План-конспект урока “Морфология и культура речи”

План-конспект урока "Морфология и культура речи" Кофе

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи –
смело задавайте вопросы!

Морфологические нормы. разбор заданий егэ

Цели: выявить нарушения морфологических норм; разбирать задания тестов ЕГЭ.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Взаимопроверка упражнений, выборочный разбор заданий.

II. Работа по группам

Разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису

III. Разбор заданий ЕГЭ

1. Слово учителя.

Выполним задания тестов ЕГЭ, которые касаются связи морфологии и культуры речи, то есть такие, в которых требуется определить нарушения морфологических норм.

2. Выполнение заданий и комментарии учителя.

Задания

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) к две тысячи восьмому году;

2) положьте на полку;

3) много вишен;

4) опытные шофёры.

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) несколько помидор;

2) очень озяб;

3) до две тысячи двадцать второго года;

4) старые профессора.

Комментарии учителя

Морфологические нормы в первом задании нарушены в примере 2: надо говорить и писать положите, а не положьте. (Правильный ответ – 2.) Это форма повелительного наклонения глагола положить (положи-положите, напиши-напишите, но: отрежь-отрежьте). Часто делают ошибки в этой форме глагола ехать (ехай или едь – неправильно; надо – поезжай). Кстати, глагол совершенного вида положить употребляется только с приставкой. Парный ему глагол несовершенного вида имеет другой корень – класть. Запишем правильный ответ цифрой – 2.

Во втором задании морфологические нормы нарушены в примере 1: надо говорить и писать несколько помидоров.

Следует помнить о разнице в окончаниях некоторых существительных мужского рода в Р. п.:

– абрикосов, апельсинов, мандаринов, помидоров, баклажанов, но: яблок;

– гектаров, граммов, килограммов (формы без окончания – разговорные);

– носков, но: чулок, ботинок, сапог;

– таджиков, чеченцев, казахов, но: туркмен, турок, татар, башкир, грузин, армян, молдаван, цыган;

– рельсов, верховьев, кеглей, устьев, джинсов, консервов, яслей, гуслей, но: солдат, партизан, гусар, валенок вафель, грабель, макарон, полотенец.

Запишем правильный ответ цифрой – 1.

Первый пример первого задания и третий пример второго задания относятся к морфологическим нормам числительных. В живой речи ошибки в употреблении числительных слышишь на каждом шагу. Часто неправильно строят формы составных порядковых числительных, особенно обозначающих большие числа. В таких числительных склоняется только последняя часть (у нас в примерах: к две тысячи седьмому году до две тысячи двадцать второго года – правильно.)

Чтобы проверить себя, можно просклонять (изменить) порядковое числительное поменьше: в двадцать пятой квартире, к шестьдесят второму дому и т. п. Мы видим, что в этих словосочетаниях изменилась лишь последняя часть, значит, аналогичным будет изменение и в других подобных числительных: в пятьсот семьдесят восьмом номере, к тысяча семьсот третьему году.

Склонение сложных (двести, шестьсот и т. д.) и составных (триста двадцать семь, девятьсот сорок один и т. д.) количественных числительных тоже вызывает затруднения. В таких числительных изменяется каждая часть.

Например: 459 – (сколькими?) четырьмя/стами//пятью/десятью// девятью.

Учтем, что простые числительные, относящиеся к одушевленным и неодушевленным существительным, склоняются по-разному: (вижу что?) два дерева, но (вижу кого?) двух человек; второе дерево, но второго человека.

Обратим особое внимание на формы слова тысяча. Ошибки при склонении этого слова происходят из-за его особого положения на стыке существительных и числительных: оно сходно с существительными 1-го склонения (встреча, дача) во всех формах, кроме творительного падежа, поэтому часто уподобляется в речи существительным.

Числительные сорок, девяносто, сто имеют только две формы. Во всех падежах, кроме именительного и винительного, форма такая: сорока, девяноста, ста. Также только две формы и у числительного полтора(ы). В родительном, дательном, творительном и предложном падежах – полутора.

Собирательные числительные употребляются избирательно, с некоторой даже дискриминацией: со словами, обозначающими лиц мужского пола (в том числе с прилагательными, перешедшими в существительные) и детенышей животных (пятеро друзей, двое постовых, семеро козлят) с личными местоимениями (Их оставалось только трое…), с отдельными словами, объединенными понятием человек: люди, дети, ребята (трое людей, четверо детей, шестеро ребят), с существительными, не имеющими формы единственного числа (двое санок, очков и т. п.)

Предлагаем ознакомиться:  Кофе – он мой? | Пикабу

Сложнее дело обстоит со словом сутки: двое, трое, четверо суток, но пять, шесть, семь… суток.

В остальных случаях собирательные числительные не употребляются: не трое сестер, а три сестры, не трое медведей, а три медведя. Запомнить эти формы помогут названия всем известных произведений.

Упомянем еще об одном важном числительном. Многие забывают, что к этому разряду относится слово оба. В мужском и среднем роде оно изменяется одинаково: оба дома (но не обои дома), к обоим домам, у обоих окон, а в женском роде имеет другие окончания: обе стены (но не обей), с обеими девушками, об обеих подругах.

Предостережем от некоторых характерных ошибок, связанных с употреблением сочетаний существительных с числительными и сложных слов, в состав которых входят числительные.

Если человеку 21 год, говорят: двадцатиоднолетний – это правильно.

Если составное числительное заканчивается, на два, три четыре, существительное при нем ставим в форму единственного числа: тридцать два (три, четыре) юноши. Форма множественного числа начинает применяться с чисел на пять, шесть и т. д. (двадцать пять юношей).

Осторожными надо быть с десятичными дробями: именно они определяют форму существительного: Температура 37° (градусов) – тридцать семь градусов, температура 36,6° (градуса) – тридцать шесть и шесть десятых градуса.

Очень часты ошибки в поздравлениях: С восьмым мартом! или С восьмое марта! Правильно так: С праздником Восьмое марта!, С Восьмым марта!, С праздником Первое мая!, С Первым мая! Образовано существительное от этого словосочетания, неологизм советской эпохи – Первомай. Оно изменяется так же, как и все существительные 2 склонения: С праздником! С Первомаем!

Что касается третьего примера в задании 1-го варианта: много вишен, то надо сказать, что в склонении подобных существительных есть два варианта – с ь и без него: вишен, басен, спален, но: барышень, графинь, кухонь, простынь (есть и форма простынёй), тихонь, яблонь.

В четвертом примере каждого задания – опытные шофёры, старые профессора – правильная форма существительного.

Еще о нескольких общих ошибках в склонении существительных: нередко путают их окончания. Проверим себя:

– с окончаниями -ы(-и): возрасты, выборы, гербы, лекторы, офицеры, порты, почерки;

– с окончаниями -а(-я): векселя, доктора, директора, катера, округа, ордера, отпуска, повара, профессора, сторожа.

Формы некоторых существительных различаются по значению: пропуски занятий, но: пропуска на завод; взаимные счёты, но: проверить счета; пышные хлебы, но: уродившиеся хлеба; звуковые тоны, но: цветовые тона.

Приведем редко встречающиеся существительные кочерга и дно (бочки) и их формы в р. п. мн. ч.: кочерег, доньев.

Напоследок напомним об именах существительных, в которых наблюдаются трудности с определением рода.

Род географических названий совпадает с родом определяемого слова: город Токио (м. р.), река Миссисипи (ж. р.), озеро Лох-Несс (ср. р.). Род несклоняемых названий животных и птиц – мужской: кенгуру, пони, шимпанзе, какаду, марабу, но можно сказать и так: Кенгуру несла в сумке кенгуренка. Пони кормила своего жеребенка.

Род составных слов обычно определяется по первому слову: роман-газета, театр-студия, диван-кровать – м. р., кресло-кровать, кафе-бар – ср. р. В аббревиатурах – по опорному слову: РФ (Российская Федерация) – ж. р., МГУ (Московский государственный университет) – м. р., УВД (Управление внутренних дел) – ср. р. Однако слово вуз (высшее учебное заведение) со временем стало восприниматься как самостоятельное слово мужского рода и даже пишется строчными буквами.

В ряде часто употребляемых слов столь же часто происходят речевые ошибки. Напомним:

– рельс, толь, тюль, шампунь, рояль, кед, кофе, табель – слова мужского рода; но: табель о рангах – ж. р. (устаревшее);

– плацкарта (не плацкарт), туфля (проверим – туфелька, ж. р.), тапка (тапочка), манжета – слова женского рода;

– яблоко, повидло – среднего рода;

– задира, тихоня, засоня, забияка, неженка, неряха, невежа, невежда, лакомка и т. п. – общего рода.

3. Задания для самостоятельного выполнения.

A) Просклоняйте числительные 642,1378 (два человека выполняют задание на доске, остальные – в тетрадях).

Предлагаем ознакомиться:  Откройте для себя богатый вкус кофе Mogiana Brazil - Путеводитель для любителей кофе

Ответ:

И. шестьсот сорок два, тысяча триста семьдесят восемь.

Р. шестисот сорока двух, тысячи трехсот семидесяти восьми.

Д. шестистам сорока двум, тысяче тремстам семидесяти восьми.

В. шестьсот сорок два, тысячу триста семьдесят восемь.

Т. шестьюстами сорока двумя, тысячью тремястами семьюдесятью восьмью.

П. шестистах сорока двух, тысяче трехстах семидесяти восьми.

Б) Отметьте словосочетания с нарушением морфологических норм (ответов может быть больше одного):

1) черное кофе без сахара;

2) до двухтысячи пятого года;

3) поезжай за мной;

4) несколько басней;

5) червивый яблок.

Ответ: 1, 2, 4, 5.

Исправим ошибки: 1) черный кофе без сахара; 2) до две тысячи пятого года; 4) несколько басен; 5) червивое яблоко.

B) Отметьте предложения с нарушением морфологических норм (ответов может быть больше одного):

1) Сочи красив в любое время года.

2) Осторожнее играйся с собакой!

3) Прозрачная тюль очень украсила комнату.

4) Сидоров, ты настоящий засоня!

5) Урок отменили: учительница на бюллетне.

Ответ: 2, 3, 5.

Исправим ошибки: 2) Осторожнее играй с собакой! 3) Прозрачный тюль очень украсил комнату. 5) Урок отменили: учительница на бюллетене (разг.). Лучше: учительница болеет.

Г) Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова (задание из ЕГЭ, ответ один):

1) пара туфель;

2) несколько полотенец;

3) опытные доктора;

4) около пятиста километров.

Комментарии учителя

Морфологические нормы нарушены только в примере 4: надо говорить и писать около пятисот километров. Этот пример относится к морфологическим нормам числительных. Не забудем, что у сложных слов – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются (изменяются) обе части.

Д) Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова (задание из ЕГЭ, ответ один):

1) сильнейший борец;

2) здоровые дёсна;

3) сорока рублями:

4) несколько цапель.

Комментарии учителя

Морфологические нормы нарушены только в примере 2: множественное число существительного десна – дёсны.

Домашнее задание

Из Р-2: упр. 216, 218, 397, 400.

Подготовить вопросы по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.

Особенности употребления имён числительных

  • Произнеси фразу: «К 2009 году библиотека будет владеть 627230 книгами»
  • Наибольшее количество ошибок в речи – неправильное склонение числительных: к 525 30; от 525-30; с525 30
  • Чтобы правильно прочитать данные примеры, нужно хорошо знать правила склонения числительных.
  • В сложных количественных числительных от 50 до 80 и от200 до 900 склоняются обе части
  • Числительные полтора, полтораста, 40. 90. 100 при склонении имеют две формы
  • У составных количественных числительных склоняются все слова, у составных порядковых – только последнее слово
  • Собирательные числительные употребляются только с существительными, называющими лиц мужского пола; с существительными, употребляющимися только во множественном числе; с существительными дети, ребята, люди.
  • Числительное оба (мужской, средний род), обе (женский род).
  • Запомните: к первому сентября 

Тест. Найди ошибки

  • Двое влюбленных
  • Трое учениц
  • Обоими страницами
  • Более три тысячи километров
  • До двухтысячи пятого года
  • С восьмым мартом
  • К обеим домам
  • Семеро волков
  • К сто книгам
  • О девяносто днях
  • К шестьсот двадцати трем
  • Обеими яблоками
  • К девятьсот сорока одному
  • С первым маем
  • К обоим студентам
  • С семидесяти тремя учениками
  • С полуторами тысяч рублей
  • Обоими сестрами

Прочитай

В нашей школе более (500) учеников. Около (200) не имеют троек, более (30) – четверок. Около (120) учеников приняли участие в предметной неделе русского языка, более (150) – в олимпиаде «Медвежонок».

Формы имен прилагательных

Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения:

  • красивый – красивее, более красивый, красивейший, самый красивый;
  • интересный – интереснее, менее интересный, интереснейший, наиболее или наименее интересный.

До недавнего времени в языке наблюдались колебания в написании форм кратких прилагательных на -ен и на -енен. В настоящее время более употреблена форма – -ен: безукоризнен, естествен, ответствен, родствен.

Разграничение функциональных омонимов

Что это такое? Это этимологически родственные слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к разным частям речи.

Мы знаем, что в русском языке слова имеют способность переходить из одной части речи в другую, при этом они различаются общим грамматическим значением, морфологическими и синтаксическими признаками. Например 1. Все напряженно слушали учителя. – Внимание всех было напряжено.

Разграничение частей речи нужно и при морфемном разборе, и при словообразовательном анализе: небо высоко, прыгнул высоко; это смешно, смешно кланялся.

Предлагаем ознакомиться:  Познакомьтесь с богатой культурой и природной красотой штата Чапас | Эксперт по SEO на странице

Знаменательные части речи и омонимичные служебные

В течени… урока, в продолжении… перемены, в течени… реки, в продолжении… романа узнал о новом герое; пришел, что (бы) учиться; что (бы) прочитать; (не)смотря на опасность, (не)смотря на доску ; я то(же) приду, прочитал то(же) самое; мал, (за)то умен, ушел (за)то здание; говорил просто, я просто ученик. думал о себе, гуляй себе на воле; жил вблизи, вблизи дома.

Тестирование. Где есть нарушение морфологических норм:

Определите, какой частью речи является выделенное слово: кратким прилагательным, кратким причастием, наречием. Вставьте пропущенные буквы.

Все напряжё…о слушали учителя. Внимание всех было напряже…о. Лица моряков были суровы и напряжё..ы. Девушка хорошо воспита..а. Она тактична и воспита..а. Юноша чувствовал себя скова..о. Кольцо скова…о из двух полос. Мать озабоче…о посмотрела на сына. Мы озабоче…ы трудным положением. Лица у всех были озабоче…ы и серьёзны.

Род имен существительных

Важной морфологической характеристикой имён существительных является категория рода. В большинстве случаев определение рода не вызывает трудностей, однако есть слова, которым часто «не везет»; их род определяется многими неверно, отсюда речевые ошибки.

Напомним:

Аэрозоль, картофель, кед, кофе, пенальти, погон, рельс, рояль, толь, тюль,шампунь – слова мужского рода;

Вуаль, кольраби, манжета, мозоль, плацкарта, салями, тапка, туфля – слова женского рода;

Визави, задира, лакомка, невежа, протеже, тихоня… – общего рода.

Род несклоняемых названий животных и птиц – мужской: какаду, кенгуру, марабу, пони, но иваси (рыба), цеце (муха). 

Большинство несклоняемых названий профессий относится к мужскому роду даже в том случае, если речь идёт о женщине. (Она – опытный управляющий банком). Род несклоняемых существительных, обозначающих географические названия, определяется по роду соответствующего нарицательного существительного: Миссури (река), Онтарио (озеро), Сочи (город).

Аббревиатуры приобретают род ведущего слова: МИД (Министерство иностранных дел), СНГ (Содружество Независимых Государств).

Склонение имён и фамилий

Русские и иностранные имена и фамилии, оканчивающиеся на согласный, если относятся к лицу мужского пола, склоняются, к лицу женского пола – не склоняются: Жюля Верна, Ганса Христиана Андерсена, Нине Шмидт, к Этель Лилиан Войнич.

Иностранные фамилии на -ов, -ин в творительном падеже имеют окончание -ом (Дарвином, Чаплином), русские -ым (Некрасовым).

Тест

Красив…какаду, молод…кенгуру, свеж…кольраби, тонк…вуаль, боль… мозоль, плотн… тюль, пожил…мадам, сед…маэстро, душист…шампун…, красив… Онтарио, полноводн… Миссисипи, сочн…манго, остроумн…конферансье.

Укажите словосочетания с нарушением морфологических норм. 1.черное кофе без сахара 2.до…

Укажите словосочетания с нарушением морфологических норм.

1.черное кофе без сахара

2.до двухтысячи пятого года

3.поезжай за мной

4.несколько басней

5.червивый яблок

Формообразование имён существительных

Окончания именительного падежа множественного числа имён существительных 

Морфологические нормы часто нарушаются.

Запомните: окончание

-а (-я)

адреса, директора, инспектора, паспорта, отпуска, терема, шелка, купола, штемпеля, якоря…

-ы (-и)

аптекари, выборы , договоры, инженеры, лекари, месяцы, офицеры, почерки, слоги, токари, торты, фронты, шоферы.

Вариативные окончания (смысловые различия):

Учители – учителя, хлебы – хлеба, поясы – пояса…

Родительный падеж множественного числа

  • Единицы измерения: килограммов, граммов, ампер, микрон, рентген…
  • Лица по национальности ( нулевое окончание): армян, грузин, осетин, румын, татар, туркмен, турок, цыган; (окончание –ов, -ев):казахов, киргизов, монголов, таджиков, узбеков, якутов.
  • Овощи, фрукты: яблок, дынь, но апельсинов, баклажанов, помидоров, томатов, мандаринов.
  • Названия парных предметов: чулок, сапог, колготок, манжет, но носков, гольфов.
  • Отвлеченные понятия: комментариев, критериев,
  • Запомните (много) барж, басен, вафель, кочерёг, простынь, свадеб, цапель, яблонь; блюдец, одеялец, полотенец, плеч; потемок, сумерек; побережий, платьев; захолустий, будней, яслей.

Тест

1. Около сорока (гектары) пострадали от непогоды. 2. Опытные (шофер) отправляется в дорогу. 3. За леском вились дымки полевых (кухня). 4. В школе работают опытные…(учителя, учители). 5. Корректор заметил в рукописи… букв. Работникам завода выдали новые… (пропуска, пропуски). 6. Были отмечены известные (профессор), крупные (директор), достойные (офицер) 7. Эта песня популярна среди (армяне, грузины и таджики) 8. Мы купили много новых (носки, чулки). 9. Фруктовый сад занимал площадь свыше пяти гектар… 10. На строительство прибыли инженер… 11. (Бухгалтер…) составляют годовую отчетность.

Подведение итогов урока.

Помните слова Д.И. Писарева: «Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».

Оцените статью
Про кофе
Добавить комментарий