Вызывает импотенцию и бунтарские настроения: как в разных странах запрещали кофе

Вызывает импотенцию и бунтарские настроения: как в разных странах запрещали кофе Кофе

Почему в османской империи за посещение кофейни могли казнить

Вызывает импотенцию и бунтарские настроения: как в разных странах запрещали кофе

ИСТОРИЯ

Был в истории такой период, когда европейские и азиатские правители вводили запрет на кофе. Говорят, в 1633 году султан Османской империи Мурад IV, переодевшись в простую одежду, бродил по улицам Стамбула и лично отрубал головы нарушителям. За что же казнил султан? За собрания в кофейнях. Он считал, что публичное распитие кофе может привести к государственным беспорядкам.

Султан Османской империи Мурад IV

Как ни странно это звучит, но Мурад IV был не первым и не последним, кто запрещал кофе. Возможно, он был наиболее жестоким и последовательным в своих действиях.

Между началом XVI и концом XVIII веков было много религиозных деятелей и общественных лидеров, стремившихся запретить употребление кофе. Но мало кому это удалось. Многие из них думали, что, несмотря на то, что кофе обладал мягким расслабляющим эффектом, все же он был горьким, неприятным на вкус. Многие, включая Мурада IV, верили, что кофейни могут подорвать общественные правила и нормы поведения, поощрять крамольные мысли, выступления и даже быть центром организации антиправительственных заговоров. В современном мире, где вездесущ «Старбакс», это выглядит дико. Но у Мурада IV были основания так думать и опасаться кофейных заведений.

«Кофейные преследования» начались в 16 веке. Именно тогда напиток распространился по большей части мира. К тому моменту уже много столетий кофейные зерна были знакомы жителям Эфиопии. Первые подтвержденные исторические свидетельства о том, что кофе умели готовить — мололи и заваривали — относятся к 15 столетию. Происходило это в Йемене. Там местные суфии использовали напиток в религиозных церемониях. Распитие кофе имело социальное значение и использовалось как возможность сплотить людей в братство, помочь сконцентрироваться во время молитвы, достигнуть духовного просветления. Напиток быстро распространился по региону Красного моря, оттуда попал в Стамбул в начале 16 века, затем — в христианскую Европу.

Слуга подает кофе йеменским торговцам, остановившимся на отдых

В ответ на это представители консервативной части мусульманского общества выдвинули несколько причин религиозного характера для запрета кофе. Историк Мадлен Зилфи, специализирующаяся на периоде Османской империи, указывает на то, что в мусульманском обществе всегда будет часть верующих, которая будет противиться любым нововведениям отличным от времени пророка Мухаммеда. Все несоответствующее должно быть отменено. Реакционные тенденции характерны не только для ислама, христиане тоже просили папу запретить кофе, как сатанинское новшество.

Противники напитка говорили о том, что кофе опьяняет пьющих. А это запрещено Мухаммедом. Он вреден для человеческого тела, обжаривание сделало напиток эквивалентом древесного угля и это нельзя употреблять. Другие обвиняли кофе в том, что кофейни притягивали лиц, склонных к безнравственному поведению. Они играли там в азартные игры, курили опиум и занимались проституцией. Третьим достаточно было того, что он просто новый, и этого хватит для запрета.

Но религиозные аргументы не могут быть достаточным и единственным основанием для закрытия большинства кофеен в Османской империи. 
Как отмечают историки, высшие слои общества были далеко не однородны в своем противостоянии кофе. Бостанзаде Мехмет Эфенди, самый авторитетный священник в Османском мире в 1590-х годах, даже написал поэтическую оду в защиту кофе.

Чаще всего правители выступали против кофе по политическим мотивам.

Османская кофейня, 1819 год

До возникновения кофеен, отмечает Зилфи, в Османской империи было не так много заведений, где люди могли бы собраться и поговорить об общественных делах. Встретиться можно было и в мечети, но там вряд ли проведешь долгую и мирную беседу. Таверны были не для правоверных мусульман, и посетители обычно, разговаривая с людьми, веселились.

Предлагаем ознакомиться:  Зачем подают воду к кофе, почему кофе запивают водой

Кофейни, однако, считались вполне подходящим местом. Они были недорогими и доступными для всех слоев общества. То, как в них готовили кофе — медленно заваривали в специальном кофейнике в течение 30 минут, а затем подавали в пиале, наполненной до краев, такой обжигающе горячей, что напиток можно было пить только маленькими глотками,— располагало посетителей к долгим посиделкам и возможности говорить обо всем. Кофейни были новым общественным пространством, которое устраняло классовые разграничения и настраивало людей на политические разговоры об устройстве страны, политике правительства и султана. Власти были озабоченны сохранением социального порядка и стабильности. Они ясно дали понять, что им неприятны публичные выступления в кофейнях. Независимо от того, кто там говорит — поэт, проповедник или художник

Такие авторы, как османский ученый 17-го века Кятиб Челеби, государственный чиновник из богатой семьи, писал о кофейнях как о местах, которые «отвлекали людей от их занятий». Более того, «люди, от князя до нищего, забавлялись тем, что резали там друг друга ножами».

Первый официальный запрет публичного распития кофе был введен в Мекке в 1511 году, когда Хаир Бег, высокопоставленный чиновник доосманского периода, застал людей, пьющих кофе за пределами мечети. Ему показалось, что все это выглядит очень сомнительно. Подробности этого запрета историками оспариваются, но известно одно — чиновник использовал религиозные доводы, чтобы запретить распитие напитка. Позже кофейные репрессии еще раз случились в Мекке, несколько раз в Каире, Стамбуле и других областях империи.

Первые запреты были продиктованы политикой, вероучением, а часто и тем и другим вместе. Но они были единичными и непродолжительными. Например, запрет в 1511 году в Мекке был снят через нескольких месяцев, когда султан попросил Хаир Бега с одной стороны продолжать разгонять подозрительные собрания, а с другой уже частично позволить народу пить кофе.

Картина «Персидское кафе» Эдвин Лорд Уикс (1849-1903)

Как свидетельствуют исторические источники, османы нерегулярно вводили свои запреты. Кофе был очень популярен и выгоден. К концу 16-го века при Османском дворе была собственная кофеварка, множество кофеен, раскиданных по всему Стамбулу, власти официально признали кофейни как законные предприятия.

У Мурада IV были весомые основания не любить кофейни. В детстве он был свидетелем того, как его брат Осман II был лишен власти и изуверски убит янычарами, военным сословием, которое становилось все более самостоятельным и недовольным. Год спустя янычары убили его дядю. После этого они посадили на трон мальчика — Мурада IV. Ему было всего 11 лет. Он всегда жил в ужасе перед янычарскими мятежами и пережил несколько из них в начале своего правления. Во время одного из бунтов янычары вешали людей рядом с ним. Одним из них был его близкий друг Муса.

Разные виды костюмов янычар в Османской империи

Это сделало Мурада IV очень сильным. Султан с трудом вернул власть в свои руки. Это заставило его стать тем, кого история запомнит как Мурада IV Кровавого. Он знал, что ушедшие в отставку вояки часто собираются в кофейнях и ведут там разговоры. Некоторые заведения специально на своих вывесках размещали знак, что здесь собираются янычары. В Османской империи росло реакционное религиозное течение, выступавшее против суфиев и связанных с ними светских нововведений, включая кофейни. Это было на руку султану.

Он ввел смертную казнь за распитие кофе в общественных местах, курение табака и опиума. Жестокость наказания была продиктована не общественной потребностью, а свойствами характера самого султана. Мурад IV никогда не запрещал продажу кофе оптом. Ему не нравились кофейни. Запрет касался только столицы — места, где бунт янычар был наиболее вероятен. Сам Мурад IV любил пить кофе с ликером.
Его преемники в том или ином виде продолжили взятый султаном курс. К 1650-м годам, более чем через десятилетие после смерти Мурада IV, Челеби писал, что стамбульские заведения были все еще «столь же пустынными, как сердце невежественных».

Предлагаем ознакомиться:  Желчегонные продукты питания при застое желчи: перечень полезных продуктов, механизм действия и правила употребления, показания и противопоказания к приему

Кофейня Стамбула. Фото 1905 года

К концу XVIII века возникли другие публичные места для встреч, и несогласные перекочевали туда. Закрытие кофеен больше было неэффективно в противостоянии несогласным. Запреты прекратились, но правители по старой памяти все еще посылали в них шпионов, чтобы подслушать антиправительственные разговоры.

Борьба с напитком свободомыслия

Постепенно кофейни стали местом сбора самых разнообразных людей, а не только избранных. В результате эти заведения стали представлять опасность для Османской империи, ведь в них посетители озвучивали не всегда безобидные идеи и мысли. Например, янычары, солдаты османских войск, планировали заговоры против султана, купцы обсуждали слухи о войне, а простые подданные великого государства жаловались на социальное неравенство.

В XVII веке борьбу с кофейнями начал Мурад IV. Султан издал приказ, запрещающий употребление «дьявольского напитка». За неповиновение наименьшим наказанием для османов было отрубание головы. Однако далеко не все испугались султанского приказа. Смелые люди продолжали употреблять кофе.

Жестокость не остановила распространение напитка свободомыслия. Не раз вспыхивали восстания недовольных. В 1908 году началась Младотурецкая революция, целью которой являлось свержения султана. Начался распад великой империи, остановить который было уже невозможно.

Законы мурада iv: смертная казнь за чашку кофе

Самым одиозным, жестоким и на современный взгляд неадекватным правителем, запрещавшим кофе, был султан Османской империи Мурад IV. Однажды мы уже писали о его брате и преемнике, Ибрагиме Безумном, который был психопатом, сексуальным маньяком и попутно самым могущественным в мире идиотом. В общем, семья была та еще и Мурад вел себя сумасбродно и жестоко вполне в традициях своей династии.

Он был вспыльчив и развратен, но подданным спуску не давал. Он ужесточил продажу алкоголя, фактически запретив его, а также ввел жестокие кары за курение табака. Но больше всего он почему-то ненавидел именно кофе. По его указу кофейни были разгромлены, а за его употребление вводились суровые наказания.

история кофе запрет на кофе отвратительные мужики disgusting menпереодевался в простого горожанина и без охраны ходил по разным заведениям Стамбула, чтобы послушать, что о нем говорят граждане. Зайдя в таверну, где все пьют, нарушая заветы веры, он обнаружил, что люди там поют и веселятся. «Нехорошо, конечно, но не опасно», — рассудил Мурад. Зато в кофейне только и было разговоров, как о политике и нечестном правлении султана.

Услужливые придворные объяснили Мураду, что народ его, конечно же, любит, просто кофе вселяет в них бунтарские настроения. Ненависть султана была так сильна, что он запретил даже турки и кофемолки — их начали массово и за бесценок продавать европейцам, вызвав, тем самым, моду на кофе уже в Европе.

Кофе вызывает импотенцию(по мнению английских женщин xvii века)

В Европе кофе начали пить с наступлением эпохи географических открытий. И восприняли его соответственно: как диковинную и чрезвычайно модную новинку. Иными словами, часть людей его обожала, а часть считала сатанинским пойлом. Бытовало мнение, что евреи и мусульмане в сговоре подсаживают европейцев на кофе, чтобы навести проклятье и уничтожить христианскую мораль. Конспирологи, как видите, не меняются.

Особенно забавно вышло в Британии. Пока часть дворян защищала кофе как источник бодрости и вдохновения, его противники придумали подлый, но остроумный прием. Они создали петицию женщин, которые выступали против напитка и молили власти и лично короля запретить отраву как можно скорее.

Предлагаем ознакомиться:  Нарушения ритма сердца – отвечаем на Ваши вопросы

Возвращаясь к истории Мурада IV, стоит сказать, что политические противники у напитка возникли не просто так. Люди действительно встречались за чашкой кофе и трубкой табака для того, чтобы обсудить политику и слухи. С того самого момента, когда голландцы сделали кофейни популярными, кофе и крамольные беседы были неразрывны.

В итоге в 1676 английский король Карл II запретил кофейни как рассадник аморального поведения (впрочем, быстро передумал). Как и Мурад, сам он при этом был далеко не безгрешен и даже получил прозвище «Веселый король» — за бесчисленные сексуальные похождения. Интересно, пил ли он кофе, или же боялся за свою потенцию?

Появление кофе в османской империи

Кофе в Османской империи появился в тот период, когда государством правил султан Сулейман Великий. Зерна для приготовления чудодейственного бодрящего напитка привез человек, который был послан управлять Йеменом. Кофе в Османской империи мгновенно завоевал популярность.

Появление нового напитка отражено в сериале «Великолепный век». В одном из эпизодов Хюррем Султан – жена Сулеймана – пробует кофе. Сперва горький вкус вызывает у нее отвращение. Но при откусывании рахат-лукума Хюррем Султан понимает, что вкус кофе при таком сочетании становится очень даже неплохим. Кстати, именно с рахат-лукумом сегодня в Турции подают напиток, т. е. такая традиция употребления кофе сохранилась.

Прусский император — за пиво, против кофе

«Омерзительно признавать увеличение количества кофе, потребляемого моими подданными. Мой народ должен пить пиво. Многие баталии были проведены и выиграны солдатами, вскормленными пивом, но Король не чает, что можно рассчитывать на солдат-любителей кофе, когда надобно выдержать испытания и поразить неприятеля».

— Так о кофе отзывался король Пруссии Фридрих II, он же Великий. В 1777 году он запретил употребление напитка и даже организовал специальную службу, «Кофейный сыск», который занимался поиском и наказанием нарушителей. Особую ставку сделали на «сознательных граждан», которым предписывалось доносить на тех, кто продолжает пить кофе.

Сам Фридрих, что характерно, кофе пил. Не особо жаловал, но иногда принимал для бодрости. По многочисленным слухам, особенно перед тем, как заняться сексом с кем-то из своих гвардейцев.

Сомнения в духовности напитка

У глубоко верующих людей возникли сомнения в духовности кофе. Разрешено ли в священном Коране употребление такого напитка? Конкретно против кофе нигде и ничего написано не было. Популярность напитка все росла и росла. В 1554 году в Константинополе появились первые кофейни. В те далекие годы подобные заведения считались научными кружками, и их могли посещать только избранные люди.

В кофейнях напиток готовился по особым правилам. Использовали медную кастрюльку, напоминающую сосуд. Ее характерные черты – длинная ручка, широкое дно, сужающаяся верхняя часть. Готовили кофе на жаровне с древесным углем на слабом огне. Напиток доводили до кипения, во время которого образовывалась пена. Готовый кофе подавали в филджанах.

Эфиопия: родина кофе, где он был запрещен по религиозным причинам

Самый же неожиданный запрет на употребление кофе бытовал в Эфиопии, родине этого растения. Вплоть до XIX века местная церковь порицала «дьявольское вино», считая его языческим пережитком. Местные миафизиты порицали употребление кофе с не меньшим жаром, чем мусульмане порицают употребление вина.

Забавно, что обычай пить кофе пришел сюда из Европы — императору Эфиопии Менелику II было обидно, что напиток любят и ценят по всему миру, но только не на родине. Ему стоило немалых трудов договориться с церковными лидерами, чтобы те сняли религиозный запрет на кофе. Теперь его выращивание — чуть ли не единственное, что держит страну на плаву.

Оцените статью
Про кофе
Добавить комментарий

Adblock
detector