её можно
оценивать по набору характеристик, или свойств. Рассмотрим их подробнее.

Предлагаем ознакомиться:  Как делают растворимый кофе | «Зачем и почему»

·    
Объективность. Объективной называется информация,
которая не зависит от мнения людей о ней. Если некоторая информация прошла
через какого-то человека – она как-то изменилась. Это связано с тем, что люди
не одинаковы. У каждого есть какой-то набор знаний, опыт, привычки и
пристрастия. Такая изменённая информация называется субъективной. Например то,
что температура на улице – десять градусов Цельсия – это объективная
информация. В тоже время человек может сказать, что на улице тепло или холодно
– это субъективная информация. Она зависит от восприятия конкретного человека.

·    
Полнота. Информация полная,
когда её хватает, чтобы сделать вывод о сложившейся ситуации и принять решение.
Если информация не полная, то представление о ситуации и вывод могут быть
ошибочными.

·    
Актуальность, то есть своевременность
информации. Информация может быть очень полезна или напротив бесполезна в
зависимости о того, когда она получена. Если информация не актуальная, то есть
она устаревшая или преждевременная, это может привести к неправильной оценке
ситуации и принятию решений. Так информация о характеристиках компьютерной
техники устаревает очень быстро. И если брать эту информацию только из
учебников, может сложится не правильное представление об уровне её развития.

·    
Полезность, то есть польза, которую
информация может принести, оценивается по количеству задач, которые можно
решить с её помощью. Это свойство информации субъективно. То, что может
принести пользу одному человеку, бесполезно для другого. Для нас может быть
совершенно бесполезна цена на некоторые товары в Японии, а жителям этой страны
такая информация может пригодиться.

·    
Понятность информации. Это свойство
тоже субъективно. Если ваш учебник по информатике попытаются прочитать люди,
которые не знают русского языка или ученики младшей школы, они скорее всего
ничего не поймут. В то же время он должен быть понятен вам.

Что такое вкусовая информация

Названные свойства, можно
применять для оценки любой информации. Для примера попробуем проанализировать
информацию, которую мы получили, прочитав этот параграф учебника. Она основана
на современных представлениях науки, а потому достоверна. Эта информация
проверена большим количеством людей, потому её можно считать объективной.
Информация этого урока не может быть полной. Она даёт представление о
теме в общем виде. Чтобы получить полную информацию по теме недостаточно только
этого урока или школьного учебника. Для этого нужно брать информацию из разных
источников, оценивать её и собирать воедино. Информация в этом уроке отражает
лишь общее представление о вещах, она меняется медленно, то есть она актуальна.
Она полезна вам, потому что вы можете применить её и в учёбе, и в жизни.
При этом она может быть бесполезна для учеников старшей школы, задачи которых
сильно отличаются от ваших. Как говорилось ранее информация из этого урока
должна быть вам понятна.

·     Информация
для человека – это содержание сигналов, которые он
получает из разных источников.

·     Сигнал
– это некоторое изменение физических величин. Сигналы бывают непрерывные и
дискретные.

·     Непрерывные
сигналы могут принимать бесконечно много значений на
некотором промежутке.

·     Дискретные
сигналы могут принимать конечное число значений.

·     Виды
информации, в зависимости от способов восприятия: визуальная,
аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная.

·     Свойства
информации: объективность, достоверность, полноту,
актуальность, полезность и понятность.

Раздел 1. «Информация и её виды»

Тема: Информация вкуса (вкусовая)

Блок 1. «Познавай»

Цель: Ознакомление учащихся с понятием «вкусовая информация» (вкусовая информация).

Учебная дисциплина: окружающий мир

Действия учителя: сообщает, показывает, спрашивает.

Действия ученика: отвечает, воспринимает, распознаёт.

Форма выполнения задания: коллективная работа

Дидактический материал: стаканчики с водой с разными вкусами, одноразовые ложечки для индивидуального пользования, салфетки.

Учитель: Ребята, перед вами три стакана с водой, с разными вкусами. Можно ли узнать вкус воды на вид? А что нужно сделать, чтобы определить этот вкус? (Дети отвечают, что нужно попробовать воду). Давайте возьмём ложечки и попробуем воду из каждого стаканчика. (Дети пробуют воду и называют какой вкус имеет вода в каждом из стаканчиков).

Действительно, определить мы это можем по вкусу, который мы ощущаем при помощи органа вкуса – языка. Попробовав воду на вкус, мы с вами получили информацию, которая называется вкусовой.

Вкусовая информация – это сведения об окружающем нас мире, которые человек воспринимает с помощью вкуса, т.е. органом чувств языком.

Блок 2. «Делай»

Цель: Применение полученных знаний о вкусовой информации в новой ситуации

Действия учителя: предоставляет, наблюдает, подвергает сомнению, поддерживает.

Действия ученика: выделяет, определяет, решает, обсуждает.

Дидактический материал: грейпфрут

Учитель: Ребята! На прошлом занятии мы с вами познакомились с вкусовой информацией. Какие вкусы мы выделили? (кислый, солёный, сладкий) Все мы их пробовали отдельно. Сегодня мы попробуем продукт, который содержит несколько вкусов и попробуем их выделить. Кто знает, как называется этот фрукт? (Учитель показывает грейпфрут) Вам нужно определить, сколько в нём вкусов и какие они. (Учитель предлагает попробовать фрукт). Дети пробуют и определяют вкусовые качества грейпфрута. Сколько вкусов вы почувствовали и какие? Не два, а три. Какой вкус, кроме тех, с которыми мы с вами познакомились на прошлом занятии, есть в этом фрукте? Горький вкус.

Какую вкусовую информацию мы с вами получили, попробовав грейпфрут? Что в грейпфруте присутствует не только сладкий, кислый вкусы, но и горький.

Вывод: Продукты питания, которые мы с вами употребляем в пищу каждый день могут иметь несколько вкусов, которые мы можем определить при помощи языка, тем самым мы получаем вкусовую информацию.

Блок 3. «Размышляй»

Цель: влияние вкусовой информации на настроение человека.

Действия учителя: выносит на обсуждение, допускает, подвергает сомнению, соглашается.

Действия ученика: высказывает своё мнение, оценивает, даёт рекомендации.

Дидактический материал: презентация.

Ребята! На прошлых занятиях мы с вами познакомились с вкусовой информацией. Вы определяли разные вкусы. А как вы думаете, могут ли вкусовые качества влиять на настроение человека? А как они могут повлиять? (дети высказывают своё мнение)

А теперь посмотрите на экран и попробуйте по выражению лиц людей определить, что они съели (учитель предлагает картинки на слайдах).

Итак, с помощью вкусовой информации мы выяснили, что вкус влияет на выражение лица и настроение человека.

Таким образом, не все вкусы одинаково влияют на настроение человека. Ребята, чтобы вы посоветовали съесть человеку с плохим настроением, чтобы его поднять? (шоколад, мороженое, конфетку). А вы знаете, что учёные рекомендуют есть больше сладкого для того, чтобы у человека всегда было хорошее настроение.

Делимся переводом статьи про анатомию вкуса. Она поможет понять, как формируется вкусовое впечатление и почему в оценке кофе важен не только вкус, но и тело, запах и температура.

Из чего состоит поверхность языка

Если внимательно посмотреть на язык, мы увидим, что он как будто покрыт маленькими «пупырышками». Кажется, что это и есть наши вкусовые рецепторы. Но на самом деле это вкусовые сосочки. Рецепторы намного меньше: в одном вкусовом сосочке — от 3 до 100 рецепторов.

Что такое вкусовая информация

Вкусовые сосочки языка

Обратите внимание, что некоторые сосочки выглядят иначе, чем другие. Это потому что у нас на языке четыре типа сосочков. В центре языка — множество маленьких, тонких сосочков. Они называются нитевидными и не содержат вкусовых рецепторов. Спереди и по бокам языка — маленькие круглые сосочки, похожие на крапинки. Это грибовидные сосочки — они обычно содержат по 3–5 вкусовых рецепторов.

Увидеть другие два типа гораздо сложнее. Посмотрите на самую заднюю часть языка — туда, где расположены миндалины. Возможно, вам удастся разглядеть несколько выступов по бокам. Это листовидные сосочки. А ближе к небному язычку расположены большие, круглые вкусовые сосочки. Они называются желобовидными. Каждый из этих двух типов содержит более 100 вкусовых рецепторов.

Сладкий, горький, солёный. Правда ли, что разные части языка отвечают за разные вкусы?

Глядя на расположение сосочков на языке, мы вспоминаем уроки биологии, на которых изучали карту языка. Она показывает области, которые отвечают за распознавание разных вкусов — соленого, сладкого, кислого, горького и острого. Но не все так просто: карта языка — это миф! Каждый вкусовой рецептор, независимо от расположения, может распознавать все пять вкусов.

Карта языка — это миф: каждый вкусовой рецептор распознает все пять вкусов

Как мозг получает сигнал о вкусе

Давайте поближе рассмотрим вкусовой рецептор. Он состоит из двух типов клеток — вкусовых, которые выполняют основную работу по распознаванию вкуса, и вспомогательных. Над каждым вкусовым рецептором расположена вкусовая пора — отверстие, в которое проникают молекулы еды для взаимодействия со вкусовыми клетками.

Предлагаем ознакомиться:  Рацион при сахарном диабете, рекомендации по питанию

Каждая вкусовая клетка имеет вкусовой волосок. Когда он соприкасается с молекулой пищи, клетка посылает мозгу импульс: обнаружен вкус! Импульс проходит через черепной нерв, который соединяет вкусовые рецепторы с мозгом.

Каждый вкусовой рецептор содержит 30–50 вкусовых клеток. Это означает, что ваш мозг одновременно обрабатывает тысячи сигналов от вкусовых рецепторов. Он берет информацию, которую посылают рецепторы, и сравнивает с воспоминаниями о вкусах, которые вы когда-либо ощущали. Именно так мозг распознает, что именно вы едите.

Существует всего пять вкусов — сладкий, соленый, кислый, горький и умами. Все остальное ваши вкусовые рецепторы попросту игнорируют. Но мы знаем, что вкусовые впечатления нельзя уместить в пять определений. И в этом случае пора вспомнить про запах и ощущения во рту.

Как ощущение пищи во рту влияет на восприятие вкуса

Когда мы говорим «вкусно», наш мозг на самом деле оценивает не только вкус, но и множество других факторов. Текстура, влажность, температура, жирность — это лишь часть того тактильного опыта, который мы получаем во время жевания или глотания. Вы не станете есть отсыревшую гранолу, пить теплую газировку или угощать друзей засохшим печеньем. Даже если вкус блюд остался тем же, общее впечатление будет негативным.

Как запах влияет на восприятие вкуса

Во время жевания и глотания вы ощущаете запахи даже той пищи, которая уже у вас во рту. Все они поступают в носовую полость, где расположены обонятельные клетки. Эти клетки работают так же, как и вкусовые рецепторы — но отвечают за восприятие запаха, а не вкуса. У них тоже есть крошечные волоски, которые при контакте с запахом посылают мозгу сигнал через обонятельный нерв.

Что такое вкусовая информация

Взаимодействие обонятельных клеток с запахами

В отличие от вкусовых, обонятельные клетки могут различать тысячи разных ароматов — от мясного до фруктового. Получается, что практически каждый компонент нашего вкусового впечатления, кроме пяти известных вкусов, — это на самом деле запах. Поэтому он так важен в восприятии вкуса. Это также объясняет, почему при заложенном носе пища кажется безвкусной.

Действительно ли мы едим «на автомате»?

Нам кажется, что во время приема пищи активна только наша пищеварительная система, но это не так. Наш мозг проделывает огромную работу. А работает он в тандеме с вкусовыми и обонятельными рецепторами — именно они помогают нам распознавать вкусы. Благодаря сложной анатомии мы помним любимые лакомства из детства и можем наслаждаться блюдами в кафе.

Как человек воспринимает вкусовую информацию?

Чувство восприятия вкуса и запаха у каждого человека, народа, национальности различается. Это удивительно, но это факт! Например, такое химическое вещество, как фенилтиокарбамид жителями различных континентов планеты воспринимается различно.

Население Европы этот источник вкуса чувствует как горький, немного противный. Жители африканского континента находят карбамид приятным на вкус. Научно доказано, что вкусовая информация у каждого человека имеет свой вид. Что это означает? А то, что все мы на инстинктивном уровне изначально воспринимаем еду как съедобную и как опасную для нашего здоровья и жизни.

Что такое вкусовая информация

Знали ли вы, что жители Евразии не отличают источник вкусовой информации по пяти основным характеристикам, как это принято у нас. То есть, если им предложить соленые помидоры они их идентифицируют не как «соленые», а только в виде двух определений «пахнет» — можно есть или же «воняет» — есть нельзя.

Помимо этого информация от пищевых объектов у азиатов поступает как: цитрусовый аромат, цветочный запах, аромат моря, вкус устрицы. Для нас это звучит дико, но все же мы не можем отрицать так называемые биологические и культурные отличия в восприятии вкусовых ощущений.

Реакция на вкус и запах

Органами вкуса и обоняния человек воспринимает только пять различных вкусов, а именно: соленый, кислый, горький, сладкий и умами. Последний воспринимается человеком в виде приторно-сладковатого вкуса. Врачи часто идентифицируют вещество глутамат натрия как источник умами. Считается, что этот вкус направлен на усиление всех остальных. Поэтому в последнее время чувство вкуса воспринимается не индивидуально, а комбинированно.

Кстати, этому методу всегда следовали мировые шеф-повара. Они не понимают, как можно описать кулинарные шедевры с помощью пяти вкусов. Ведь чизкейк не может быть просто сладким, а баранина на гриле – соленой или же горькой.

Что такое вкусовая информация

Результатом исследования стало то, что любой источник вкусовых ощущений, содержащий незначительную горчинку, все равно идентифицируется человеком как «горький». Животные же обладают повышенной чувствительностью к восприятию еды.

Что такое вкус?

Что же такое вкус, имеет ли он определенный вид и как он воспринимается органами чувств? Абсолютно все вещества, которые окружают нас обладают чистым или же комбинированным вкусом. Выше было определено, что источник горечи воспринимается всеми людьми идентично. Так, такие химические вещества, как опий, морфий, хинин по своим химико-физиологическим показателям отличаются по вкусовым ощущениям. Но, человек на них реагирует как на одинаково горькие.

Подобное свойство распространяется и на кислые вкусы. Например, растворы яблочной, серной, уксусной, винной, лимонной и щавелевой кислот воспринимаются человеком одинаково кислыми, хотя по своей природе их «кислинка» отличается.

Что такое вкусовая информация

Относительно сладкого, можно сказать, что органы чувств человека способны отличить сладкие и мене сладкие вещества. Так, можно определенно сказать, что источник вкуса с повышенным содержанием глюкозы или же фруктозы идентифицируется человеком только как «сладкий». А вот один лишь только вид поваренной соли ассоциируется у нас с определением «соленая».

Вкусы смешиваются в восприятии вкусовым анализатором. Например, кисло-сладкое ощущение у нас могут вызвать яблоки или же фруктовые соки. Смешение кислого и соленого дает рассол с огурцов или помидоров. А вот черному шоколаду присуще одновременное смешение как горького, так сладкого и даже соленого вкусов.

Если же в одном соединении смешать кислый, горький, соленый и сладкий, то у человека это может вызвать блокирование вкусовых рецепторов, а в некоторых случаях даже отравление. Это объясняется тем, что мозг не в состоянии идентифицировать одновременно четыре реакции чувствительных рецепторов на вкусы. Поэтому он входит в состояние небольшой «паузы».

Что такое вкусовой анализатор?

Ученые полагают, что чувствительность человека к различным вкусам не до конца развита. Что это означает? А то, что в определении источников вкусовых ощущений, которые нас окружают, принимает участие несколько типов клеток-анализаторов. Хотя в идеале, то есть гипотетически, мозг человека должен идентифицировать на вид около 50 000 значений вкуса.

Что такое вкусовая информация

Например, если бы органы чувств были развиты у нас до предела, то мы могли бы отличать на вид и вкус вещества, которые выделяются от тухлого мяса, мороженого, клубники, земли, несъедобных, но очень привлекательных визуально овощей и фруктов.

Орган вкуса у человека обладает только 80 чувствительными вкусовыми клетками, каждая из которых связана с головным мозгом. Продолжительность их функционирования составляет всего лишь 10 дней, после чего они замещаются новыми чувствительными рецепторами. Волокна клеток снабжены отростками, которые обрабатывают вкусовые сигналы. Например, часть волокон может прийти в возбуждение от горького, другие – во время попадания сладких или кислых веществ на язык.

Источник вкуса обрабатывается не только в отделе головного мозга, но и в зрительном аппарате человека. В итоге получается некая 3D картинка, которая складывается в виде пазла и дает понять – нравится ли нам пища, которую мы попробовали только что или нет.

Форма бокала как источник вкуса

Задумывались ли вы, почему форма и внешний вид бокалов для употребления вина различаются между собой в зависимости от сорта? Более 100 лет тому назад было проведено исследование, результатами которого стала следующая информация. Кончик языка у человека более всего чувствителен к сладкому, задняя его часть реагирует только на горький, а боковые стороны воспринимают отчетливо вещества с кислинкой.

Именно поэтому виноделы изобрели бокалы, которые позволяют перекрыть определенные участки языка и подать в мозг сигнал только об определенном вкусе. Теперь можно не удивляться тому, что для красного вина типа шардоне вам подают широкий бокал. Это нужно, чтобы чувствительные рецепторы языка смогли прочувствовать приятную кислинку этого напитка.

Как же язык воспринимает вкус? Изначально, как только напиток или же еда попадает на этот мышечный орган, мы испытываем легкое прикосновение. Затем, через несколько секунд, начинают проявляться вкусовые ощущения. Сначала – соленый, затем сладкий и кислый, но, а позже – горький. Так как реакция мозга на электрический сигнал, идущий от чувствительных рецепторов языка, крайне быстрая, то восприятие вкуса длится не более 10 секунд.

И только если человек сам не захочет продлить удовольствие от источника вкуса, задержав его на языке, удовольствие может продлиться до минуты. Именно поэтому истинные гурманы советуют покатать вино или же сладость по небу, и только потом проглатывать. Иначе прочувствовать весь спектр вкуса не представляется возможным.

Оцените статью
Про кофе
Добавить комментарий