- Выполните упражнение – карточки для индивидуальной работы по культуре речи технология дифференциации и индивидуализации…
- Как правильно пишется черное кофе или черный кофе
- Контрольное задание по предмету русский язык и культура речи. расставьте ударение в словах. составьте словосочетания со следующими паронимами… подобрать русские синонимы к иностранным словам
- Кофе (заметки географа) / стихи.ру
- Осокина людмила-1-2
- Черный кофе красная георгина больная мозоль старинная зала
Выполните упражнение – карточки для индивидуальной работы по культуре речи технология дифференциации и индивидуализации…
Выполните упражнение:
№1 Выберите одну из заключенных в скобки родовых форм.
№1 1. После обеда мы обычно пили (чёрный — чёрное) кофе1. 2, Покупатель попросил дать ему примерить (правый туфель — правую туфлю)2. 3. (Читальный зал —» читальная зала) библиотеки всегда (переполнен — переполнена) учащейся молодёжью3. 4. В (табеле — табели) отмечается выход на работу членов бригады*. 5. Крыша сарая была покрыта (толем — толью)5. в. В магазине продаётся (яблочная повидла — яблочное повидло)8. 7. Лесовоз проезжал по (широкому просеку —* широкой просеке)7. 8. Лицо женщины было покрыто (траурным вуалем — траурной вуалью)1.9. Стрелочник вовремя заметил, что в ремонте нуждается (правый рельс — правая рельса)5. 10. Кому приятно, чтобы ему наступили на (больной — больную) мозоль7?
№ 2 Выберите одну из заключенных в скобки падежных форм существительных.
1. Роль Раневской в («Вишнёвом саду» —- «Вишнёвом саде») А. П. Чехова раньше исполняли очень немолодые артистки8. 2. Основные факторы эволюции органического мира были описаны (Дарвином — Дарвиным)9. 3. В магазине был большой выбор чулок и (носок — носков)1®. 4. Лучше всего астрономы наблюдают (Марса — Марс) во время его противостояния, когда он находится на самом близком расстоянии от Земли11. 5. Фруктовый сад раскинулся на территории свыше ста (гектаров — гектар)10. 6. В реконструированном (цеху — цехе) завода установлено новейшее оборудование12. 7. Работа должна быть закончена к первому (августу — августа)13. 8. В продажу поступила первая партия ранних (помидор — помидоров)10. 9. По завещанию наследство было разделено на несколько равных (доль — долей)10. 10. Чтобы разделить дробь на дробь, нужно (числитель — числителя) первой дроби помножить на (знаменатель —• знаменателя) второй, а (знаменатель — знаменателя) первой — на (числитель — числителя) второй14.
№ 3 Выберите одну из заключенных в скобки числовых форм.
1. В романе «Мать» М. Горький создал образы революционеров, принадлежащих к (различным социальным средам — различной социальной среде)15. 2. Отклонения от литературной нормы наблюдаются в (речах — речи) школьников даже старших классов16. 3. Во время войны войска нередко попадали в (окружения — окружение), но благодаря находчивости и присутствию духа вырывались из кольца неприятельских войск17. 4. Почти (цеха — цехи) завода оснащены современным оборудованием18. 5. Нужно воспитывать у молодёжи (правильное отношение —правильные отношения) к общественному труду17. 6. Директорам школ настоятельно рекомендовали проводить регулярный обмен (опытом — опытами) воспитательной работы19. 7. Гармонист ещё шире раздвинул (меха — мехи) своей гармони18. 8. Опытные (шофера — шофёры) уверенно вели машины по горным дорогам18.
№^
Образуйте множественное число от данных существительных. Проставьте ударение.
Бухгалтер, герб, грифель, дно, инженер, шофёр, тренер, торт, катер, купол, ректор, профессор, тенор, порт, штемпель, округ, рефлектор, конденсатор, фельдшер.
@ Составьте предложение с парным соединением однородных членов и обобщающим словом при них, используя в качестве подлежащих выделенные существительные во множественном числе.
№^
Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа.
Георгин, дело, шпрота, кеды, макароны, носки, чулки, колени, свеча, грабли, вафля, простыня, гектар, апельсин, яблоко, шорты, ясли, лохмотья, шаровары, блюдце; армянин, туркмен, таджик, грузин.
Какие слова появились в русском языке недавно? Что они означают? Без чего не обойдёшься в туристском походе? Дайте письменный ответ на вопрос, используя в нём некоторые помещённые выше существительные в форме родительного падежа множественного числа,
№6 Морфологическая норма.
Найдите ошибки в образовании форм имён существительных. Запишите предложения в исправленном виде.
- Поздняя осень. Дуют холодные ветра. 2. По небу плывут лёгкие облачки. 3. Птицы уже не поют песней. 4. В этом году был большой урожай яблоков. 5. По вечерам у меня много свободного время. 6. В драме «Гроза» Островский разоблачает хозяинов жизни, таких, как Дикой и Кабаниха. 7. В начале книги Павел показан простым мальчишкой. 8. Сарай был крыт толью. 9. На окнах висела занавески из тюли.
- Обозначьте существительные 1-го (1), 2-го (2) и 3-го (3) склонения.
Повторите:
Употребление форм прилагательных
1. При полной форме прилагательного, употребленной в функции именной части составного сказуемого, как правило, не могут быть управляемые слова, а при краткой форме — могут: Он был болен ангиной’, Он способен к музыке (но нельзя сказать: «Он был больной ангиной»; «Он способный к музыке»),
2. При форме сравнительной степени (более высокие) должен быть указан предмет сравнения (более высокие, чем.*.) или добавлено усилительное слово ещё.
3. Краткую форму на -ен (а не -енен) имеют прилагательные: бессмысленный — бессмыслен, бедственный— бедствен, бездейственный — бездействен, беспочвенный — беспочвен, бесчисленный — бесчислен, величественный — величествен, воинственный — воинствен, двусмысленный — двусмыслен, злокачественный — злокачествен, искусственный — искусствен, легкомысленный — легкомыслен, многочисленный — многочислен, мужественный — мужествен, невежественный — невежествен, посредственный — посредствен, соответственный — соответствен и др. 4. Формы «более лучший», «более худший» и т. п. ‘не употребляются, поскольку второе слово само
по себе уже выражает значение сравнительной степени.
5. В литературном языке приняты такие формы сравнительной степени прилагательных: бойче, звонче, ловче, слаще, хлёстче.
6. Не употребляются в качестве однородных членов предложения полная и краткая формы прилагательного (нельзя сказать: «дом каменный и весьма прочен»). Если одно из прилагательных не имеет краткой формы, то оба прилагательных должны быть употреблены в полной форме: дом каменный и весьма прочный.
Выполните упражнение:
№ 1 Выберите одну из заключенных в скобки форм прилагательных.
1. Ученик был (способный — способен) к математике1. 2. Первый успех вдохновил молодого спортсмена, и на очередных соревнованиях он показал (более высокие — ещё более высокие) результаты2. 3. Подобный ответ (бессмыслен — бессмысленен) 3. 4. У мальчика появились и (худшие — более худшие) привычки4.5. Второй прыжок был (ловчее — ловче), чем первый5. 6. Дверь (низкая — низка) для такой высокой комнаты1. 7. Небо сегодня удивительно голубое и (полно — полное) какой-то особенной прозрачности6. 8. Шахматная партия была отложена в (лучшем — более лучшем) положении для белых4. 9. Герой рассказа — студент военного училища. Он всегда (подтянутый — подтянут), всегда (одетый — одет) по форме, (культурный — культурен) в обращении1. 10. Кто (ответствен — ответственен) за противопожарную безопасность3?
№^
Авеню, бра, безе, боа, евро, жюри, киви, коммюнике, пенальти, салями, табу, хиппи, цунами.
№^
Балерина, банщица, вокалистка, доярка, маникюрша, массажистка, машинистка, санитарка, секретарша, сиделка, солистка, студентка, телеграфистка, ткачиха, чемпионка.
№4 Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.
Адвокат, аспирант, бакалавр, врач, генерал, доктор наук, космонавт, кандидат в мастера, лаборант, научный сотрудник, повар, посол, преподаватель, прокурор, редактор, руководитель, слесарь, тракторист, учитель, шофер, шеф, юбиляр.
№^
Автор, адрес, бухгалтер, век, год, директор, джемпер, договор, инженер, инспектор, катер, клапан, кондуктор, корпус, лагерь, лифт, ордер, офицер, порт, профессор, рапорт, ректор, сектор, слесарь, снег, сорт, суп, токарь, торт, трактор, трюфель, хлеб, хор, цех, шофёр, шулер.
№^
Англичане, апельсины, баклажаны, ботинки, буряты, валенки, вафли, гектары, гусары, дяди, калмыки, комментарии, кочерги, мандарины, носки, полотенца, помидоры, сапоги, свадьбы, свечи, серьги, солдаты, сомнения, томаты, туркмены, туфли, уши, чулки, цапли, якуты, яблоки, яблони, ясли.
№^
Зубы — зубья, кондукторы — кондуктора, корни -коренья, листы — листья, мужи — мужья, проводы -провода, соболи — соболя, счёты — счета, хлебы — хлеба, цветы — цвета.
№ ^
безнравственный бессмысленный
бесчисленный величественный
воинственный естественный
искусственный легкомысленный
медленный откровенный
свойственный соответственный
существенный таинственный
тождественный явственный
№^
Найдите ошибки в образовании форм глаголов, прилагательных, местоимений. Запишите исправленные предложения.
1. Человек метается по комнате. 2. Саша помогает мне доплысть до берега. 3. Искупавшись, я сразу же вылажу на берег. 4. Судья Ляпкин-Тяпкин в служебное время ездиет на охоту. 5. Трава в поле пригинается к земле. 6. На деревьях набухли почки и дожидают своего времени. 7. Татары хочут убить Жилина. 8. Я ложу книга в портфель, он становится ещё более толще, и я с трудом закрываю его. 9. Я с таким интересом читала книгу «Голод», что мне трудно было от её оторваться. 10. Эта тема сочинения более уже, чем та, которая была в прошлый раз.
Найдите односоставное предложение и определите его тип,
Укажите спряжение глаголов из 1, 3, 4, 6-го предложений.
№^
Прочитайте отрывки из рассказа Василия Рослякова «Грустно-весело». Какие нарушения литературных норм в речи персонажа вы заметили? Для чего автор вводит их в речь героя?
1. Перед окном, за штакетником, стояли раньше две листве(н, нн)ицы. Теперь они лежали повале(н, нн)ые, рядом пни смолисто мерцали в темноте. Я спросил про листве(н, н«)ицы.
— Вот повалили с сыном, дак они целый день плакали, те-кёт смола, ну, как плачут.
2. Василь Николаевич взглянул на сына.
— У меня тоже такие волоса были, — сказал он, — в точности, густые и вьющие. Всё, ничего не осталось, война выела.
Спишите два первых предложения и подчеркните в них главные члены.
Повторите:
Употребление форм числительных
1. Собирательные числительные двое, трое, четверо (после четверо собирательные числительные обычно не используются; ср.: пять ножниц, шесть суток) употребляются:
1) с существительными, называющими лиц мужского пола и детенышей животных: двое друзей, трое прохожих (нельзя сказать: «двое девушек»), трое котят;
^существительными дети, ребята, люди, лица(в значении ‘люди’): двое ребят, трое людей, четверо незнакомых лиц;
3) с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое саней, трое суток, четверо щипцов;
4) с личными местоимениями мы, вы, они: нас трое, их было пятеро.
2. В составных числительных склоняются все слова: с тремя тысячами пятьюстами двадцатью пятью рублями.
3. При сочетании составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре (то есть 22, 23, 24 и т. п.), с существительными, употребляющимися только во множественном числе, следует форму именительного-винительного падежа такого сочетания заменять другим оборотом [например, нельзя сказать: «двадцать два (две, двое) суток»]. Поэтому говорят: Прошло двадцать два дня; Куплено двадцать три штуки ножниц и т. п., т. е. используют разные формы косвенньгх падежей (кроме винительного).
4. Числительные полтора и полтораста согласуются в косвенных падежах (кроме винительного) с существительным: в полутора стаканах, в полутораста книгах. 5. У составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, в литературном языке форма винительного падежа совпадает с формой именительного также в тех случаях, когда числительное сочетается с названием одушевленного предмета: принять двадцать три посетителя, выдвинуть сто четыре кандидата (а не: «двадцать трёх посетителей», «сто четырёх кандидатов»). В разговорной речи возможны отступления от этого правила.
6. При сочетании смешанного числа с существительным дробь управляет существительным (а не целое число): 10,2 процента.
7. Так как нельзя сказать: «оба ворота» или «обе ворота», то не может быть и сочетания «у обоих ворот». Следует сказать: у тех и других ворот или: у одних и у других ворот.
8. При сочетании числительного полтора с существительным определение ставится в форме множественного числа: полтора полных стакана.
9. В сложных словах, первая часть которых является числительным, эта часть употребляется в форме родительного надежа: трёхлетие, трёхметровый, трёхсотый. Исключение: сто и девяносто всегда сохраняют начальную форму (столетие, столетия’, девяностометровый, девяностометровому).
10. При составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительное употребляется в форме единственного числа: двадцать три юноши, тридцать четыре дома.
11. С предлогом по числительные два, три, четыре, двести, триста, четыреста употребляются в форме винительного падежа: по две книги, по триста рублей’, остальные числительные — в форме дательного падежа: по одному карандашу, по пяти рублей. Ср. в разговорной речи: по пять рублей.
^
№1 Выберите одну из заключенных в скобки форм,
1. (Трое юношей и трое девушек — три юноши и три девушки) исполняли красивый танец1. 2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами (четыреста восемьдесят — четырьмястами восьмьюдесятью) тремя книгами2.3. Первый искусственный спутник Земли просуществовал как космическое тело (92 суток — 92 дня — в течение 92 суток)3. 4. Место лесоразработок находится в (полутораста километров — полутораста километрах) от станции железной дороги4. 5. В этот день комиссия проэкзаменовала (двадцать два — двадцать двух) учащихся5. 6. До конца месяца остаётся ещё пять дней, а план уже выполнен на 96,5 (процента — процентов) 6. 7. Грузовые машины стояли у (обоих — обеих — тех и других) ворот завода7. 8. До начала экзаменов осталось полтора (учебного — учебных) месяца8. 9. Жители отметили (‘ восемъсотлетие — восьмисотлетие) со дня основания своего города9. 10. В соревнованиях приняли участие 243 (юношей и девушек — юноши и девушки)1
11. Каждому ученику дали по (пять — пяти) тетрадей11. 12. Вес посылки составил 8,3 (килограмма — килограммов)6.
№2 В приведённых ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Исправьте ошибки.
1. На занятиях не было обоих сестёр. 2. Три неразлучных друга пришли сдавать экзамены. 3. Четверо журналисток были направлены на место событий. 4. Записали программу с помощью .двоих дисков. 5. Трое дней и ночей не покидали они свой остров. 6. Двое тигрят играли на траве. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля. 8. На дорогу вышло пятеро волков. 9. В класс вошли двое. 10. Потребовалось шестеро носилок, чтобы вынести строительный мусор. 11. Окруженная крепость продержалась шесть суток. 12. Шли без отдыха трое суток.
№3 Прочитайте, напишите, употребив числительные и существительные в нужной форме.
1. К 347 прибавить 67.
2. От 964 отнять 89.
3. По сравнению с 75 (тонна) веса мяса кита, вес его мозга не более 8 кг
4. 268 девушкам из 172 стран мира были присланы приглашения.
5. Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос).
6. Монастырь находится в 163 (километр) от города.
7. На занятиях присутствовало около 69 студентов.
8. Из 880 книг своей библиотеки он дорожил лишь 278.
9. Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос).
10. Старый ворон командовал 760 воронами.
11. В редакцию пришло более 7800 писем.
12. Зал был украшен букетами из 500 роз и 500 свечами.
13. 440 из 670 моделей жюри осталось довольно.
Повторите:
Употребление местоимений
1. Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное. Нарушение этого положения ведет к искажению смысла.
2. К личным местоимениям 3-го лица (он, она* оно, они) прибавляется начальное н, если они стоят после простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.: без него, с ней и после наречных предлогов вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади и др., управляющих родительным падежом: вокруг них, сзади него.
После наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др., начальное н не прибавляется: вопреки ему, навстречу ей, внутри их.
Не прибавляется н также после предлога благодаря и предложных сочетаний не в пример, в противовес, по поводу, со стороны, в отношении, за исключением, др., состоящих из простого предлога и существительного; благодаря ему, со стороны его.
После формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального в: старше его, лучше её,
3. Собирательное существительное (крестьянство, студенчество, группа и т. п.) нельзя заменить местоимением в форме множественного числа. Например, нельзя сказать: «Студенчество разъехалось на каникулы; они хорошо отдохнут в течение лета». Чтобы не создавать неудобное сочетание «оно отдохнёт», следует слово студенчество заменить словом студенты.
4. Возвратные местоимения себя и свой относятся к лицу, производящему действие. Поэтому в предложениях: ^свой доклад местоимение себе по смыслу относится к существительному дворник, а местоимение свой — к слову ассистент.
5. Формы у ней, от ней носят разговорный или устарелый характер. Правильными являются формы у неё, от неё.
Выполните упражнение:
Выберите одну из заключенных в скобки форм.
1. Ваня остался сиротой; отец умер, когда (ему — мальчику) было девять лет1. 2. Проводник шёл впереди, а сзади (его — него) ехала нагруженная вещами повозка2. 3. Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать (их — её) в первую очередь3. 4. Хозяйка сняла со стула чемодан и отодвинула (его — стул — чемодан) в сторону1. 5. Больной попросил сестру налить (себе — ему) воды4. 6. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от (ней — неё) можно было ждать многого5. 7. По плану на этом участке будут построены многоэтажные дома, напротив (их — них) будет разбит сквер2. 8. Если ученик не исправит своё поведение, то в отношении (его — него) будут приняты более строгие меры2.
Повтори:
Употребление форм глагола
1. Некоторые формы глаголов на -ся имеют двоякое значение — страдательное и возвратное, что затрудняет иногда понимание смысла высказывания. Например, в предложениях типа Некоторые больные направляются в специализированные медицинские центры (сами направляются или их направляют?) вместо страдательной формы глагола лучше употребить другую форму (некоторых больных направляют).
2. В качестве однородных членов предложения обычно употребляются глаголы одного и того же вида.
3. Литературными считаются следующие формы повелительного наклонения глагола: высунь, выставь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь; взгляни, выйди, не кради, положи.
4. Рекомендуются следующие глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-, соответствующие глаголам совершенного вида с ударяемым о в корне: затрагивать (затронуть), осваивать, оспаривать, усваивать, успокаивать, застраивать, удваивать, удостаивать (в этих формах о чередуется с а); озабочивать, опозориватъ, обусловливать, подытоживать, узаконивать, опорочивать, приурочивать, сосредоточивать, уполномочивать (сохраняется о). 5. В парах видеть — видать, слышать — слыхать, мучить — мучатъ, лазить — лазать первые глаголы — нейтральные, вторые — разговорные.
6. В литературном языке не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и др. В необходимых случаях используются описательные выражения: могу очутиться, сумею убедить и т. п.
7. Рекомендуются формы 3-го лица единственного числа настоящего времени: полощет, плещет, машет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мяукает, сыплет, щиплет. Формы полоскает, плескает, махает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит, сыпет, щипет оцениваются как разговорные и просторечные.
Возможны параллельные формы со смысловым различием:
брызгаю ‘спрыскиваю, окропляю’ (брызгает водой, брызгает бельё) — брызжу ‘разбрасываю капли, сыплю брызгами’ (грязь брызжет, искры брызжут, брызжет слюной);
двигаю’ ‘перемещаю, толкая или таща что-нибудь’ (двигаю мебель) — движу ‘перен. побуждать, руководить’ (им движет чувство сострадания); двигается ‘приходит в движение’ (поезд двигается) — движется ‘находится в движении’ (машина медленно движется};
капает ‘падает каплями, льется по капле’ (капает лекарство в рюмку, пот со лба капает) — каплет ‘протекает’ (крыша каплет);
мечет икру, мечет гром и молнии — метает петли, метает шов.
8. В современном языке более распространены такие формы прошедшего времени бесприставочных глаголов с суффиксом -ну-, обозначающих постепенное усиление длительного состояния: сох, кис, мок, глох, хрип, чах и т. д. (а не: сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул).
Выполни упражнение:
Выберите одну из заключенных в скобки глагольных форм.1. Сюда (собираются дети — собирают детей), которые заблудились на улицах1. 2. Надо помогать молодёжи духовно расти и (проявить — проявлять) свои способности2. 3. Не (порти — порть) мебель, ставя на полированный стол горячий чайник3. 4. Выступавшие в прениях (сосредотачивали — сосредоточивали) внимание на основных положениях доклада и не касались мелких вопросов4.5. Где вы (слышали — слыхали) о последних событиях в этой стране5? 6. Если так будет продолжаться и дальше, я (очучусь — могу очутиться) в затруднительном положении6. 7. Когда вы разговариваете, не (махайте — машите) так сильно руками7. 8. Цветок без воды (сох — сохнул) в горшке8. 9. Староста класса (уполномачивается — уполномочивается) выступать от имени своих товарищей4. 10. По совету врача больной (полоскает — полощет) горло раствором соды7.
Повтори:
Строй простого предложения
1. Обороты с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, наряду с и т. п. должны непосредственно управляться глаголом, при котором они выступают в роли дополнения; в противном случае синтаксическая связь оказывается нарушенной. Так, нельзя сказать: «Помимо работы на предприятии, молодёжь учится на вечерних курсах». Это предложение можно исправить так: Молодёжь учится на вечерних курсах без отрыва от производства или: Работая на предприятии, молодёжь одновременно учится на вечерних курсах.
2. Не следует использовать сочетания типа «идёт снижение цен» — однокоренного существительного с полузнаменательным глаголом. Такие конструкции носят канцелярский характер. Лучше употреблять глагол-сказуемое: снижаются цены, растёт успеваемость.
3. Нельзя давать конец предложения в ином синтаксическом плане, чем начало. Например, вместо «Одним из вопросов, подлежащих нашему рассмотрению, — это вопрос об укреплении дисциплины.» следует сказать: Один из вопросов… — этот вопрос… или: Одним из вопросов… является вопрос…
4. Нельзя допускать в предложении смешения разнородных понятий.
5. Форма именительного падежа существительного или прилагательного при связке был обозначает устойчивый признак предмета: Он был человек практичный; Погода здесь постоянно была ветреная.
Для указания на временный признак в этих случаях употребляется форма творительного падежа: ^
6. В именной части составного сказуемого полная форма прилагательного обозначает постоянный признак, вневременное состояние: река спокойная (обычно), а краткая форма — временный признак, временное состояние: река спокойна (в данное время).
Полная форма прилагательного обозначает безотносительный признак: комната низкая (вообще), а краткая — признак по отношению к определенным условиям: комната низка (для высокой мебели). Кроме того, краткая форма прилагательного носит более отвлеченный характер, чем полная. Ср.: он смел — он смелый; она зла — она злая.
7. Существенное значение для правильного построения (и понимания) предложения имеет порядок слов в нем. Всякая перестановка слов в предложении влечет за собой или изменение смысла, или подчеркивание, выделение одного из членов. Ср.: Даже эта работа трудна для меня (имеется в виду нетрудная работа, но слабый исполнитель). — Эта работа даже трудна для меня (подчеркивается неожиданность трудности). — Эта работа трудна даже для меня (речь идет о сильном исполнителе).
Неудачный порядок слов (например, широко готовится отметить юбилей вместо готовится широко отметить юбилей) искажает смысл предложения, затрудняет его понимание. Так, вместо: «Богданов отказался вместе со всеми студентами сдавать зимнюю сессию, жалуясь на загруженность общественной работой» следовало сказать: Богданов отказался сдавать зимнюю сессию вместе со всеми студентами…’, понимание смысла фразы «Глаза его прикрывали стёкла очков» затрудняется из-за неоправданной перестановки подлежащего и прямого дополнения.
В предложении ^все члены предложения стоят на своих обычных местах (это так называемый прямой порядок слов):
1) подлежащее предшествует сказуемому (ветер срывает);
2)согласованное определение стоит перед определяемым словом (осенний ветер);
3) несогласованное определение стоит после определяемого слова (листья берёзы);
4) дополнение стоит после управляющего слова (срывает листья);
5) обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (безжалостно срывает).
В контексте для смыслового или стилистического выделения отдельных членов предложения прямой порядок слов часто нарушается. Такое изменение расположения членов предложения называется о б-ратным порядком слов (инверсией).
^:
№ 1Выберите один из заключенных в скобки вариантов.
1. Кроме спектаклей, артисты (примут участие в концертных выступлениях — дадут ряд концертов)1. 2. На предприятии (происходит рост производительности — растёт производительность) труда, благодаря применению новейших методов производства2. 3. (Одна — одной) из задач, которую нам предстоит срочно решить, является повышение успеваемости3. 4. Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашёл своё отражение в её языке, самом ярком (среди — по сравнению с языком) всех действующих лиц «Грозы»4. 5. Ломоносов в юности был (рыбак — рыбаком)5. 6. Эта река (^покойная — спокойна)^. 7. Общественность (широко готовится — готовится широко) отметить юбилей писателя7. 8. Для нашего небольшого класса эта доска слишком (широкая — широка)6.
№2 Прочитайте предложения. Найдите фразы с обратным порядком слов и объясните причину использования инверсии.
1. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. (П.) 2. Волнение души моей было тягостное. (П.) 3. Прекрасный человек Иван Иванович! (Г.) 4. По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие я куры кудахтающие. (Гонч.) 5. Судьбы свершился приговор! (Л.) 6. Досадно было, боя ждали. (Л.) 7. Вот раз уговаривает меня Печорин ехать с ним на охоту. (Л.) 8. Аркадий Павлович говорил голосом мягким и приятным. (Т.) 9. Неотразимое впечатление произвёл на всех присутствующих голос певца. (Т.) 10. Скука смертельная царила в его доме. (Т.) 11. Обеды задавал он отличные. (Т.) 12. Тут сгорел мой приятель со стыда. (Т.) 13. Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили. (С.-Щ.) 14. Я по двору погулять вышла. (Остр.) 15. Я уж и так топиться от вас хочу. (Остр.) 16. Развязка же наступила неожиданная. (Д.) 17. Да» мы дружны были очень. (Л. Т.) 18. Радостной улыбкой озарилось лицо Анны. (Л. Т.) 19. Руку мне подал на прощание. (Ч.) 20. Почти целую неделю не спала она. (Ч.)
21. Я, Илья Макарыч, до варенья очень охотница. (Ч.)
22. Как раз над двором плыла полная луна. (Ч.) 23. Всю дорогу мешала говорить тряская езда. (Ч.) 24. А хорошая сторона — Сибирь! (М. Г.) 25. Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. (Гл.) 26. Пустынны и печальны Карпаты в осенний сумрачный день. (А. Т.) 27. Бор глухим, сумрачным стал. (Сейф.) 28. Волка на пашне видели. (Сейф.) 29. Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (Нее.) 30. В лавку вошла, согнувшись в три погибели, старуха. (Фед.)
31. Женщина подошла и тоже смотрела боязливо. (Пан.)
32. Нежарко светит утреннее сентябрьское солнце. (Пан.)
33. Душа к высокому тянется. (Пан.) 34. К базе Уваров и Анна подъехали в самое жаркое время дня. (Копт.) 35. Книжками сын мой сильно интересуется. (Н. О.)
Как правильно пишется черное кофе или черный кофе
Активный участник
Группа: Пользователи Сообщений: 401 Регистрация: 14.7.2009 Из: Саранск Пользователь №: 639
Приказ Минобрнауки РФ об утверждении списка словарей, содержащих нормы современного русского языка, вступил в силу 1 сентября. Отныне пригласить на “файф-о-клок” выпить “вкусного кофе” и написать “чао” вместо “пока” – норма.
В утвержденный список вошли четыре справочника – орфографический, грамматический, фразеологический и словарь ударений.
Как сообщили РИА Новости в Минобрнауки, перечень словарей может быть расширен, если эксперты одобрят другие издания. Кроме того, подчеркнул собеседник агентства, речь не идет об изменении правил русского языка. Словари лишь фиксируют нормы “великого и могучего” – отражают то, что уже есть в языке.
Теперь не ошибка сказать “черное кофе” или поставить ударение в слове “договор” на первый слог. Также словари разрешают говорить “йОгурт” и “йогУрт”, “по срЕдам” и “по средАм”.
“Интернет” правильно писать только с большой буквы, а “Цхинвали” не иначе, как с “и” на конце. “Факсимиле” произносится с ударением на второй слог.
Наибольшие проблемы при написании часто вызывают заимствованные слова, в частности, начинающиеся на ре- и ри-. Новые справочники и здесь приходят на помощь. В них можно найти слова “риелтор” и “ремейк”, а также “офшор”, “диггер”, “факс-модем” и “файл-сервер”.
“Файф-о-клок” теперь тоже считается русским словом и вполне можно сказать “у меня не было сегодня файф-о-клока” в значении “я сегодня не полдничал”.
Между тем, в словарях не удалось найти таких популярных в последнее время слов, как “диверсифицировать” (есть только “диверсификация”) и “кошмарить”. Также новые справочники оставляют без изменения нормы произнесения слов “торты” (с ударением на первый слог), “звонит” и “красивее” (на второй).
Контрольное задание по предмету русский язык и культура речи. расставьте ударение в словах. составьте словосочетания со следующими паронимами… подобрать русские синонимы к иностранным словам
Контрольные задания
Задание 1.
1. Расставьте ударение в словах:
Апостроф, баловать, втридорога, газопровод, диспансер, жалюзи, телефон звонит, каталог, квартал, красивее, маркетинг, мизерный, недвижимость, начавший, обеспечение, облегчить, оптовый, отнятый, осведомиться, ободрить, одновременный, отчасти, партер, премирование, прожили, столяр, асимметрия, создали, табу, тотчас, углубить, умерший, упрочение, факсимиле, форзац, христианин, эксперт, эссе
2. Составьте словосочетания со следующими паронимами:
Удачный – удачливый –
Абонент – абонемент –
Экономный – экономичный –
Тактический – тактичный –
Надеть – одеть –
Бережливый – бережный –
Невежественный – невежливый –
Искусственный – искусный –
Нестерпимый – нетерпимый-
Представить – предоставить –
Основать – обосновать –
3. Подобрать русские синонимы к иностранным словам:
Амбиция – эмбарго –
Вердикт – мемуары –
Фиаско – аргумент –
Депозит- афоризм –
Интеллект – легитимный –
Приоритет – реставрировать –
Альянс – конфиденциально –
4. Определить стилистическую принадлежность текстов ( публицистический, научно – популярный, разговорный, деловой, стиль художественной литературы):
1/ Как ни странно, но сегодня человек знает больше о далеком космосе, чем о земных глубинах. Как Земля выглядит на глубине десятков километров? Какие скрывает секреты? Ответы на эти вопросы очень важны. Они помогут открыть новые богатства недр, дадут ключ к прогнозированию землетрясений, наконец, подтвердят или, напротив, отвергнут существующие гипотезы о происхождении нашей планеты.
Ответ
2/ Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами.
Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. Не стоит здесь повторять, что известно об ораторском искусстве. Скажу лишь одно, самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным…
( Д.Лихачев)
Ответ
3/ Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях в траве видны алмазы… Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце. Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка.
( Л.Толстой)
Ответ
4/ А бегают таки черные кошки между Нижним Новгородом и Леонтьевским переулком! Я думаю, тебе жаловался Виктор на мои преступления. Совершил я их, сознаюсь, немало, но все-таки, кажется, главное из них то, что я, как мерин, которому кажут лукошко с овсом, – не очень-то иду на приманку. Ведь я знаю, что под лукошком узда, знаю также по опыту, что как наденут узду, так и уберут лукошко…
Ответ
5/ Статья № 1
1. Российская Федерация – Россия есть демократическое Федеративное
правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования « Российская Федерация» и « Россия» равнозначны.
Ответ
5.Подчеркните слова, принадлежащие письменной деловой речи.
Тождественный, подлежит изъятию, чуть-чуть, домовладелец, тетрадь, истец, мешанина, инвентаризация, местожительство, жульничать, текущий период, нынешний, безотлагательно, уведомление, в самом деле, нижеизложенный, немножко, мало-помалу..
6.Дописать языковые формулы ( клише), используемые в языке служебных документов, чтобы получились предложения.
В связи с началом…
Согласно вашему распоряжению…
В порядке оказания помощи …
В подтверждение нашей договоренности…
7.Подчеркнуть правильный вариант из двух, указанных в скобках:
После обеда мы обычно пили ( черный, черное) кофе. В магазине был большой выбор ( чулок – чулков и носок – носков). Фруктовый сад раскинулся на территории свыше ста (гектаров – гектар). Работа должна быть закончена к первому ( августу – августа). Подобный ответ (бессмыслен – бессмысленен).
(Прошло – прошли) два месяца. Полчаса, проведенные в обществе такого интересного рассказчика, ( прошло – прошли) незаметно. «Война и мир» ( написана – написано – написаны) Л.Н.Толстым. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса ( показали – показало) на экзаменах глубокие знания. Лето мы проведем в Рязанской или Тульской ( области – областях).
8.Вставить пропущенные буквы. Раскрыть скобки.
Сокращать сроки пр….бывания, жить на пер….ферии, инц….дент, беспр….цедентный случай, к.…рпорация, соч.…тание, к….рдинальное решение, возр….жать, .…рбитраж, предпол….гать что-либо, м.…рия, д.…летант, суб.…ективные причины, с.…кономить деньги, неот.…емлемое право, диску ( с, сс ) )ия, ко( м, мм ) ентарий, ра ( с ,сс) читать, ра (с,сс) чет, судить беспр.…страстно, непр.…ложная истина, пр.…высить полномочия, пред.…стория войны, удосто …н награды, исписать ( пол ) листа, прошло
( пол ) часа, ( ниже) перечисленные условия, специалисты и
( не) специалисты, ( по) прежнему, (как) будто, вряд ( ли), в случа… затруднений, по приезд.… в город, по возвращени.… на родину, по предъявлени… паспорта, сказать в заключени.… разговора, вернуться ( в) последстви…., во что бы то н. .. стало.
9.Вставить пропущенные знаки препинания (где нужно).
В итоге все вышло как нельзя лучше. Об одних удается рассказать больше о других меньше третьих придется лишь назвать. Весна по словам Аксакова лучшее время года. А.С.Пушкин великий русский поэт родился в Москве. Будем действовать смотря по обстоятельствам. Книга будет издана точнее переиздана в этом году. Принципиально раскрыть все аспекты этой как и любой другой темы невозможно за столь короткое время. Ломоносов и в науке гениален как поэт. Следует дополнить скорее уточнить приведенные в статье данные. В то время как рос и украшался Петербург по-своему изменялась и Москва. А.В. Суворов говорил Доброе имя должно быть у каждого человека.
10.Записать имена числительные словами. Раскрыть скобки.
К 1596 прибавить 645, из суммы вычесть 1315, а разность сложить с 2874. На столе лежит книга с 523 страницами. Расстояние до города свыше 700 километров. Прибыл океанский лайнер с 1485 пассажирами. Вес тела достигает 192 килограммов.
( Три, трое, ( сутки) бушевал циклон. В ( оба, обе, ( деревни, было много садов. К ( оба, обе) (села) вела асфальтированная дорога. Туристическая база находилась в ( полтораста) ( километры) от моря.
Задание 2
Подготовка публичного выступления.
Вам предстоит выступить на конференции, посвященной
образованию и профессиональной подготовке современного делового человека.
Темы вашего сообщения ( возьмите одну по вашему выбору):
1. Языковая подготовка современного делового человека.
2. Культура речи делового человека в современном обществе.
1.Охарактеризуйте материал, который вы будете использовать при подготовке к выступлению:
а) назовите специальную литературу, откуда вы почерпнете сведения о языке, его природе, функциях, структуре, значении для личности и общества (или:охарактеризовать , какой должна быть речь культурного человека, привести примеры речевого идеала, роль иностранных слов в лексиконе делового человека).
б) укажите, какой еще материал будет использован: описание жизненных ситуаций, фрагменты выступлений видных ученых и политиков, отрывки из научных, публицистических, художественных текстов, СМИ ).
2.Составьте тезисный план выступления.
3.Напишите полный текст одной из частей выступления ( по вашему выбору) в соответствии с пунктом плана.
Примечание.
Можно взять одну из дополнительных тем ( вместо вышеуказанных) по вашему выбору:
1.Новости культурной жизни города.
2.Человек, который меня поразил ( изменил мою жизнь).
3.Быть руководителем – это значит…
4.Семья или карьера?
5.Не будьте равнодушными.
6.Один день в истории нашего народа, который мне хотелось бы пережить.
- Выразительные средства в публичной речи
- Контрольная работа по риторике
- Информационно-справочные документы. Назначение и варианты исполнения докладных записок
- Контрольная работа по дисциплине Русский язык и культура речи ( Сибирская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации)
- Ирония в журналистском тексте
Кофе (заметки географа) / стихи.ру
Сказочник, рассказал мне весьма поучительную и философскую историю, с глубоким смыслом. Невольно мне вспомнились мой годы в НИИ, когда я еще был молодым специалистом.
У нас в отделе был классный шеф, толковый, домовитый мужик. После обеда, мы обычно пили кофе. Это был целый ритуал.
Скидывались целым отделом на покупку настоящих зерен кофе-арабика. А их еще стоило найти. Покупали одну пачку. Это было праздником.
Была специально разработанная шефом и им же сварганенная кофе-мельница. Она состояла из металлической колбы с ручным коловратом. Перемалывать кофе доверялось только самым отличившимся на технарском направлении отдела сотрудникам. Это было типа маленькой награды. Все этим очень гордились. Быть причастным к созданию чуда.
У шефа, была самодельная, выточенная где-то на заводе под спец заказ, кофеварка, разработанная кстати по его макетам. Она представляла собой металлический термос. С двумя секциями. В нижний заливали воду, в верхний со специальными 3 уровневыми фильтрами клали черный кофе, зерна. У верхней секции был носик. Эту конструкцию ставили на плитку. Когда кофе был готов, через носик в стакан шел готовый и ароматный напиток. Весь процесс готовки кофе мог делать только шеф и наш главспец. Все с замиранием сердца следили за столь любопытным процессом. Причем он ни разу нам не приедался. Это было поистине феерическое действие.
Аромат был восхитительным. Шеф одаривал этим кофе только избранных. Об этом кофе говорили во многих НИИ и даже знали в министерстве.
Когда шеф разливал из своей большой шефской кружки, всем в наши неказистые чашки кофе, все с восхищение следили за этим действом.
Потом все ждали когда шеф первым сделает глоток, и уже позже приступали к кофе питию. Восхищаясь каждым глотком, ароматом, вкусом и послевкусием. Пили без сахара.
После все делились своими впечатлениями, обсуждали вкусовые свойства. Иногда кофе оказывался выше всех похвал, иногда зерна были левыми. Мне молодому специалисту было очень интересно наблюдать за игрой ума, тонких с юмором высказываний на счет различных сортов кофе и кофейных зерен. Методов их жарки и разных производителей.
Так и в жизни. Начинка, важнее обертки. Просто нужно уметь создавать маленькое счастье подручными средствами
Осокина людмила-1-2
Павел ЧУВИЛЯЕВ о «Кофейной девушке»:
Ряд френдов сделал мне замечание. Мол, всё-то ты
ругаешься; привёл бы позитивный пример происходящего в современной культуре. На
самом деле, примеров много. Но сегодня хочу сказать об авторе, которого знаю
лично. Это мой френд на ФБ. С её «Кофейной девушкой». Текст шероховатый; музыка
так себе. А в результате ГЕНИАЛЬНО. Завидую чернейшей завистью, поскольку сам
так не могу. Вот современная русская городская культура! Это останется. Русские
будут это петь, пока существует кофе».
…………………..
Ну корявый, корявый же стих «Кофейная девушка». А
берешь другого автора: метафоры, рифмы, слова чеканные — всё есть, а люди носы
воротят — не цепляет.
Тогда автор на читателей обижается, говорит, что они
— плебс, не понимают высокого искусства, и непризнанный, да, да, опять
непризнанный гений, будет писать для себя и немногочисленных ценителей. Ради
Бога! Если с меня за это не берут налоги, пусть пишет на здоровье! В СССР брали,
что за безобразие!
В РФ пока не берут. Но деятели культуры постепенно
намекают государству, чтобы оно взяло их на содержание.
А теперь серьезно..
Повторяю: «Кофейная девушка» Людмилы Осокиной
гениальна. И не потому, что ее поют люди, они и «Мурку» поют. В этом тексте
странным и мистическим образом затронут городской архетип.
Советская культура — крестьянская, как и
наследовавшая ей культура РФ. А русские давно переселились в города, и
крестьянский фольклор им неинтересен.
К сожалению, произведения многих авторов сегодня
напоминают репортаж с колхозных собраний «Россия, Россия, Россия, Бог, Бог, Бог»
а мне слышится: «план, план, план, удой, привес, надой, «центнера с гектара». Да
неинтересно это всё русскому горожанину, коего 65% населения. Наверное, 15%
крестьян интересно. Только крестьян в России и в мире всё меньше. А вскоре они и
вовсе исчезнут.
А русскому горожанину интересна «Кофейная девушка».
Хотя бы потому, что под нее можно с той самой девушкой познакомиться,
потанцевать, прижаться. Как, где? В кафе, разумеется.
Людмила, дорогая! Ловите архетип! Вы один раз его
поймали. Я пытался, но не смог. Ищите его, Людмила! Блок нашел: «Ночь, улица,
фонарь, аптека…». Верю, у Вас получится!
Это я еще раз «Кофейную девушку» прослушал. С
наслаждением!
coffee-about.ru/mail/vlodca/video/102/103.html
Источник: http://ludmila-osokina.livejournal.com/335126.html
Черный кофе красная георгина больная мозоль старинная зала
1-й вариант: (1, 2) черное кофе — черный кофе; (3, 4) красная георгина — красный георгин; (5, 6) больная мозоль — больной мозоль; (7, 8) густая тушь — густой тушь.
2-й вариант: (9, 10) великолепный зал — великолепная зала; (11, 12) травяная шампунь — травяной шампунь; (13, 14) холеная бакенбарда — холеный бакенбард; (15, 16) правая туфля — правый туфель.
3-й вариант: (18, 19) розовый фламинго — розовое фламинго; (20, 21) вкусный киви — вкусное киви; (22, 23) крепкий виски — крепкое виски; (24, 25) белая лебедь — белый лебедь.
4-й вариант: (26, 27) маринованная иваси — маринованный иваси; (28, 29) зеленый Сочи — зеленые Сочи; (30, 31) мой протеже — моя протеже; (32, 33) программу вела талантливый журналист — программу вела талантливая журналист.
5-й вариант: (34, 35) в комнату вошла молодая хирург Иванова — в комнату вошла молодой хирург Иванова; (36, 37) военный атташе – военное атташе» (38, 39) таинственный инкогнито – таинственная инкогнито; (40, 41) азиатский зебу – азиатская зебу.
6-й вариант: (42,43) забавный пони – забавная пони; (44, 45) маленькая колибри – маленький колибри; (46, 47) целебное алоэ — целебный алоэ; (48, 49) вкусный сулугуни – вкусное сулугуни.
7-й вариант: (50, 51) мой визави оказался интересным собеседником – моя визави оказалась интересной собеседницей; (52, 53) МГУ праздновал свой юбилей – МГУ праздновала свой юбилей; (54, 55) огромное Чикаго – огромный Чикаго; (56, 57) ловкий шимпанзе – ловкая шимпанзе.
8-й вариант: (58, 59) таинственный инкогнито – таинственная инкогнито; (60, 61) жюри постановил – жюри постановило; (62, 63) серый кенгуру – серая кенгуру; (64, 65) широкое авеню – широкая авеню.
9-й вариант: (66, 67) мой протеже — моя протеже; (68, 69) холеная бакенбарда — холеный бакенбард; (70, 71) белая лебедь — белый лебедь. (72, 73) черное кофе — черный кофе.
10-й вариант: (74, 75) целебное алоэ — целебный алоэ; (76,77) огромное Колорадо – огромный Колорадо; (78, 79) решающий пенальти — решающее пенальти; (80, 81) крепкий бренди — крепкое бренди.
Задание 6
Составить десять предложений, включив в них слова, допускающие два ударения (например: творог – творог_.
Задание 7
Найдите ошибки, возникшие вследствие употребления стилистически окрашенных слов в чуждых контекстах. Замените их словами, соответствующими контексту. Запишите правильный вариант предложения.
1-й вариант: Для уничтожения сорных трав применялись ядохимикаты, но проку не было.
2-й вариант: Вследствие нарушения сроков поставок грузов на станции возникла неразбериха с транспортом.
3-й вариант: В текущем году заготовлена уйма картофеля.
4-й вариант: Тракторист позвал на подмогу соратников, чтобы закончить вспашку поля.
5-й вариант: Некоторые делегаты тихонечко покинули зал заседаний.
6-й вариант: На учредительной конференции обсуждался спорный вопрос, и поэтому возникла перепалка.
7-й вариант: Ученики жертвовали деньги на свои завтраки в школьной столовой.
8-й вариант: Результаты испытаний могут составлять взаимный интерес для обеих фирм.
9-й вариант: На собрании было высказано предложение об увеличении заработной платы.
10-й вариант:В коллективе возникло нестерпимое положение.
Задание 8
Исправьте ошибки в предложениях, отредактируйте стиль:
1-й вариант: В магазин завезли импортные моющие обои.
2-й вариант: Врачиха выписала мне лекарство.
3-й вариант: В Индии живут индейки, а в Корее – корейки.
4-й вариант: Я познакомился с ужасно красивой девушкой.
5-й вариант: Библиотеку переселили в более худшее помещение.
6-й вариант: В институт я не пошла, так как была заболевши.
7-й вариант: Речь этого депутата произвела негативный эффект на аудиторию.
8-й вариант: На концерте мы видели всех знаменитых артистов, ихние наряды были потрясные.
9-й вариант: Я предъявил оплоченный чек.
10-й вариант: Мальчик добился пересиления чувства страха.
Задание 9
Составить связный текст (0,5 страницы) на тему «Как я оцениваю собственную культуру речи».
Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
1. Введенская Л.А. и другие. Русский язык и культура речи. –Ростов-на-Дону, 2001.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону,1999.
3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.
4. Гойхман О.Я. Основы речевой коммуникации. – М., 1997.
5. Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М., 1999.
6. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М., 1996.
7. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. – М., 2000.
Словари и справочники:
1. Абрамов Н.А. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. (Любое издание).
2. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М., 1994.
3. Большой орфографический словарь русского языка. Под ред. С.Г.Бархударова и др. – М., 1999.
4. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1999.
5. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. – М., 1977.
6. Лексические трудности русского языка. М., 1994.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка (любое издание).
8. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/ Под ред. Р.И.Аванесова. М., 1987.
9. Полный справочник по орфографии и пунктуации / Под ред. О.А.Соболевой. – М., 1999.
10. Розенталь Д.Э. Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 1999.
11. Розенталь Д.Э., Справочник по правописанию и литературной правке/ Под ред. И.Б.Голуб. – М.:Айрис-пресс, 2004. – 368 с.
12. Словарь антонимов русского языка. – М., 1984.
13. Словарь иностранных слов. — М.. 1988.
14. Словарь новых слов русского языка. Под ред. Н.З.Котеловой. — СПб, 1995.
15. Словарь омонимов русского языка. — М., 1974.
16. Словарь сочетаемости слов русского языка. – М., 1983.
17. Современный словарь иностранных слов. – М., 2000.
18. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения. — СПБ., 1998.
Дополнительная литература
1. Авджан Ф.В. Нормы согласования сказуемого с количественно-именными подлежащим в современном литературном русском языке. – Майкоп, 1994.
2.Авджан Ф.В. Употребление Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях и существительных. – Новороссийск, 2000.
3. Авджан Ф.В., Мартыненко Л.В. Культура речи как компонент профессиональной подготовки учителя. – Новороссийск, 2001.
4. Авджан Ф.В., Мартыненко Л.В. Основы мастерства публичного выступления. – Новороссийск, 2001.
5. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2003.
6. Сиротинина О.Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об эталоне. – М., 2000.
7. Скворцов Л.И. Экономия слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М., 1996.