Практика огэ 2020. задание 5 – орфографический анализ.
Чек лист Навигатор ОГЭ 2021
Вариант 1. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИЕХАТЬ – приставка ПРИ пишется в значении «неполнота действия»
2) Девушка ЮНА – в кратком прилагательном пишется столько Н, сколько в полном прилагательном, от которого оно образовано
3) ГОРИЗОНТ – написание гласной в корне определяется подбором однокоренного слова.
4) Много ТУЧ – в форме множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего Ь не пишется
5) ЧЕРЕСЧУР – написание согласной на конце приставки зависит от лексического значения.
24
Вариант 2. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ГЛИНЯНЫЙ – в прилагательных, пишется Н, если они образованы от бесприставочных глаголов.
2) ВИШЕНКА – суффикс ЕНК всегда пишется в существительных I склонения.
3) ВСКРИКНУЛ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С
4) НЕВТЕРПЁЖ – не пишется Ь после шипящего в наречии, поскольку слово является исключением из правил.
5) НЕСКОЛЬКО (конфет) – НЕ с числительными пишется слитно
34
Вариант 3. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ТУШЁНКА – в отглагольных существительных после шипящих пишется Ё.
2) ПРОСМОТРЕЛ – написание приставки зависит от значения.
3) НЕМЕЦКИЙ – в прилагательных, образованных от существительных с основой на Ц пишется суффикс К.
4) УРАВНЕНИЕ – написание чередующейся гласной корня зависит от ударения.
5) ИЗРАНЕННЫЙ (солдат) – в отглагольных прилагательных и причастиях пишется НН, если есть приставка.
135
Вариант 4. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) СЛЕВА – на конце наречия всегда пишется суффикс А
2) ЗАРЯ – написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения
3) НОЧЬ – Ь пишется после шипящей у существительных 2 склонения
4) ПОДЛИННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН
5) ДИРИЖЁР – в отглагольных существительных после шипящей пишется Ё
24
Вариант 5. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) БЕСЦВЕТНЫЙ – на конце приставки перед глухой согласной пишется С
2) ОБМАКНУТЬ – написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения
3) В ТЕЧЕНИЕ (дня) – на конце пишется Е, поскольку это производный предлог, а не существительное с предлогом.
4) ПОКОСИЛ (траву) – написание чередующейся гласной в корне зависит последующего суффикса А.
5) Он СТЕЛЕТ – в личном окончании глаголов II спряжения пишется Е.
13
Вариант 6. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЗАМОЧЕК – суффикс ЕК пишется в существительных, если его можно проверить ударением.
2) ПОДЬЯЧИЙ – разделительный Ь пишется в корне слова (не после приставки) перед буквами Е/Ё/Ю/Я.
3) ПОЛ-ЛИМОНА – существительное с первой частью ПОЛ пишется через дефис, если начинается на Л.
4) ПРЕМУДРЫЙ – приставка ПРЕ пишется, если обозначает высокую степень качества.
5) ВЕТРЕНЫЙ (день) – в отглагольном прилагательном пишется Н, если оно не имеет зависимых слов.
234
Вариант 7. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1) ПОДЪЕЗД – разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный звук перед йотированными гласными.
2) ЗАГОРАТЬ – написание чередующейся гласной в корне зависит от следующего за корнем суффикса А.
3) ЦЫПЛЕНОК – в корне после Ц пишется Ы, так как слово является исключением из правил.
4) ДЕРЕВЯННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса ЯН, пишется НН
5) ВО-ПЕРВЫХ – существительное пишется через дефис, поскольку оно является сложным.
13
Вариант 8. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) БЕЗБРЕЖНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
2) ПРЕВРАТИТЬ – написание гласной в приставке зависит от ее значения
3) ПЛОВЕЦ – написание безударной гласной определяется подбором однокоренного слова.
4) (сделал) ПО-НОВОМУ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ОМУ.
5) ПОКРАШЕННАЯ (лавка) – в полных прилагательных с суффиксом ЕНН всегда пишется НН.
124
Вариант 9. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) НАКЛОНИЛСЯ – написание чередующейся гласной зависит от ударения
2) Задача РЕШЕНА – в кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в полных, от которых они образованы.
3) ЗАСЕЯННОЕ ПОЛЕ – написание гласной перед НН проверяется инфинитивом.
4) ПРЕДЫСТОРИЯ – после заимствованных приставок пишется Ы.
5) ВРАЧОМ – в суффиксах существительных после шипящей под ударением пишется О
13
Вариант 10. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) НЕ СМОТРЯ (под ноги) – НЕ с деепричастиями, употребляющимися без НЕ, пишется раздельно
2) ОБМАКНУЛ (перо в чернильницу) – правописание гласной в корне зависит от ударения.
3) ШОРОХ – после шипящей пишется о, поскольку можно подобрать проверочное слово
4) ДВУХЪЯРУСНЫЙ – разделительный Ъ пишется в сложном слове после начальных частей двух/трех/четырех перед йотированными гласными.
5) ГОНЯТ (они) – в окончании глагола II спряжения в форме 3 лица множественного числа пишется Я.
145
Вариант 11. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРЕГРАДА – выбор приставки определяется её значением, близким к значению слова очень.
2) ВИДЯЩИЙ (перспективу) – правописание гласной в суффиксе действительного причастия настоящего времени определяется принадлежностью к спряжению глагола, от основы которого это причастие образовано.
3) КАНАТОХОДЕЦ – в сложном слове после мягкого согласного пишется соединительная гласная О.
4) ПРИМИРЯТЬ (друзей) – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный звук находится в ударном слоге.
5) РОЩ – в форме родительного падежа множественного числа существительного 1-го склонения мягкость шипящего обозначается на письме буквой Ь.
24
Вариант 12. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ОТДАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква Т.
2) ПРИМЕРЯТЬ (платье) – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемый гласный находится в ударном слоге.
3) ПОДДЕРЖАННЫЙ (друзьями) – в имени прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, пишется НН.
4) МОРЕХОДНЫЙ – в сложном слове после мягкого согласного пишется соединительная гласная Е.
5) НЕВЗРАЧНЫЙ – НЕ пишется слитно с именем прилагательным, которое не употребляется без НЕ.
245
Вариант 13. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИТОРМОЗИТЬ – написание приставки определяется её значением – присоединение.
2) ЛЬНЯНОЙ – в суффиксе прилагательного, образованном от существительного с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.
3) В АКВАРИУМЕ – в форме дательного падежа единственного числа имени существительного 2-го склонения пишется окончание -Е.
4) НЕ С КЕМ – НЕ с притяжательными местоимениями пишется раздельно.
5) БЕСШУМНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С.
25
Вариант 14. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАСХОДНЫЙ (материал) – на конце приставки перед буквой, обозначающий глухой согласный звук, пишется буква С.
2) НОЧНОЙ – в сочетании ЧН буква Ь не пишется.
3) СКАКАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.
4) РАЗВЕЯННЫЙ – написание гласной Я перед НН зависит от принадлежности к спряжению глагола.
5) НЕДОРОГОЕ (изделие) – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что его можно заменить синонимом без НЕ.
125
Вариант 15. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) БЛЕСТИТ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.
2) В ТЕЧЕНИЕ (суток) – на конце производного предлога пишется буква Е.
3) (тема) УСВОЕНА – в суффиксе краткого страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.
4) ПРИДУМАТЬ – написание приставки определяется её значением – расположение вблизи.
5) СБЕРЕЧЬ – на конце глагола в повелительном наклонении после шипящих пишется буква Ь.
23
Вариант 16. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) (знания) УСВОЕНЫ – в суффиксе краткого страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.
2) ГОРЯЧО (благодарить) – в окончании наречий после шипящих под ударением пишется буква О.
3) УКРОЩАТЬ (животных) – в корне слова пишется непроверяемая гласная.
4) НЕНАСТНЫЙ – непроизносимый согласный в корне слова проверяется словом ненастье, в котором он слышится отчётливо.
5) БЕЗЫМЯННЫЙ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
145
Вариант 17. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПО-ПРЕЖНЕМУ (тепло) – написание наречия через дефис определяется наличием приставки ПО- и суффикса -ЕМУ.
2) ПОТЕРЯТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
3) НЕ ГОТОВ – частица НЕ с глаголом пишется раздельно.
4) БЕЗВИННЫЙ – в имени прилагательном, образованном от имени существительного с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется НН.
5) ПРИОСТАНОВИТЬ (работу) – написание приставки определяется её значением – расположение вблизи.
14
Вариант 18. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ИСПЕЧЬ – на конце неопределённой формы глагола после шипящих пишется буква Ь.
2) ЧЬИ-ТО (следы) – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.
3) ИЗВЕСТНЫЙ – непроизносимая согласная в корне слова проверяется словом известен.
4) ДОСРОЧНО – в наречии написание суффикса зависит от ударения.
5) ПРЕГРАЖДАТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к слову очень.
13
Вариант 19. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) СЛЫШАЩИЙ – написание гласной А в суффиксе действительного причастия настоящего времени определяется принадлежностью ко II спряжению глагола, от основы которого образовано это причастие.
2) НЕ ПРИСПОСОБЛЕНЫ (к труду) – частица НЕ с кратким страдательным причастием пишется раздельно.
3) СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ – сложное имя прилагательное, образованное на основе подчинительного словосочетания, пишется слитно.
4) БРОШЬ – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.
5) КАРАВАЙ – правописание безударных гласных в корне слова проверяется подбором однокоренных слов, в которых гласный звук находится под ударением.
123
Вариант 20. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАЗРЕЖЬТЕ (торт) – в форме повелительного наклонения глагола после шипящих пишется буква Ь.
2) БЕСЦЕЛЬНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.
3) ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный звук находится в ударном слоге.
4) НЕ ВЫУЧЕНЫ (уроки) – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.
5) ИСПУГАННАЯ (птица) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.
15
Вариант 21. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ВСТРЕЧЕННЫЙ – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.
2) ПРИПОДНЯТЬ – написание приставки определяется её значением – неполнота действия.
3) ВЬЮГА – буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного.
4) ВОСХИЩАТЬСЯ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный, пишется буква С.
5) СОРОКАЛЕТНИЙ – сложное числительное пишется слитно.
12
Вариант 22. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЗАГОРАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
2) НОЧЬЮ (уехать) – в наречии буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного.
3) РАРИТЕТ – в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные.
4) ЛЕЛЕЮТ (ребёнка) – в форме настоящего времени 3-го лица множественного числа глагола I спряжения пишется окончание -ЮТ.
5) КАЛАЧОМ – в суффиксе имени существительного под ударением пишется буква О.
34
Вариант 23. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) КРЕПКО-НАКРЕПКО (усвоить) – прилагательное, пишется через дефис, потому что образовано сложением основ с одним и тем же корнем.
2) ВСПОМИНАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
3) ПУТАНЫЙ (ответ) – в суффиксе прилагательного, образованного с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.
4) МЕДЛЕННО (произнести) – в наречии на -о пишется столько букв Н, сколько и в слове, от которого оно образовано.
5) МОЛОДЦЕВАТЫЙ (вид) – в суффиксе прилагательного после ц пишется буква Е.
45
Вариант 24. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЗАПИРАТЬ (на замок) – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.
2) ПРЕГРАДА – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-.
3) КАМЫШ – в имени существительном 3-го склонения после шипящих не пишется буква Ь.
4) ТАЮЩИЙ (лёд) – в действительном причастии настоящего времени, образованном от основы глагола I спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.
5) ВЫНЕСИТЕ (обязательно) – в окончании глагола I спряжения в форме 2-го лица множественного числа пишется окончание -ИТЕ.
24
Вариант 25. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРОГЛОТИТЬ – в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная.
2) НЕ РАЗРАБОТАН (вопрос) – краткое страдательное причастие прошедшего времени с частицей НЕ пишется с раздельно.
3) РАСТАЯВШИЙ (лёд) – правописание гласной в суффиксе действительного причастия прошедшего времени зависит от принадлежности к спряжению глагола.
4) ВСКРИКНУТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
5) КАМЕННЫЙ – в прилагательном, образованном с помощью суффикса
-ЕНН-, пишется НН.
24
Вариант 26. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПЕСЧАНЫЙ – в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.
2) СТЕРПЕТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
3) ЛОГОТИП – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.
4) НЕ ЗАПОЛНЕНЫ (страницы) – частица НЕ с кратким страдательным причастием прошедшего времени пишется раздельно.
5) ОТТАЯВШИЙ – перед суффиксом -ВШ- действительного причастия прошедшего времени пишется та же буква, что перед -ТЬ в неопределённой форме глагола, от которого оно образовано.
145
Вариант 27. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ОБОЗНАЧЬ (направление) – буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного.
2) НЕМЕЦКИЙ (станок) – в относительном прилагательном, образованном от существительного с основой на -Ц, пишется суффикс -К-.
3) ОЧАРОВАНИЕ – в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная.
4) ЦЫПЛЁНОК – в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением).
5) (дверь) НЕ ЗАКРЫТА – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.
24
Вариант 28. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРЕУСПЕВАТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставке пере-.
2) РАСТАЯТЬ – в корне слова с чередующейся гласной перед -СТ пишется буква А.
3) БЛИЗКИЙ – в качественном имени прилагательном, имеющем краткую форму, пишется суффикс -К-.
4) БЕЗВРЕДНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква З.
5) ЛЫЖНИЦЫ – в окончании имени существительного после Ц пишется буква Ы.
35
Вариант 29. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАСЦАРАПАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.
2) РАСКЛЕИВШИЙ – написание гласной перед суффиксом -вш- действительного причастия прошедшего времени зависит от принадлежности к спряжению глагола.
3) ПОДЫТОЖИТЬ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
4) НЕВЗРАЧНЫЙ – слово не употребляется без НЕ, поэтому пишется слитно.
5) УЧИЛИЩ – в форме родительного падежа множественного числа имени существительного 2-го склонения после шипящего пишется буква Ь.
34
Вариант 30. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) НЕНАВИДЯЩИЙ – в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола II спряжения, пишется буква Я.
2) НЕКОТОРЫЙ – в неопределённом местоимении без ударения пишется приставка НЕ-.
3) НЕУДАЧНЫЙ – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.
4) ПОЛ-ЛИСТА – пишется через дефис, потому что после пол- стоит буква л.
5) СКОШЕННЫЙ (луг) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.
145
Решу огэ
(1)В переписке с Колькой Оля часто упоминала о какой-то важной просьбе, но Колька никогда не придавал её словам значения. (2)Он обещал дворовым ребятам вести переписку с уехавшей девочкой, но выполнять её поручения не был обязан. (3)Вся эта девчачья ерунда настоящего мужчину интересовать не должна. (4)Что у неё там в голове может быть важного? (5)Одна чепуха!
(6)Но однажды Кольке пришло письмо. (7)Оля всё же рассказала о том, что так долго её волновало:
«(8)Коля! (9)Скоро мама окончательно закончит все вопросы с работой (ты сам знаешь), и мы переберёмся в другой город.
(10)Две наши комнаты на первом этаже в доме строителей, где мы жили с папой и бабушкой, отдадут другим людям. (11)Ты должен сделать так, чтобы туда въехала наша школьная гардеробщица Анна Ильинична.
(12)Я давно уже заметила, что она как придёт с работы, так со своими дочками-двойняшками, девчонками лет по пяти, до темноты во дворе гуляет. (13)Будто они в детском саду не нагулялись! (14)Оказалось, семья гардеробщицы на десяти метрах умещается — в крохотной комнатушке, при кухне. (15)А ведь их пятеро! (16)Это просто дикая несправедливость. (17)У Анны Ильиничны взрослая дочь, муж её какие-то экзамены заочно сдаёт, и, чтобы двойняшки не мешали, она, даже не отдохнув после работы, с девочками по двору слоняется. (18)И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет. (19)Они-то бегают, им тепло, а она руками по бокам колотит, на одном месте прыгает, а домой не идёт: пусть те двое в тишине занимаются!
(20)Я много раз её девчонок к себе забирала, чтобы она отдохнула хоть немного. (21)А когда мы решили уезжать, так сразу решила, что в наши комнаты должна переехать Анна Ильинична со всей своей семьёй.
(22)Они сами такие люди, которые за себя не попросят и никаких бумажек собирать не станут.
(23)Я все справки за них собрала и в жилищно-коммунальный отдел раз пять бегала. (24)Там согласились выписать ордер. (25)Но тут Ерёмкины на дыбы встали.
(26)Это наши бывшие соседи — муж и жена. (27)Они такие люди: им о чужой беде говоришь, а они в этот момент только о себе думают. (28)И даже рады, что несчастье с кем-то другим случилось, а их стороной обошло.
(29)Я Ерёмкиным про Анну Ильиничну рассказывала, а они в этот момент (по лицам их видела!) думали только об одном: как хорошо, что у них большая комната, на солнечной стороне и не при кухне! (30)И потом сразу же о справедливости заговорили. (31)Не по закону, мол, и несправедливо, чтобы в хорошую квартиру дома строителей въезжали люди, которые на стройке не работают. (32)Ерёмкины — те люди, которые все законы наизусть знают, и всегда так выходит, что законы обязаны срабатывать в их пользу, и справедливость они как-то всегда к своим интересам умудряются приспосабливать. (33)И обязательно начинают восклицать: «(34)Мы будем бороться за правду!» (35)Они о себе думают, не о правде.
(36)Они стали всюду заявления строчить, будто они о правах строителей беспокоятся. (37)А на самом деле они просто не хотят, чтобы сразу трое детей в квартиру въезжали.
(38)Я слышала, как Ерёмкина говорила своему супругу: «(39)Крик вечно будет под самым ухом!»
(40)Я перед самым своим отъездом письмо в стройуправление написала: мол, в доме проживают дети строителей, а Анна Ильинична работает в школе, где эти самые дети учатся, — значит, и она имеет к строительству отношение. (41)Самое непосредственное! (42)Со мной согласились. (43)И Ерёмкины приумолкли.
(44)Но вдруг после моего отъезда они снова развернут наступление на Анну Ильиничну? (45)Это было бы очень несправедливо!
(46)В общем, помоги Анне Ильиничне. (47)Сердце у меня за неё болит».
(48)В коротком ответном письме Коля написал:
«(49)Здравствуй, Оля!
(50)Я сегодня почти всю ночь не спал. (51)Мне казалось, что кто-то уже вселяется в вашу квартиру. (52)Я теперь ни о чём другом не думаю!
(53)Я думал, ты мне чушь какую-нибудь, мелочь несусветную поручишь… (54)Всё сделаю. (55)За настоящую правду буду бороться».
(По А. Г. Алексину*)
* Анатолий Георгиевич Алексин (1924 — 2021) — русский советский и израильский писатель, сценарист и драматург.
§
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Е.В. Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Е.В. Джанджаковой.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.1 Известный лингвист Е.В. Джанджакова говорила: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Не вызывает сомнения, что мышление и речь тесно взаимосвязаны, речь является показателем уровня интеллектуального и духовного развития человека: чем ниже уровень развития человека, тем беднее его речь. В оформлении мысли немаловажную роль играет грамматика. Так, использование в речи сложноподчиненных предложений свидетельствует о том, что человек умеет грамотно, стройно сформулировать высказывание, а, следовательно, и мыслит он последовательно, логично.
Обратимся к тексту Юрия Яковлева.
Проанализируем грамматический строй предложения 54 (И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса.) Оно представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Кроме того, предложение осложнено однородными дополнениями (к зданию, к жизни, к окнам). Это позволяет автору составить ёмкое высказывание, показать, насколько важны герою его переживания.
Предложение №60 (И побежал.), напротив, простое, как бы однозначно подводящее итог неожиданно завязавшемуся знакомству: герой не будет изменять себе, своему чувству, потому что это чувство и есть самое главное в нём. Так, ресурсы синтаксиса помогают точно и связно выразить авторский замысел.
Подводя итог нашего рассуждения, приходим к выводу, что Джанджакова была права в утверждении, что очень важно правильно подобрать нужные средства для выражения мысли.
15.2 Небольшой отрывок заканчивается словами «Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе». Этими словами Юрий Яковлев описывает состояние главного героя, мальчика, который от отчаяния решился отказаться от своей тайной мечты: дождаться, пока Диана выйдет к нему, заметит его и (может даже) пригласит слушать ноктюрн и пить чай.
Мы знаем, почему мальчик стоит под дождём, не идёт домой, почему смотрит на окна музыкального училища. Потому что среди звуков разных музыкальных инструментов он слышит только голос скрипки, скрипки, которая в руках у Дианы поёт, смеётся и устало бредёт по земле. Эта девочка завладела душой и сердцем героя, но и её скрипка, и сама Диана холодны и неприступны.
Случайная знакомая, круглолицая девочка с виолончелью, напротив, «сама заговаривает, и не убегает, и зовёт его слушать ноктюрн и пить чай.» Соглашаясь идти с нею, главный герой пытается убедить себя в том, что она «славная девочка» и что ему не стоит больше ждать, пока Диана его заметит.
Но, как говорят, сердцу не прикажешь. Увидев себя как бы со стороны и поняв, что он поступает против души, мальчик принимает подсказываемое сердцем решение: чтобы остаться самим собой, он будет ждать столько, сколько нужно. И никакие посторонние девочки с виолончелями и ноктюрнами не в состоянии помешать этому. В его мечтах только одно: была бы вместо этой круглолицей его Диана…И ничего с этим не поделаешь: такова любовь…
15.3 Человеку свойственно любить, то есть испытывать глубокое эмоциональное влечение, ощущать сердечную привязанность. Именно такие чувства мы называем любовью. Роль любви в нашей жизни огромна: начинается она с любви к маме, к родной земле, к домашним питомцам. Взрослея, мы влюбляемся и выбираем среди сотен тысяч людей того единственного человека, от мыслей о котором замирает душа и колотится сердце. Юношеская влюблённость — это способность восхищаться и восторгаться избранником и бесконечное желание нравиться ему, привлекать к себе внимание и быть рядом с ним.
Почему мальчик, герой Юрия Яковлева, стоит под дождём, не идёт домой, почему смотрит на окна музыкального училища? Потому что среди звуков разных музыкальных инструментов он слышит только голос скрипки, скрипки, которая в руках у Дианы поёт, смеётся и устало бредёт по земле. Мы знаем, что закончится репетиция, и Диана пробежит мимо, не догадываясь, что её ждут; мы не знаем, заметит ли она когда-нибудь мальчика, но абсолютно точно одно: он будет ждать столько, сколько нужно. И никакие посторонние девочки с виолончелями и ноктюрнами не в состоянии помешать этому. В его мечтах только одно: была бы вместо этой круглолицей его Диана…
Из влюблённости может вырасти настоящая любовь. Герой повести Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринёв искренне любит Машу Миронову, она отвечает ему взаимностью. Они не просто восторгаются друг другом, они спасают друг друга в тяжелейших жизненных ситуациях. Пример их отношений, основанных на любви и желании сделать счастливым другого человека — это пример, достойный подражания. Есть на страницах повести и другая любовь, отталкивающая и пугающая — любовь Швабрина к Маше. Швабрин не способен на глубокое чувство, он может пойти на низость и подлость, чтобы добиться своего, о чувствах любимого человека он не думает.
Любовь бывает взаимной и безответной. Первая делает человека счастливым, вторая делает его несчастным. Ради любви человек может совершить подвиг, а может пойти на преступление. Это огромная сила, способная двигать людьми, распоряжаться их судьбами, вершить суд и даровать милость.
§
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М. Е. Салтыкова-Щедрина. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «А если игры не будет, что же тогда остаётся?» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
1. Для того чтобы построить высказывание, выражающее мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой.
Подтверждение этому находим в тексте Льва Толстого.
Так, в предложении №1 (Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.) для передачи мысли, о которой будет размышлять автор, используется сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи. Кроме того, предложение осложнено причастным оборотом, однородными определениями. Все это вместе и позволяет создать логично построенное, последовательное высказывание, целенаправленно включенное в текст.
Каждое предложение состоит из словосочетаний, которые строятся в соответствии с правилами грамматики. Так, например, в предложении 24 словосочетание «зимние вечера», построенное на основе согласования, предполагает определенные правила связи главного и зависимого слов: зависимое употребляется в том же роде, числе и падеже, что и главное.
Таким образом, нам удалось доказать, что грамматика помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете, свидетельствует о том, как думают люди. Поэтому можно утверждать, что прав был русский писатель М. Е. Салтыков-Щедрин, когда говорил: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
2. Финальные строчки текста Льва Толстого говорят о том, что нужно уметь играть, отдаваясь игре по-детски преданно и самозабвенно, иначе игры не получится: «А если игры не будет, что же тогда остаётся?»
Володя, герой текста Толстого, у которого «было много здравого смысла и слишком мало силы воображения, чтобы вполне наслаждаться игрою в Робинзона», из-за своей напыщенности и важности и сам не играет, и портит игру всем остальным ребятам. Он производит отталкивающее впечатление, потому что считает себя умнее и важнее других.
Автор даёт понять, что сам он к детским фантазиям относится весьма благосклонно, ведь если ребёнок растёт в атмосфере творчества, сказ-ки, то он учится радоваться жизни, воспринимать мир открыто, с доброй душой.
Острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут, но биография человеческой души — это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве. Вот почему от того, как и в какие игры ребёнок играет, зависит многое — нельзя этого недооценивать.
3. Иногда кажется, что счастье — это то, чего не хватает или совсем нет в жизни. Тогда человек пытается найти это, сделать так, чтобы сбылись его мечты, — и это уже для него счастье. Счастье поиска, действия, испытаний. На мой взгляд, избитая фраза: «Счастье — это когда тебя понимают» — очень точное определение счастья. Счастливый человек чувствует любовь и поддержку близких, сам способен на самоотдачу, видит мир ярким, радостным и сам стремится сделать мир таковым.
Некоторым кажется, что счастье — это богатство. Богатый человек может позволить себе все: и отдых в экзотических странах, и дорогое жилье, и роскошные автомобили. Людей манит эта сказочная жизнь — и хочется, чтобы сказка стала реальностью. Но всё это мишура, за которой порой стоит одиночество и разочарование.
Володя, герой текста Толстого, у которого «было много здравого смысла и слишком мало силы воображения, чтобы вполне наслаждаться игрою в Робинзона», из-за своей напыщенности и важности и сам не играет, и портит игру всем остальным ребятам. Он производит отталкивающее впечатление, потому что считает себя умнее и важнее других.
Автор даёт понять, что сам он к детским фантазиям относится весьма благосклонно, ведь если ребёнок растёт в атмосфере творчества, сказки, то он учится радоваться жизни, воспринимать мир открыто, с доброй душой.
Если вокруг царит любовь, взаимопонимание, то человек чувствует себя защищённым и нужным, тогда в душе поселяется гармония, а это и есть счастье.
§
(1)Вечернее солнце светило в спину, и впереди Максима — третьеклассника, готовящегося послезавтра стать пионером, — на асфальте смешно шагала удивительно длинная и тонконогая тень. (2)Она прихрамывала. (3)Потому что Максим тоже прихрамывал: опять стало болеть перевязанное колено. (4)И во всём теле, как тяжёлая вода, колыхалась усталость.
(5)Проходя мимо витрины булочной, Максим глянул на своё отражение в стекле. (6)Да-а… (7)Вид, конечно, не тот, что утром. (8)Обшлага и локти у рубашки серые, верхняя пуговка на жилете висит на нитке, сам жилет помят, а штаны вообще в гармошку. (9)Ноги побиты и поцарапаны, словно Максим дрался со стаей камышовых котов. (10)Мама, конечно, огорчится… (11)А впрочем, ладно! (12)Он, пересиливший в себе за один короткий день столько страхов, возвращается победителем, а победителей, говорят, не судят.
(13)Тут Максим глотнул и торопливо отошёл от витрины. (14)Потому что, кроме самого себя, он разглядел за стеклом батоны и поджаристые караваи. (15)А у него, в потоке сегодняшних приключений не успевшего поесть, от голода мягко кружилась голова. (16)Ох, скорей бы домой! (17)Жаль, что бежать сил нет.
(18)На углу стояла тележка с навесом и надписью «Пирожки». (19)Пожилая, с морщинистым лицом продавщица в белом халате и крах маленой шапочке шуршала промасленными бумагами. (20)Максим, глотая слюну, подошёл и протянул пять рублей, заботливо положенные мамой в маленький кармашек, чтобы он пообедал в течение дня, а сдачу принёс домой в целости и сохранности.
(21)— Дайте, пожалуйста…
(22)Женщина выпрямилась так быстро, что Максим не договорил, и резко бросила:
(23)— Нету сдачи! (24)Ты бы ещё сто рублей дал! (25)Не видишь, что ли, деньги уже сдала!
(26)Как он мог видеть? (27)Белобрысый мальчишка, ещё совсем маленького роста, видел только пирожки — пузатые, золотистые. (28)Они ароматной горой возвышались в алюминиевой корзине. (29)Они были, наверное, с мясом и рисом…
(30)Максим пожал плечами и с неприятным чувством пошёл прочь, стараясь не хромать. (31)В конце концов, не умрёт же он! (32)Чем стоять и клянчить, лучше потерпеть, потому что Максимка не любил унижаться.
(33)А из-за спины донеслось ворчание:
(34)— От горшка два вершка, а с такими деньгами…
(35)Откуда они берутся, такие вредные люди? (36)И эта, и Марина, несправедливо обвинившая Максимку в воровстве, и та тётка за забором, накричавшая на него ни за что… (37)Все эти мысли крутились в голове мальчонки, когда он вдруг услышал тот же голос, который, правда, звучал уже как-то по-иному:
(38)— Мальчик! (39)Мальчик, подожди!
(40)Что ей ещё надо? (41)Придраться хочет, откуда деньги? (42)Максим остановился, посмотрел назад.
(43)— Мальчик! — позвала продавщица несердито. (44)— Подойди сюда.
(45)Он опять пожал плечами и подошёл.
(46)— Возьми, дружок, скушай,— сказала продавщица и протянула пирожок, аккуратно завёрнутый в бумажную салфетку.
(47)— Да что вы, не надо,— торопливо произнёс Максим и, кажется, покраснел.
(48)— Возьми, возьми, не сердись.
(49)Она была теперь совсем не злая. (50)Улыбчивая и чуточку виноватая.
(51)«Спасибо, не хочу», — хотел сказать Максим, но пирожок был такой изумительно аппетитный, что рука, не медля ни секунды, потянулась к нему сама. (52)А язык сам сказал:
(53)— Спасибо большое…
(54)— Кушай на здоровье. (55)Не обижайся на старую, это я на солнце настоялась, умаялась за день…
(56)Максим ещё раз сказал спасибо и пошёл, оглядываясь и думая о том, как всё-таки странно устроен мир: не сразу поймёшь, хороший человек или плохой, сердитый или добрый, и почему это происходит.
(по В. П. Крапивину) *
* Владислав Петрович Крапивин (род. в 1938 году) — советский и российский детский писатель. Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки.
§
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н. С. Валгиной: «В синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Им снится, что их любят — не за что-то, а просто потому, что они есть».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.1 Современный лингвист Н. С. Валгина говорила: «В синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира». Чтобы понять смысл этого высказывания, нужно вспомнить, что такое синтаксис. Синтаксис — это раздел грамматики — наука о соединении слов и строении предложений. Автор высказывания убеждена, что связь между предметами и явлениями в нашем сознании выражается в том числе и через синтаксические нормы построения словосочетаний и предложений.
Обратимся к тексту И.А. Клеандровой. Проанализируем грамматиче-ский строй предложения 26 (Им снится, что их любят — не за что-то, а просто потому, что они есть.) — оно представляет собой сложную синтаксическую конструкцию, в которой части связаны бессоюзной и подчинительной связью. Это позволяет автору рассказать о том, как девочки воспринимают отношение окружающих к себе, как сложен мир человеческих отношений и ценностей. Предложение №9 (И в один прекрасный день их купили в подарок девочке Маше.), напротив, простое, как бы однозначно подводящее итог беззаботной и бессмысленной жизни двух подруг: автор словно хочет сказать — непременно должно что-то случится, чтобы их понимание жизни изменилось. Так, ресурсы синтаксиса помогают точно и связно выразить авторский замысел.
Подводя итог нашего рассуждения, приходим к выводу, что Н. С. Валгина была права в утверждении важной роли синтаксиса для выражения отношения говорящего к окружающему миру.
15.2 Финальные строки текста подводят итог размышлениям автора о жизненных ценностях. Софье и Лене нравилось, что их любят за внешность, но увидев себя в образе кукол, девочки поняли, что Маша, хозяйка кукол, любит их просто за то, что они есть, и принимает их такими, какие они есть. Это очень ценно. Подтвердим наше предположение примерами из текста.
В предложении 8 говорится о том, что девочки, став куклами, увидели себе настоящую цену под стать выбранным ими жизненным ценностям: «Так они и стали теперь жить — по-королевски наряженными пленницами стеклянных витрин и искусно раскрашенных целлулоидных коробок». За красивой внешностью у них ничего. Их жизнь сведена к яркой, но бессмысленной упаковке.
Катя, несмотря на свой невысокий ценник в магазине, сразу занимает место в сердце своей новой хозяйки: «Ты видишь, как девочка любит Катю: она её из рук почти не выпускает, и ложится спать, и ест вместе с ней, а мы с тобой день и ночь скучаем на тумбочке.» Значит, истинная красота вовсе не во внешности, а в каком-то внутреннем наполнении. Это поняли Софья и Лена.
Ценность — это важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Для кого-то важны материальные ценности: деньги, еда, одежда, жилье. Для кого-то приоритетными являются духовные ценности: духовный поиск, раскрытие и реализация своего предназначения, творческое саморазвитие. «Именно эти ценности являются главными», — вот вывод, к которому приходят героини.
15.3 Ценность — это важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Для кого-то важны материальные ценности: деньги, еда, одежда, жилье. Для кого-то приоритетными являются духовные ценности: ду-ховный поиск, раскрытие и реализация своего предназначения, творческое саморазвитие.
Софье и Лене нравилось, что их любят за внешность, но увидев себя в образе кукол, девочки поняли, что есть на свете более важные ценности, чем внешняя, пусть даже очень красивая, оболочка. Их подруга Катя некрасивая, но она по праву занимает главное место в сердце маленькой хозяйки кукол, потому что у неё другие ориентиры, она не пустышка.
Размышляя, какие ценности выбрать для себя в качестве жизнен-ного ориентира, вспоминаются литературные герои Гоголя: Остап и Андрий из повести «Тарас Бульба». Остап остается верен родине, отцу, принимает смерть за товарищей, смело глядя врагу в лицо. Андрий предал отца, друзей, родину. Мне ближе Остап. Я бы не хотела в жизни встретить на своём пути таких людей, как Андрий.
Список жизненных ценностей у каждого свой. Наши мечты безграничны. Но главное на пути к мечте — понимать, что для тебя действительно важно. Твои жизненные ценности играют ключевую роль в твоей судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, осуществление жизненного предназначения, взаимоотношения с другими людьми.
§
(1)Во двор вошли трое ребят. (2)Они выглядели обыкновенно, только Санька сразу понял, что они детдомовские.
– (3)Вам чего? — грубо спросил Санька с тем выражением, с каким в деревне все разговаривают с побирушками.
– (4)Хлеба не продадите? — спросил один из троих.
– (5)Нету! — сказала мать. — (6)Тут самим есть нечего! — (7)И торопливо побежала в избу, не оглядываясь.
– (8)Ну, чего ждёте? — ещё грубей крикнул Санька.
– (9)Хлеба!
– (10)Сказано вам!
– (11)Так везде говорят, а после всё-таки продают.
– (12)А деньги есть?
– (13)Вот… — (14)Один из них, приземистый, протянул деньги Саньке.
– (15)Легко отдаёшь, — сказал Санька. — (16)А если я отберу эти деньги, а вас выгоню?!
– (17)Отдай, — буркнул приземистый.
– (18)Возьми-кась, — проговорил Санька, ощущая, как растёт в нём ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим. — (19)Ну? (20)Попробуй!
– (21)Отдай! — попросил вежливо высокий.
– (22)Фашист ты, понял?! — вдруг хрипло выговорил приземистый.
– (23)Обзываться? (24)Да? (25)Хлебца просить? (26)И обзываться?! (27)А вота!.. — крикнул Санька и, не глядя, рванул поперёк все деньги, все бумажки, что были в кулаке. (28) Он видел, как растерялись детдомовские, и сам растерялся.
– (29)Вота! — сказал он, показывая половинки бумажек. (30)И вдруг, как будто поняв, что дело сделано, и уже не поправишь, и что надо стоять на своём, Санька стал рвать деньги дальше, в мелкие клочья, приговаривая:
– (31)Вота! (32)У меня батю… на фронте… а вы обзываться…
(33)Детдомовские, все втроём, двинулись на него — Санька приготовился к драке. (34)Как будто все Санькины чувства: и превосходство, и злость, и презрение, и отчаянность, что уже были в нём, — всё это вдруг передалось детдомовским, а Санька остался ни с чем.
(35)Длинный парень шагнул вперёд и сказал:
– (36)Хочешь драться? (37)Бей, я один здоровый. (38)Они раненые. (39)А его отец, — высокий кивнул на очкастика, — рядом с твоим, может, лежит. (40)Тоже убитый. (41)И в семье у него осталось двое, а было восемь человек. (42)Вот и бей, чего ж не бьёшь?
– (43)Не надо, пацаны, — поморщившись, сказал очкастик. — (44)Ну его! (45)Нашли кому объяснять.
(46)Санька почувствовал, что детдомовские не принимали его на равных, будто им было известно что-то такое, чего Санька не знает и не будет знать никогда.
– (47)Посидите чуток, я сейчас… — тихо сказал он. (48)Санька хотел им сказать, что он возьмёт в доме еды и хлеба достанет где-нибудь на все те деньги, что он разорвал. (49)Но детдомовские всё и так поняли.
– (50)Да не надо, ведь мы не себе хотели, — сказал длинный, — докторше нашей. (51)Больным и раненым хлеб раздаёт, а сама голодная.
(52)Санька кинулся было в избу, но столкнулся на пороге с матерью, которая держала в руках чугунок.
– (53)Постойте, мальцы… (54)Вот картошек варёных возьмите.
– (55)Мамк, ты денег не бери! — заторопился Санька. — (56)Слышь, не надо! (57) Они не себе хлеба хотели купить, докторше!.. (58)Она, говорят, отказывается, а сама голодная ходит!
(59)Мать поставила чугунок на перильце, распрямилась.
– (60)Да поняла я, поняла, — кивнула она головой. — (61)Вот же какие люди бывают на свете… (62)То ли дурные, то ли святые… (63)Ах, господи… (64)Берите, мальцы, ешьте.
(По Э. Шиму) *
* Шим Эдуард Юрьевич (Эдуард Юрьевич Шмидт) (1930—2006) — современный писатель, драматург. Автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.